Авторы программы Сиденко А.С., Сологуб В.А Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерство образования РФ. С С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Advertisements

Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Проблемно – поисковая (исследовательская) технология Создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает.
проблема формирования умений самонаблюдения проблема рефлексии давно выдвигалась отечественными и за- рубежными психологами как чрезвычайно важная для.
18 АФОРИЗМЫ ПРО ВОСПИТАНИЕ Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
Итак, вы написали трактат и хотите опубликовать его. Поступите следущим образом: Если вы понимаете, что написали и можете доказать это - пошлите в какой-нибудь.
Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения Интерактивное обучение: процессы, условия обеспечения.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Составители МО начальных классов МОУСОШ 30.. Общие сведения о школе: Год открытия школы – 1979 Год начала работы по системе Л.В. Занкова Количество.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Технология проблемного обучения Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Современные педагогические технологии Лицей 15 Современные педагогические технологии – ключ к успеху.
Основные принципы успешности урока Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Л.Н. Толстой.
Личностно-ориентированное обучение. Заместитель директора ГБОУ СОШ 2076 Котова Алла Александровна.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Деятельностный подход обучения в современной школе.
МОУ «СОШ 2» г.Аргун ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ. «Страшная опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает,
МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Шестернинов Евгений Евгеньевич - Кандидат педагигических наук. Москва 16 марта 2007 года. С С.
Транксрипт:

Авторы программы Сиденко А.С., Сологуб В.А Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерство образования РФ. С С

Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления. У многих имеется высокий потенциал к развитию образного мышления, что, к сожалению, гасится при работе учителя по концепции развивающего (теоретическое мышление) обучения. Как показывает многочисленный и многолетний уже опыт, во многих случаях наблюдаются существенные проблемы при переходе учащихся из начальной школы в среднюю, отсутствует преемственность линии развития ученика в старших классах и другое. Список проблем реализации концепции развития теоретического мышления можно продолжить. 2

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира 3

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве. 4

Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. 5

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 6

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 7

Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 8

Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально- ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках. 9

Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 10

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его истории. Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития. Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции. Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития". 11

Представителем второй научной школы является В.Джемс. Ключевая позиция данной школы сводится к положению, при котором любое обучение развивает. Основанием для ее выдвижения является практический опыт учителей, утверждающих, что позиция: "не знал - узнал, не умел-научился", означает - развился. Любые количественные изменения в состоянии учащегося, по позиции этой школы, означают развитие. 12

Представители третьей научной школы - Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская, К.Коффка предполагали, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. Согласно данному теоретическому положению, обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данной школы является: "обучение забегает вперед развития". Ключевой позицией данной школы является понимание смысла и сущности развития. В отличие от взглядов других школ, под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало-много знаний, мало-много умений), а появление в личности обучаемого качественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психических новообразований в психике обучаемого, или способностей. В рамках данной школы сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим. 13

Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения ; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях; 14

ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Новые образовательные цели акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. 15 В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности

1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности; В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: 16

3. строить при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. «перевода извне вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос - 3. строить при выполнении важного, с точки зрения педагогических психологов, условия развития личности обучаемых, а именно: принципа интериоризации, т.е. «перевода извне вовнутрь». За счет этого ученик формирует собственную осознаваемую точку зрения на какой-либо вопрос - 4. при проектировании стратегии развития способностей опираться на механизм их развития, основными компонентами которого (по К.Коффке) являются: "операция действие способ деятельности обобщенный способ, или способность ". 17 В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемоговажно: В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемоговажно:

Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по- разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства. 18

Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. (Аналогичное – и в воспитательном пространстве школы). 19

педагогические технологии: рефлексивная При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа? исследовательская (проблемно-поисковая) коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен- ческая) 21 деятельностная

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: как в содержании учебного предмета; так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе. 22

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. 3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") 4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить? 23

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение) Как оценить? в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие. 24

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться...") альтернативных методов решения профессиональных задач из истории науки и промышленности из истории науки и промышленности описаний экстремальных ситуаций профессиональной деятельности б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока содержит ТРИ главных компонента: содержит ТРИ главных компонента: Создается на материале 25

Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. 26

г) альтернативные данные. Признаки учебной проблемы: а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, а) отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, б) отсутствие достаточного опыта; б) отсутствие достаточного опыта; в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. в) осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: а) избыточные данные; б) недостающие данные; в) неверные данные; 27

Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проблема в образовательном пространстве - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях. ? ? 28

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ "Эксперимент", с. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989, Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках, М., Сиденко А.С. Технологизация педагогического опыта. Возможна ли она?//Народное образование Сиденко А.С. ОДИ «Создание моделей развивающего обучения для уроков физики» //Физика в школе

По материалам работ: В.В.Давыдоса, А. В. Запорожца, Б. Ф.Ломова, А-В- Петровского, М-Г.Ярошевского Литература: 1. Бравсрман Э.М. Физика: наблюдения и эксперименты по методу "Шаги познания": Дидакт. материал. М.: Ассоц. учителей физики, Булгаков В.И. Проблемное обучение понятие и содержание //Воспитание школьников Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, Дрозииа В.В. Творческая самостоятельная деятельность учащихся: теория и практика ее организации. Челябинск: Челяб. гос. ун,- т, Журавлев И К Система познавательных задач по учебному предмету //Советская педагогика Ильина Т.А, Проблемное обучение //Вестник высшей школы Ильина Т.А.. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы

7 Ильина Т.А.. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. М.: Изд. Российского открытого университета, КудрявцевТ.В. Проблемное обучение итоги экскурсии //Вестник высшей школы Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.; Педагогика, Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.,

14. Матюнин Б.Г. О сущности познания. //Педагогика Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М Никандров Н.Д. Проблемное обучение// Воспитание школьников , 19. Новиков С.М //Физика в школе