1 Компетенции в оценке знаний и умений будущего специалиста д.м.н. Яушев М.Ф. кафедра фтизиопульмонологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Усовершенствованная модель здоровья - модель Аллен (Модель Мак Гилла)
Профессионально-общественная аккредитация образовательных организаций Материалы программы повышения квалификации «Методология профессионально - общественной.
Контроль и оценка качества освоения профессионального модуля, учебной дисциплины.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
МЕТОДОЛОГИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ЛОПАНОВА Е.В., ГБОУ ВПО « ОМСКАЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Самостоятельная работа обучающихся ГОУ НПО «ПУ-14»
Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания 3.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Дипломированная медицинская сестра Дипломированная участковая медицинская сестра Профессиональные характеристики Паулиина Аарва Райя Пало Руководитель.
Паспорт и программа формирования компетенций. Основные определения Паспорт компетенции – обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Транксрипт:

1 Компетенции в оценке знаний и умений будущего специалиста д.м.н. Яушев М.Ф. кафедра фтизиопульмонологии

2 Стандарты и директивы ENQA (Европейская сеть (Ассоциация) гарантии качества в сфере высшего образования) Оценка студентов –студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно –процедуры и критерии оценки должны соответствовать результатам обучения –по возможности, не полагаться на суждение одного проверяющего –гарантировать надежность оценочного процесса, в соответствии с установленными процедурами учебного заведения Гарантии качества преподавательского состава –учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс

3 Образование, основанное на компетенциях (Competency-based Education) – фокусируется на эффективности (результативности) в достижении учащимися специфических целей (задачи и цели учебного плана), а не на качественном и количественном обеспечении учебного процесса Проект ACGME «Результаты обучения» (Outcome Projects) : длительный проект, посредством которого ACGME усиливает акцент на результатах обучения при аккредитации программ резидентуры Компетенции – в США (Outcome Project, ACGME, 2006) Какие цели обучения? Как их достигнуть? Как их оценить? компетентностно-ориентированная основная образовательная программа

4 Компетенция и компетентность «Компетенция – это привычное и разумное использование коммуникации, знаний, технических навыков, клинической аргументации, чувств, значений и отражение в повседневной практике для пользы личности и общества» Epstein, Ronald and Hundert, Ed. Defining and Assessing Professional Competence. JAMA. 2002;287: Компетенция – способен и готов применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (ФГОС ВПО «Лечебное дело», 2009) Компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области Ю.Г. Татур, 2004

5 Компетенция и компетентность Компетентность (стремление, способность, формируется в процессе обучения) Реализация Компетенция (конкретная сфера)

6 Компетенции – в США (Outcome Project, ACGME, 2006) Медицинские знания (medical knowledge) Оказание медицинской помощи (Patient care) Обучение и совершенствование, основанное на практике (practice based learning and improvement) Практика, основанная на системах здравоохранения (systems based practice) Межличностные и коммуникативные навыки (interpersonal and communication skills) Профессионализм (professionalism)

7 Медицинские знания Интерны должны демонстрировать знания в области современных биомедицинских, клинических и родственных (эпидемиология, социология и т.д.) наук и применение этих знаний при оказании медицинской помощи. Ожидается, что интерн: –демонстрирует исследовательские и аналитические подходы к клиническим ситуациям –владеет и применяет знания по базовым и клиническим наукам, которые подходят к его специальности

8 Оказание медицинской помощи Собирает необходимую информацию о пациенте Принимает обоснованное решение о диагнозе и врачебных вмешательствах, основанное на информации о пациенте, предпочтениях, современных научных доказательствах и клиническом суждении Создает и выполняет план ведения больного Консультирует (по разным вопросам) и учит больного и его семью Использует информационные технологии для поддержки решений по оказанию мед. помощи и обучению пациента Выполняет в полном объеме все медицинские и инвазивные процедуры, которые считаются существенными в данной практической области Обеспечивает службы охраны здоровья, нацеленные на профилактику и поддержание здоровья Взаимодействует со специалистами медиками, в т.ч. по другим специальностям, для обеспечения мед. помощи, сфокусированной на конкретном больном Эффективно сотрудничает и демонстрирует заботу и уважительное отношение при взаимодействии с больным и его семьей

9 Обучение и совершенствование, основанное на практике Интерны должны быть способны исследовать и оценивать свою клиническую практику, усваивать научные доказательства и совершенствовать практику оказания медицинской помощи. Ожидается, что интерны: –анализируют практический опыт и совершенствуют свою, основанную на практике деятельность, используя системную методологию; –находить, оценивать и осваивать доказательства научных исследований, связанных с проблемами здоровья своих пациентов; –получать и использовать информацию о популяции своих больных и более широкой популяции, из которой происходят эти больные; –использовать знания дизайна исследований и статистические методы для оценки клинических исследований и другой информации об эффективности диагностических и терапевтических методов; –использовать информационные технологии для работы с информацией, получать прямой доступ к медицинской информации и поддерживать собственное обучение; –помогать и обучать студентов и других медицинских специалистов

10 Практика, основанная на системах здравоохранения Резиденты должны демонстрировать понимание и ответственность к оказанию медицинской помощи в более крупном контексте, на уровне системы и способность эффективно обращаться к ресурсам системы для обеспечения оптимальной помощи. Резиденты должны: Понимать, как их помощь пациенту и другие профессиональные методы затрагивают других специалистов, организацию здравоохранения и более крупное сообщество и как эти элементы системы затрагивают их собственную практику Знать, как виды медицинской практики и систем оказания медицинских услуг отличаются друг от друга, включая регулирование стоимости оказания услуг и выделение средств Практиковать рентабельные медицинские услуги и выделение средств, которое снижает качество медицинской помощи Отстаивать оказание качественной медицинской помощи и помогать пациентам, испытывающим сложности с системой здравоохранения Знать как взаимодействовать с руководителями (менеджерами) и провайдерами здравоохранения для оценки, координации и улучшения медицинской помощи и знать как эта деятельность может повлиять на совершенствование системы

11 Профессионализм Интерны должны демонстрировать приверженность выполнению профессиональных обязанностей, придерживаться этических принципов, проявлять сочувствие разным категориям больных. Интерны должны демонстрировать: –уважение, сострадание, целостность; –ответственность к нуждам пациентов и обществу, которые заменяют личные интересы; –подотчетность пациентам, обществу и профессии; –обязательства совершенствоваться и способствовать профессиональному развитию; –обязательства соблюдать этические принципы при обеспечении и осуществлении медицинской помощи, конфиденциальности в отношении информации о пациенте, получении информированного согласия пациента и в практике бизнеса; –тактичность и ответственность по отношению к культуре, возрасту, полу, нетрудоспособности пациента

12 Межличностные и коммуникативные навыки Резиденты должны быть способны демонстрировать межличностные и коммуникативные навыки, которые приводят к эффективному обмену информации и сотрудничеству с больными, семьями больных и профессиональными ассоциациями. Ожидается, что резиденты: –формируют и поддерживают терапевтически и этически озвученные отношения с больными –используют эффективные навыки выслушивания, выявляют и обеспечивают информацией, используя эффективные невербальные, поясняющие, опросные и письменные навыки –работают эффективно с остальными в качестве члена команды или лидера команды оказания медицинской помощи или других профессиональных групп

13 Компетенции – ГОСы а) общекультурные (ОК-1…. ОК-8) б) профессиональные (ПК) –общепрофессиональные (ПК 1….ПК 18) –лечебная деятельность (ПК 19….ПК 22) –реабилитационная деятельность (ПК 23….ПК 26) –организационно-управленческая (ПК 27….ПК 30)32 –научно-исследовательская деятельность (ПК 31….ПК 32) ФГОС ВПО «Лечебное дело», 2009 Отличия – разная группировка, большая степень детализации ФГОС

14 Как формировать и как оценивать? Цель обучения – формирование компетенций ! Соответствует ли наше обучение формированию компетенций ? Проверяем ли мы компетенции или только теоретические знания ? Как проверить и оценить компетенции ? Какие мы используем для этого методы ?

15 Результаты анкетирования удовлетворенности работодателя 40 ЛПУ, февраль 2010

16 Как мы формируем и оцениваем компетенции ? Форма обученияФорма проверки Курация больногоАнализ истории болезни Запись на видео, последующий разбор Анализ видео консультации больныхОценка устная в режиме реального времени Решение ситуационных клинических задачОценка устная в режиме реального времени Анализ рентгеновских снимковОценка устная в режиме реального времени Регистрация и анализ данных ФВДОценка устная в режиме реального времени Проведение туберкулинового тестаОценка в режиме реального времени Семинар по актуальным вопросамКонтрольная работа, тест Подготовка доклада на заданную темуОценка работы и доклада Проведение обходов больных? Лекции, циклыЭкзамен, зачет, компьютерное тестирование OSCE, стандартизированный пациентЦПУ Производственная практикаАнализ дневников, зачет Студенческая научная работаОценка необязательная

17 Обучение, основанное на компетенциях Учебные конференции (Didactic conferences) Клиническое обучение (Clinical teaching) Обучение, основанное на случае (Case based teaching) Ролевое моделирование (Role modeling) Ролевые игры и ситуационные задачи (видео) Журнальный клуб (Journal Club) – обсуждение статей (доказательная медицина) Наставничество (Mentoring) – обучение вместе с наставником Симуляторы (Simulation) Самонаправленные модули обучения (Self directed learning modules) Индивидуальные и групповые проекты (Individual or group projects) Исследовательские проекты (Research projects) Аудиты документов (Chart audit) фокусируется на оценке результатах обучения на выходе, а не оценке качества процесса и структуры

18 Case based teaching

19 Self directed learning modules

20 Основные категории клинического преподавания (Стэнфордская программа улучшения кинического преподавания) Климат обучения Контроль за занятием Передача целей Создание условий для запоминания и закрепления знаний Оценка Обратная связь Стимулирование самостоятельного обучения

21 Климат обучения 1. Стимуляция Поведение преподавателя –выражать интерес как к теме занятия, так и ученикам –использовать язык телодвижений –использовать живой, разноокрашенный голос –создавать рабочую остановку 2. Вовлечение Поведение преподавателя –смотреть на учеников –слушать учеников –поощрять учеников к активному участию –избегать монополизации дискуссии 3. Уважение и благоприятная обстановка Поведение преподавателя –называть учеников по именам –принимать во внимание личные проблемы/ситуации учеников –проявлять уважение к отличающимся мнениям –избегать насмешек, запугиваний, прерываний говорящего 4. Признание пределов возможностей Поведение преподавателя –признавать пределы способностей учеников –приглашать учеников поделиться своими проблемами –признавать собственные ошибки и пределы –избегать догматизм в преподавании Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя

22 Цель оценки Достиг ли учащийся целей образовательного процесса? Какие знания, навыки и умения (подходы) необходимы резиденту для работы? Как наша программа способна использовать собранные по студенту данные для совершенствования образовательного процесса ? Результаты оценки могут обеспечить по мере обучения и на выходе обратную связь для резидента

23 Сбор анамнеза больного Схема История болезни больного активным туберкулезом Паспортные данные Жалобы История настоящего заболевания Эпидемиологический анамнез Анамнез жизни Перенесенные заболевания в прошлом Данные физикального обследования Диагностический план данные лабораторных и др. исследований Общий анализ крови –Микробиологические исследования –Проба Манту –ФВД –ЭКГ –Рентгенография (протокол описания, схема) Дифференциальная диагностика Лечение Прогноз Профилактика

24 1 – Изучение как самой болезни, так и личного опыта болезни Улавливает и побуждает Анамнез Физ.иссл. Лабор. Чувства Мысли Функции Ожидания 2 – Понимание личности в целом Болезнь Опыт болезни Личность Ближнее окружение Среда 3 – Поиск общей почвы для взаимо- действия: -проблемы; -цели; -роли Совместные решения 4 – Вовлечение в профилактику и здоровый образ жизни 6 – Быть реалистом Пациент-центрированный клинический метод: 6 интерактивных компонент 5 – Укрепление взаимоотношений врач-пациент Moira Stewart et al., 1995

25 6 интерактивных компонент пациент- центрированного процесса Изучение как болезни, так и всего процесса развития болезни (опыт болезни) –история, физикальные исследования, лабораторные данные –составляющие болезни: чувства, мысли, влияние на функции и ожидания Понимание человека в целом –личность (история жизни, проблемы личности и развития) –близкий контекст (семья, работа, социальная поддержка) –отдаленный контекст (т.е. культура. общество, экосистема) Поиск общей почвы для взаимодействия –проблемы и приоритеты –цели лечения и/или менеджмент больного –роли врача и больного

26 6 интерактивных компонент пациент- центрированного процесса Вовлечение в профилактику и здоровый образ жизни –улучшение здоровья –предупреждение риска, снижение риска –раннее выявление –снижение осложнений Укрепление взаимоотношения врач-пациент –сострадание –излечение, возможности –осведомленность –способность (не) переносить Быть реалистом –контроль за временем –формирование команды и работа в команде –разумное использование ресурсов

27 1.Начало интервью 2.Сбор информации 3.Обеспечение структуры интервью 4.Выстраивание взаимоотношений 5.Объяснение и планирование 6.Завершение консультации

28 SEGUE метод 1. Set the Stage 2. Elicit information 3. Give information 4. Understanding the Patients perspective 5. End Encounter Оценка коммуникативных навыков с помощью системы структурированного медицинского интервью

29 Видео консультации больных

30 Б-й Чи., 1973 г. Диагноз: диссеминированный туберкулез легких, туберкулез гортани, МБТ(-) Вопросы по анамнезу Как началось заболевание? Какими были первые симптомы? Как развивалась клиническая картина? Сколько больной потерял в весе? К какому специалисту обратился больной? Что послужило поводом для обращения к врачу? Сколько времени прошло с начала болезни до постановки диагноза ТБ? Каким был первый диагноз? Каким было первоначальное лечение? Сколько больниц посетил больной в процессе диагностики? Каким был второй диагноз? Возраст больного? Что планировалось в онко- диспансере? Почему сделали Ro-снимок? Почему отказались от операции? Как оказался в РПТД? Где работал больной? Находился ли больной в группе риска? Сколько времени принимал ХТ на момент консультации? Каким был эффект от ХТ? Является ли диагноз ТБ верифицированным?

31 Методы оценки, рекомендованные ACGME 360 градусная оценка (Multi-rater/360-degree Evaluation, коммуникативные навыки, профессионализм) Когнитивный тест (Cognitive Test, медицинские знания) Портфолио (portfolio, все компетенции) SEGUE (интервью, коммуникативные навыки, профессионализм) OSATS (объектно структурированная оценка мануальных навыков, практические навыки, оказание мед. помощи ) Регистрационный журнал (Case logs, оказание мед. помощи) Accreditation Council for Graduate Medical Education

32 Анкета оценки 360° (Multi-rater(360°) Evaluation) Форма- анкетирование Оценка резидента многими - сверстниками, самим собой, мед. сестрами, техниками, родственными специалистами, больными Обеспечивает взгляд с разных сторон на деятельность резидента Обеспечивает возможность для резидента улучшить навыки самооценки Компетенция: 1)межличностные и коммуникативные навыки; 2)профессионализм Accreditation Council for Graduate Medical Education

33 Анкета оценки 360° Компетенция: 1)межличностные и коммуникативные навыки; 2)профессионализм

34 Анкета оценки 360° Компетенция: 1)межличностные и коммуникативные навыки; 2)профессионализм

35 Objective Structured Assessment of Technical Skills (OSATS)

36 Документирование компетенции Компетенция Знания Умения Навыки Формы формирования Инструмент оценки

37 Паспорт и программа формирования компетенции 1. Паспорт компетенции 1.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции 1.2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника 1.3. Принятая структура компетенции. Выпускник должен: -знать: -уметь: -владеть: 1.4. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза (пороговый, повышенный, продвинутый)

38 Паспорт и программа формирования компетенции 2. Программа формирования компетенции 2.1. Цель формирования компетенции 2.2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции 2.3. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции 2.4. Календарный график 2.5. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства 2.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования компетенции