РГУИТП РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Advertisements

Информационный менеджмент Тема 4 для студентов 2-го курса специальности «Прикладная информатика»
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
От индустриального общества к информационному МОУ СОШ 2 городского округа город Буй Костромской области.
Педагогическая инноватика Кафедра педагогики и андрагогики.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Инновационный менеджмент Лектор – Квеско Раиса Брониславовна, доцент кафедры философии, д.фс.н. Тел.:
«Социально-значимые управленческие инновации и их влияние на деятельность предприятий» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Социально-значимые управленческие.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики « Сущность и роль инновационной деятельности в развитии предприятий и организаций.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Инновационный менеджмент. Инновация В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно- технического.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Концепция маркетинга Тема 1. Вопросы: 1.Маркетинг как философии бизнеса, его цели и задачи. 2.Основные понятия и категории маркетинга. 3.Эволюция концепций.
Инновационный менеджмент. Инновация В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно- технического.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Окружной семинар «Психолого-педагогические и организационные аспекты социального проектирования» 30 ноября 2015 года.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

РГУИТП РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности

Вопросы: Для рассмотрения вопросов ресурсного обеспечения инновационной деятельности необходимо ответить на вопросы: Что такое «инновация»? Что значит «управлять инновационной деятельностью»?

Мировой опыт Опыт мирового развития свидетельствует о формировании нового типа экономики, основанной на знаниях, в которой возможность и способность получить доступ к знаниям или присоединиться к связям по обладанию ими определяет социально- экономическое положение не только организаций и индивидуумов, но и государств. В странах с развитой экономикой доля инновационной продукции достигает 60 – 70% ВВП, в то время как в России этот показатель находится на уровне 5 – 10% ВВП.

Управление инновациями От управления ресурсным обеспечением зависит результативность любой деятельности и, особенно, инновационной. Теоретик управления А.Файоль отмечал, что управлять – значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из имеющихся ресурсов. А согласно П.Друкеру «Инновация является специфическим инструментом предприимчивости действием, придающим ресурсам новые возможности создания богатства».

Управление инновациями Значит мы можем дать следующее толкование управлению инновациями : ведение предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из имеющихся ресурсов путём использования специфического инструмента предприимчивости - инноваций, придающим ресурсам новые возможности создания богатства!

Конкурентоспособность организации Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или оптимизации ресурсного обеспечения всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

Инновации – основной фактор конкурентоспособности На современном этапе социально- экономического развития инновации рассматриваются как основной фактор конкурентоспособности социально- экономических систем на макро-, мезо- и миниуровне. Несмотря на это, существует проблема их правильного понимания и толкования. Теоретик проблем инноватики Джеймс М.Аттербэк пишет: «Предмет инновационной теории сильно рассеян. Он не вошел в какую-либо из областей научной деятельности».

Нужны ли инновации? Хотя в последнее время провозглашается переход к инновационному пути развития страны, реальное положение дел в научно-инновационной сфере не вызывает оптимизма, что может привести к негативным последствиям не только для отдельным отраслям, но и для страны в целом. Это очень опасно, что подтверждается словами известного американского инноватора Р.Фостера, который ещё в 80-х годах писал: «Насколько инновация таит в себе риск, настолько отказ от инновации является еще более рисковым делом».

Появление термина «инновация» Экономические идеи и подходы Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского ученого Й.Шумпетера, который является родоначальником теории инноваций. Основную роль движущей силы экономического развития общества он отводил внедрению новшеств в хозяйство государства, «новым комбинациям изменений в развитии», которые формируются в результате изменений в развитии производства и рынка. В своем научном труде «Теория экономического развития» (1911г.) выделял пять типичных изменений, что представлено на рисунке.

Рисунок 1 - Инновационные процессы, согласно теории Й.Шумпетера

Появление термина «инновация» В 30-х годах XX века в своих последующих работах Шумпетер впервые использовал понятие инновация (англ. innovation - нововведение, новшество от лат. innovatio - возобновление, обновление), подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. Помимо Й.Шумпетера сходное понимание понятия инновация присуща и другим западным исследователям (Э.Мэнсфилд, Р.Фостер, Б.Твисс, М.Портер).

Появление термина «инновация» Шумпетер делал принципиальное различие между изобретением и инновацией, впрочем, как и многие его последователи. Как пишет Ян Фаджербек: «Длительный промежуток времени характерный для превращения изобретения в инновацию, как результат отсутствия необходимых условий для коммерциализации, делает различие между инновацией и изобретением особенно характерным». А С.В.Кортов замечает, что: «…принципиальным отличием инновации от результата научно-технической деятельности является получение эффектов от использования или продажи…».

Различные подходы к определению термина «инновация» В зависимости от предмета и объекта исследования инновации могут рассматриваться по-разному. В последнее время в исследованиях российских и зарубежных учёных преобладают процессный и объектный подходы, однако до сих пор идет дискуссия, какой из подходов, какое из определений наиболее совершенно. По мнению Й.Шумпетера, Э.Янча, Ф.Валенты, это изменения; Х.Хартманн, В.Н.Лапин, Б.Твисс, Б.Санто трактуют инновацию как процесс.

Инновация – объект или процесс? Всякая деятельность, также как и инновационная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Это приводит к смешению понятий «инновация» и «инновационный процесс», что недопустимо и подтверждает правильность рассмотрения инновации как конечного результата инновационной деятельности.

Подход к понятию «инновация» П.Ф.Друкера «Инновация не обязательно должна быть технической, она даже не должна быть чем-то материальным … инновации это скорее экономическое или социальное, чём техническое понятие». Друкер является сторонником повсеместного применения социальных инноваций, утверждает, что такого рода инновации значительно более трудны в применении, чем технические. Он рассмотрел инновацию не только как прерогативу промышленности, как Шумпетер, или изменения в существующих технологиях, как Э.Янч, а как нововведение, которое может приносить положительный эффект, и гораздо больший, в других сферах деятельности человека.

Эффект инноваций Придание результату различного социально- экономического эффекта рассматривают Ф.Валента и Б.Санто, причем Санто говорит только о положительном эффекте, в то время как Валента допускает инновацию с отрицательным эффектом, что входит в противоречие с утверждением П.Ф.Друкера, который недвусмысленно подчеркивает, что если инновация является не рыночноориентированной, а продуктоориентированной, то в результате получается «технологическое чудо», без создания необходимой выгоды.

Конкурентоспособность и инновации М.Портер обосновал зависимость конкурентоспособности от инноваций, и большинство исследователей проявляют с ним согласие, утверждая, что инновации являются одним из лучших способов достижения преимущества в конкурентной борьбе. Исходя из вышеприведенного анализа можно предложить следующее определение термина «инновация»: это конечный результат преобразования идеи, приносящий как положительный социально-экономический эффект, так и конкурентное преимущество субъектам инновационной деятельности в различных сферах.

Инновация – экономическая категория Как экономическая категория инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения создания и реализации нововведения. Сущность категории проявляется в ее функциях и отражает внешнее проявление ее свойств в системе отношений. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Функции инновации Обычно выделяют три функции инновации: воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую. Но не стоит выделять воспроизводственную и инвестиционную функции вследствие их узкой ориентированности на получение конкретного финансового результата, в то время как, в зависимости от области применения, может быть достаточно трудно вычислить конкретный или же приблизительный экономический эффект.

Инновационная деятельность Существует множество определений инновационной деятельности, среди которых особо выделяется определение представленное в третьей редакции руководства Осло, так как оно было подготовлено группой высококвалифицированных экспертов ОЭСР на основе широкой теоретической и практической базы.

Инновационная деятельность Согласно этому руководству, инновационная деятельность - это все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые прямо или косвенно ведут к внедрению инноваций. Обращает на себя внимание употребление термина «внедрение».

Инновационная деятельность Поскольку инновация уже сама по себе есть новшество, внедренное в хозяйственный оборот, то употребление этого термина в определении инновационной деятельности приводит к тавтологии.

Инновационная деятельность Предлагается следующее определение: инновационная деятельность – это все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, направленные на достижение конечного результата в виде инновации.

Инновационная деятельность По существу, это деятельность, направленная на организацию и осуществление инновационного процесса, который направлен на создание и распространение нововведений, а не на преобразование нематериальных ресурсов в материальные и вовлечение их в хозяйственный оборот, в процессе их потребления,так как результатом инновационного процесса могут быть инновации нематериального характера.