Роль системы менеджмента качества в условиях внедрения ФГОС НПО/СПО Фейгина Э.Е., доцент кафедры профессионального образования СПб АППО, 12.01.12.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Advertisements

1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Разработка оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ.
Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов СПО.
Проблемы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Условия реализации образовательных программ НПО и СПО и обеспечение качества профессионального образования Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор,
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Транксрипт:

Роль системы менеджмента качества в условиях внедрения ФГОС НПО/СПО Фейгина Э.Е., доцент кафедры профессионального образования СПб АППО,

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. N 184 ) 4. При осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям

Проект РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации Статья 2. Основные понятия качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека;

Составляющие качества Качество образования базируется на трех ключевых составляющих: Цели и содержание образовательного процесса; Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности; Состояние материально-технической базы и уровень информационной базы учебного процесса.

Система менеджмента качества (СМК) Это система для руководства и управления организацией применительно к установленным государственным стандартам качества. Стандартом качества в системе НПО/СПО выступают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Составляющие и особенности Федерального государственного образовательного стандарта НПО/СПО третьего поколения ФГОС НПО/СПО - это совокупность требований: - к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)- знания, умения, компетенции (общие, профессиональные); - к структуре ОПОП -дисциплины и модули ; - к условиям реализации ОПОП: общие требования к условиям реализации, требования к условиям организации учебной и производственной практик, кадровое обеспечение учебного процесса, учебно- методическое и информационное обеспечение, финансовое обеспечение, материально-техническое обеспечение; оценка качества освоения образовательных программ соответствующего уровня.; о Особенности ФГОС: - компетентностный подход - разработка образовательных стандартов совместно с профессиональными сообществами и на основе профессиональных стандартов; - реализация ФГОС при участии работодателей; - практикоориентированность; - повышение самостоятельности ОУ в формировании содержания образования

Изменения в учебно-воспитательном процессе ОУ, обусловленные внедрением ФГОС 1. Ориентация на результат Результат обучения по ОПОП НПО/СПО – компетенция - самостоятельно реализуемая способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области в реальной производственной ситуации Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования и результате обучения – от «знаний» к «способам деятельности» и, в связи с этим, требует изменения всех элементов учебно-воспитательного процесса

2.Разработка новой учебно- программной документации Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно- методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Изменения в образовательной идеологии изменили структуру и содержание учебно-программной документации. Разработка учебных планов и программ проводится в рамках новых макетов. Отсутствие примерных основных образовательных программ требует организации самостоятельной работы ОУ над учебно-программной документацией. Специфика компетентностного подхода обусловливает необходимость командной работы – создания творческих групп по профессиям НПО/специальностям СПО, включающим в себя ответственного руководителя ОУ( или методиста),преподавателей, мастеров производственного обучения

Учебный план образовательного учреждения может определить основные направления обучения и формы оценки знаний. Однако наличие учебного плана не гарантирует удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, если процессы образовательных учреждений несовершенны (РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ).

3. Реализация модульного подхода в обучении Модуль -элемент содержания, включающий в себя теоретическую – междисциплинарный курс и практическую – учебная и производственная практика составляющие, реализуемые взаимосвязанно, что требует изменения всей действующей системы организации практик, как на базе самого ОУ, так и на предприятии. Модульный подход при освоении профессиональных компетенций реализуется по видам профессиональной деятельности. Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы

4.Обеспечение пратикоориентированности ОПОП Разработка перечня ЛР и ПЗ, методических рекомендаций по их проведению. Включение в содержание образования до 30% лабораторных работ и практических занятий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям в целях соблюдения процента практикоориентированности:70-85% в НПО и 50-65% в СПО.

5.Обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы Внеаудиторная работа в ОУ должна сопровождаться методическим обеспечением – видами, тематикой и указаниями по ее реализации, и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение в пределах 50% от обязательного бюджета времени, предусмотренного учебным планом для учебной дисциплины и профессионального модуля

6.Реализация современных образовательных технологий Практикоориентированность ФГОС и, соответственно, ОПОП, неизбежно требует активизации деятельности ОУ по применению известных и разработке собственных активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, технологий портфолио, тестовых технологий и т.д.

7.Изменение системы контроля и оценки результатов обучения в НПО/СПО Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с ФГОС осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся каждого вида профессиональной деятельности.

Новая система оценивания – зачет (да/нет), дифференцированный зачет(с указанием уровня «да»), экзамен (квалификационный) по модулю (освоен/не освоен), ГИА (оценка профессиональных компетенций). Изменение системы оценивания, а также содержания обучения требует от ОУ разработки и применения новых способов оценки, таких как: рейтинговая, портфолио (работ, достижений, выполнения самостоятельных работ), комплекс оценочных средств.

8. Совершенствование материально- технической базы В ОУ должна быть создана минимально-необходимая материально-техническая база, обеспечивающая требования ФГОС, прописанные в ОПОП в виде ЛР, ПЗ, видов работ, выполняемых на учебной практике в ОУ

9. Обеспечение необходимого кадрового потенциала ОУ Для реализация ОПОП РПО/СПО ОУ должно быть педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года

10.Обеспечение взаимодействия ОУ НПО/СПО с работодателями -для обязательного согласования учебно-программной документации, в том числе программ учебной и производственной практики; - при разработке ОПОП (вариативная часть) в части: определения новых видов деятельности и профессиональных компетенций и, соответственно, новых профессиональных модулей; определения дополнительных профессиональных компетенций в рамках имеющихся модулей; -для создания новой образовательной среды ОУ и предприятий-работодателей с целью обеспечения модульной организации производственной практики ; - для согласования тематики ВКР для государственной (итоговой) аттестации (ГИА); - в ходе промежуточной аттестации: для согласования контрольно-оценочных средств оценки компетенций обучающихся и для оценки освоения вида деятельности; - для участия в ГИА и/или организации независимой сертификации выпускников; - другие

11.Обязательная ежегодная корректировка ОПОП ОУ обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей,, результатов собственной деятельности. Корректировка требует постоянного мониторинга этих двух факторов.

12. Дополнение нормативно- организационной базы функционирования ОУ В условиях отсутствия федеральных нормативных актов, регулирующих организационные аспекты внедрения ФГОС образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает локальные акты, используя действующую нормативную базу

Изменения организационно- управленческих аспектов деятельности ОУ в связи в внедрением ФГОС Мониторинг изменений на рынке труда и рынке образовательных услуг, гибкое реагирование на потребности работодателей (за счет вариативной части ФГОС) в условиях обязательности ежегодной корректировки ОПОП Систематический самоконтроль за процессами и результатами деятельности ОУ с целью адекватной корректировки образовательных программ и их сопровождения Активизация социального партнерства с целью содействия работодателей реализации и обеспечению независимого контроля выполнения ФГОС Обеспечение стратегической роли руководства ОУ и органа общественного управления ОУ в реализации ФГОС Развитие методической деятельности коллектива ОУ в условиях новой образовательной идеи как основы создания методического сопровождения внедрения ФГОС

Вовлечение педагогических работников в сознательное и эффективное внедрение ФГОС Целенаправленная организация повышения квалификации, стажировок, других видов обучения педагогических работников, обусловленных и связанных с внедрением ФГОС Мониторинг рынка учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования с целью создания материально-технических условий внедрения ФГОС (при наличии соответствующего финансирования) Создание нормативно-правовой базы функционирования ОУ как на основе федеральных и региональных правовых актов, так и локальных актов ОУ

Восемь принципов менеджмента качества ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.