Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ИНКЛЮЗИВНОГО ДОУ Егупова Ольга Владимировна- зам.директора ЦППРиК «Тверской» учитель – логопед высшей категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система контроля педагогической деятельности в коррекционных группах.
Advertisements

БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Годовой отчёт гг. Подготовила Учитель – логопед МБДОУ ДС 26 Батманова Ольга Васильевна.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 4 города Новокуйбышевска городского округа.
Индивидуальная работа по развитию речи. Цель: Формирование правильной речи, её активизация и обогащение.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели МБДОУ ДС КВ 34 пгт Афипского МО Северский.
О собенности работы воспитателя коррекционной логопедической группы В работе воспитателя логопедической группы можно выделить 2 направления работы: 1.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
Учитель - логопед Галимова В. Н. МБОУ детский дом 14 МБОУ детский дом 14 г. Челябинска.
Подготовила : воспитатель Киваева Н. А.. - создание команды единомышленников, куда вошли учитель - логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор.
Игровое занятие в средней логопедической группе «Путешествие в мир природы» Успех коррекционной работы в логопедической группе во многом зависит от взаимодействия.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МКДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ АУТИЗМОМ Учитель-логопед Солопова Н.Б. ГБОУ Борский психологический центр.
Логопедическое сопровождение Учитель - логопед МОУСОШ 34 г. Владимира Агафонова Татьяна Валерьевна.
Бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Транксрипт:

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ИНКЛЮЗИВНОГО ДОУ Егупова Ольга Владимировна- зам.директора ЦППРиК «Тверской» учитель – логопед высшей категории

О СОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РАЗНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДОУ Структур ное подраздел ение Нагрузка Кол- во детей Хар-ка детского контингента Виды работ, их продолжительность Лекотека0,5 ставки 12 детей основного состава Дети от 2-х мес. до 7 лет. Речевые нарушения от самых тяжелых до единичными нар. звукопроизношения Инд.игровой сеанс – 60 мин. Групповая работа 60 – 90 мин. Диагностический сеанс – 60 мин. Локальный акт о длительности индивидуальных и групповых занятий

О СОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РАЗНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДОУ Структурное подразделен ие Нагрузка Кол- во детей Хар-ка детского контингента Виды работ, их продолжител ьность Группа кратковр. пребывания «Особый ребенок» 1 ст. на логопеда/дефе ктолога 5 детей Дети от 3 до 7-8 лет Речевые нарушения – самые тяжелые Инд.занятия от 15 до 30 мин. Часто 1 занятие фронтальное по развитию речи Инд.нагрузка на одного ребенка в неделю не должна превышать: Мл.гр. – 11 занятий Ст.группа – 15 занятий Ср.гр. – 12 занятий Подг.гр. – 17 занятий

О СОБЕННОСТИ РАБОТЫ В РАЗНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДОУ Структурное подразделен ие Нагрузка Кол- во детей Хар-ка детского контингента Виды работ, их продолжител ьность Группа для детей со сложной структурой дефекта 0,5 ставки 5 человек Дети от 2-х до 7 лет Речевые нарушения самые разнообразные Инд.занятия – 15 – 30 мин. Фронтальные/ подгрупповые занятия – 15 – 30 мин. Очень часто дети имеют опыт инд. коррекционной работы и опыт посещения ДОУ Сан ПиН Пункты 1.6, 1.11, 12.4, от до Весь пункт 10, 11

П РОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Содержание образовательного процесса определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраст, структура нарушения, уровень психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

П РОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей), ч.1 – Детский сад/ Под ред. Л.И.Плаксиной – М.: ГороД, «Коррекционная работа в детском саду», под ред. Л.И.Плаксиной

П РОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями в развитии», под ред. Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста Е.Г.Захарова Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников. Под ред. Л.П.Носковой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) Сборник 1,подготовительный, 1-7 классы. Просвещение, 2003 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей, имеющих ЗПР) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида 1 и 2 отделения. Просвещение,2003

П РОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Л.Б.Борякова, О.П.Гаврилушкина и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.Просвещение, 2001

П РОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под ред.С.Г.Шевченко Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. М.Дрофа, 2001 Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Составитель: С.Г.Шевченко. М.Дрофа, 2001

У РОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Почти полное отсутствие общеупотребите льной речи I этап «Однословное предложение» «Начатки общеупотребит. речи » II этап «Предложение из слов - корней» III этап «Первые формы слов или первые случаи словоизменения» IV этап «Усвоение флексий» Фразовая речь с элементами лексико – грам. недоразвития V этап «Усвоение предлогов» VI этап – соответствие традиционному 3 уровню

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. П ЕРВЫЙ УРОВЕНЬ / ПЕРВЫЙ ЭТАП – «О ДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ». Характеристика речевых возможностей ребенка Основные направления и задачи логопедического воздействия Характеризуется наличием в речи ребенка только отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствием возможности объединить две словесные единицы в одном высказывании -Развитие понимания речи -Обогащение пассивного словаря - Активизация речевого подражания - Работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением (ЗВУКИ НЕ СТАВИМ)

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. В ТОРОЙ УРОВЕНЬ / ВТОРОЙ ЭТАП – «П РЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ СЛОВ - КОРНЕЙ ». Характеристика речевых возможностей ребенка Основные направления и задачи логопедического воздействия Характеризуется появлением умения соединить в одном высказывании два или более аморфных слова при полном отсутствии словоизменения существительных. - Развитие понимания речи -Обогащение пассивного словаря - Формирование первых форм слов -Работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением -Развитие фонем.слуха - Логопедический массаж

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. В ТОРОЙ УРОВЕНЬ / ТРЕТИЙ ЭТАП – «П ЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ ИЛИ ПЕРВЫЕ СЛУЧАИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ». Характеристика речевых возможностей ребенка Основные направления и задачи логопедического воздействия В речи детей появляются конструкции типа именительный падеж + согласованный глагол изъявительного наклонения 3-го лица, с правильным использованием окончаний. Некоторые слова начинают использоваться детьми в 2 – 3 формах -Развитие понимания речи - Обогащение пассивного словаря - Формирование двусоставного простого предложения -Работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением -Развитие фонем.слуха - Логопедический массаж

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. В ТОРОЙ УРОВЕНЬ / ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – «У СВОЕНИЕ ФЛЕКСИЙ ». Характеристика речевых возможностей ребенка Основные направления и задачи логопедического воздействия Характеризуется появлением возможности оформлять употребляемые слова с помощью разных окончаний. При построении предложения некоторые слова оформляются грамматически правильно, большинство же употребляется аграмматично - Развитие понимания речи - Формирование предложения из нескольких слов - Сопоставление грамматических форм слов -Работа над звукопроизношением и ССС -Развитие фонем.слуха - Логопедический массаж - Артикуляционная гимнастика и формирование межсистемных взаимодействий.

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. Т РЕТИЙ УРОВЕНЬ / ПЯТЫЙ ЭТАП – «У СВОЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ ». Т РЕТИЙ УРОВЕНЬ / ШЕСТОЙ ЭТАП. Характеристика речевых возможностей ребенка Основные направления и задачи логопедического воздействия Пятый этап – «Усвоение предлогов». Появляются попытки использовать сложные типы предложений. При употреблении предложных конструкций много случаев правильного одновременного оформления простого предлога и флексии. Шестой этап соответствует третьему уровню речевого развития, т.е. развернутой фразовой речи с пробелами формирования лексики, грамматического строя и фонетики. - Артикуляционная гимнастика и формирование межсистемных взаимодействий. - Формирование речевого дыхания. - Формирование правильного звукопроизношения и ССС. - Формирование фонематического слуха. - Обогащение и активизация пассивного и активного словаря. - Формирование лексико – грамматических средств языка. - Развитие связной речи.

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС Особенности проведения занятий: - не все дети готовы к инд.логопедическим занятиям - логопедические занятия носят нетрадиционный характер. Логопед – как полиуниверсальный специалист - особенности работы напрямую зависят не от уровня речевого развития, а от выраженности основных нарушений при РАС

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС « Неговорящие дети» - первая группа - провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого (предметная деятельность) - провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции (ритмы) - повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, в т.ч. вокальной аутостимуляции

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС « Дети с набором стереотипных фраз» - вторая группа -провоцирование на изменение интонации собств. фраз - провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции (ритмы) - развитие способности к последоват. изложению событий (НЕ ТРАДИЦ. КАРТИНКИ, а послед. изложение событий дня): рисование сюжета на глазах у ребенка, дневники, календари, рисунки про самого ребенка - развитие интереса и привитие любви к чтению

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС « Дети с развернутой речью» - третья и четвертая группа - развитие интереса и привитие любви к чтению - развитие возможностей диалога - расширение «мира его интересов и фантазий» -работа с загадками - традиционные формы работы

С ОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС. О БУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ «Глобальное чтение» - чтение автомат. энграмм - чтение слов - чтение письменных инструкций (схема тела, план комнаты) - чтение предложений «Послоговое чтение» (методика Т.С.Резниченко)

О СОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Этап занятия Деятель- ность детей Деятельность «особого ребенка» Примечание Орг. момент Основная часть Итог занятия

О СОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Синтез 2 подходов к планированию и проведению занятий: лексического и лексико – грамматического. На первом занятии основной акцент делается на обогащение словарного запаса и выработку навыков образования и практического применения какой - либо грамматической категории. На послед. занятиях проводится закрепление навыков полученных на первом занятии и проводится работа по формированию связного речевого высказывания.

В ОСПИТАТЕЛЬ – АКТИВНЫЙ ПОМОЩНИК ЛОГОПЕДА. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Концентрация всех занятий воспитателя на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» Систематические коррекционные занятия воспитателя по заданиям логопеда, дефектолога.

З АНЯТИЯ ПО « РАСТОРМАЖИВАНИЮ РЕЧИ » 1. Ритуал приветствия. 2. Разминка (различные хороводные и народные игры с включением прыжков, ходьбы, бега, физич. упражнений) 3. Основная часть: - массаж (руки и ноги, зубные щетки и су-джок) - массаж лица, пассивная и активная арт.гимнастика - развитие дыхания - игры и упражнения на развитию слух.внимания, фонем.слуха - упражнения на повышение уровня активации, энергоснабжения и статокинетический баланс псих.процессов (кричалки, слухо-двигат.регуляция, регуляция мыш.тонуса) - двигательные упражнеия (схема тела, реципроктные взаимодействия) речевые упражнения (тематические, работа над гласными) - 4. Ритуал прощания.

Д ОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА - индивидуальные речевые карты; - детские тетради детей; - журнал учета индивидуальных и групповых занятий; - тематические планы фронтальных подгрупповых занятий по: развитию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи, по формированию фонетической стороны речи, по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте; - тетрадь учета консультаций родителям; - тетрадь вечерних коррекционных занятий воспитателя по заданию логопеда.

Д ОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В конце учебного года, каждый учитель – логопед сдает методисту ДОУ следующие документы : - журнал учета инд. и групповых занятий; - отчет о работе за истекший учебный год; - диагностику речевого развития детей своей группы, с указанием динамики речевого развития и анализом результативности работы по программе; - перспективный план работы на будущий учебный год.