«Современный урок: проблемы и пути решения» « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель технологии МБОУ «СОШ40» Пучнин Юрий Александрович Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения Современный урок как главное.
Advertisements

Алгоритм методического анализа проведенного урока Н.Н.Харитонова, заместитель директора МОУ ДПОС «Учебно-методический центр»
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Тема педсовета: «Урок! Каким он должен быть в аспекте ФГОС НОО?»
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Урок как основная форма реализации требований ФГОС.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Развитие универсальных учебных действий. Повестка педагогических чтений 1. Малькова Т.А. «Новые подходы в построении урока на основе новых стандартов.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиции формирования универсальных учебных действий МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Транксрипт:

«Современный урок: проблемы и пути решения» « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский Автор: Корытникова Е.Ю., учитель начальных классов МБОУ «СОШ 17» г.Усолье-Сибирское

Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о современном уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Критерии результативности урока в рамках ФГОС. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

Критерии результативности урока в рамках ФГОС. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».

Схема анализа урока по ФГОС. Класс__________________________________________________________________ Предмет_______________________________________________________________ Автор учебника_________________________________________________________ Тема урока_____________________________________________________________ Этапы анализаБаллы 1.Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? 2.Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. 3.Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал) 4.Соответствие урока требованиям ФГОС: 4.1.Ориентация на новые образовательные стандарты. 4.2.Нацеленность деятельности на формирование УУД 4.3.Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. 5.Содержание урока: 5.1.Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям 5.2.Соответствие содержания урока требованиям программы. 5.3.Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 5.4.Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. 6.Методика проведения урока: 6.1.Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. 6.2.Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») 6.3.Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. 6.4.Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) 6.5.Применение диалоговых форм общения. 6.6.Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. 6.7.Осуществление обратной связи: ученик-учитель. 6.8Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. 6.9Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен Формирование навыков самоконтроля и самооценки. 7.Психологические основы урока: 7.1.Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. 7.2.Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. 7.3.Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 7.4.Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. 8.Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. 9.Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) Итого: За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Технологическая карта урока Тема урока _______________________________________________________________________ Цели для ученика Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урокаФорма урока Опорные понятия, терминыНовые понятия Формы контроляДомашнее задание Этап урока Деятельность учителяДеятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Предмет: Тема урока: Тип урока: Представление о результатах: - личностные: - метапредметные: - предметные: Цель урока: Технология: п/п Этап урока ЦельДеятельность учителя Деятельность учащихся Результат Технологическая карта урока

Тема урока, место в общей теме. Цель урока Планируемые результаты данного урока Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: На основе знаний будут уметь: Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Личностные: подчеркнуть, дописать (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего). Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач) Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности). Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу). Организация урока Межпредметные связи: Формы работы на уроке: Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) Создание проблемной ситуации и пути её решения. Виды заданий: (кратко указать содержание) Репродуктивные - Импровизационные – Эвристические – Задания на самоорганизацию и самоконтроль- Формы контроля усвоения темы: Оценка результатов деятельности ученика: (какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми) Самооценка учителя по уроку (рефлексия). Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) _________________________________________.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти

Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Объекты контроля в соответствии с ФГОС метапредметные и предметные результаты (применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действий); компоненты учебной деятельности; универсальные учебные действия; индивидуальные достижения учащихся; продвижение в развитии определенных личностных характеристик.

Основные трудности при подготовке к уроку в рамках ФГОС Недостаточно методических программных разработок по ФГОСу, помогающих учителю разнообразить и подготовить урок. Нет разработанных контрольных материалов, которые помогут проверить усвоение УУД. Много теории, но нет практического материала по организации новых форм преподавания. Как и по каким критериям оценивать работу обучающихся. Как отчитываться о результатах сформированности УУД? Необходимо посещение семинаров и курсов, обмен практическим опытом с коллегами других школ, работающих по ФГОСу НОО. Необходимо включаться в работу по реализации ФГОСов – всего коллектива школы, для разработки контрольно-измерительных материалов, обмена опытом работы.