БАКТЕРИИ: СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Учитель биологии МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия 235 Жилкина И.В.
ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ КТО ЭТО?
КАКИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ПРОЦЕССАХ? АНГИНА БОТОКС МОЛОЧНОКИСЛОЕ БРОЖЕНИЕ
БАКТЕРИИ: КТО ОНИ?
МЕСТО ОБИТАНИЯ БАКТЕРИЙ АНТАРКТИКА ДНО ОКЕАНА АРКТИКА ГЕЙЗЕРЫ В воздухе В воде В почве В живых или мёртвых организмах На горячих источниках На знойных пустынях В кратерах вулканов В морских глубинах В сверхнизких температурах Арктики и Антарктиды. ПУСТЫНЯ
БАКТЕРИАЛЬНАЯ КЛЕТКА
ОСОБЕННОСТИ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ Изучите текст учебника «Строение клетки бактерий». Рассмотрите рисунок 33. 2) Отметьте особенности строения бактериальной клетки. Запишите эти особенности в таблицу (строка 1) 3) Что такое капсула? Почему болезнетворные бактерии, попадая в наш организм, не погибают, ведь на них действует пищеварительный сок, содержащий кислоту? 4) Могут ли бактерии передвигаться? Какие приспособления у них есть для этого? 5) Чем строение бактериальной клетки отличается от строения клеток растений, животных и грибов? 6) Как называют организмы, у которых в клетках отсутствует ядро? Как называют те организмы, у которых в клетках имеется ядро? (Запишите новые термины в словарик). 7) Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты. Распределите их по следующим колонкам: А) прокариоты: Б) эукариоты: Организмы: роза, кошка, кактус, шампиньон, стрептококк, дождевой червь, палочка Коха.
БАКТЕРИАЛЬНАЯ КЛЕТКА ? ? ? ? ?
ГРУППОВАЯ РАБОТА
РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ collection.edu.ru/dlrstore/092a195 d cf- 44b8fada21b0/%5BBI6RA_14- 01%5D_%5BAN_02%5D.swf
НАЙДИ ОШИБКУ
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ Признаки бактериальной клетки Характеристика признаков бактериальной клетки 1.Особенности строения бактериальной клетки 2. Процессы жизнедеятельности бактериальной клетки: а) питание б) дыхание в) размножение г) приспособление к перенесению неблагоприятных условий 3. Место обитания бактерий Таблица 1 « Бактерии: строение и жизнедеятельность »
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями А) Автотрофы Б) Гетеротрофы В) Сапротрофы Г) Паразиты Д) Цианобактерии Е) Аэробы Ж) Анаэробы З) Прокариоты И) Эукариоты К) Фотосинтез 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред 10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
АНКЕТИРОВАНИЕ « Я НА УРОКЕ БИОЛОГИИ» 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / неинтересно
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Задание для всех: параграф 9, зарисовать бактериальную клетку, подписать её составные части Записать новые термины в словарик. Заполните таблицу (строка 3) 2.Задания на выбор: 1)Составить кроссворд по новой теме 2)Прочитать текст, проанализировать его, ответить письменно на поставленный вопрос: «Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать - ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5- 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода. Итак, они появились… Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов. Вопрос: Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами? 3) Проведите опыт: нарежьте неочищенный картофель небольшими кубиками, поместите в небольшую посуду, залейте доверху водой и нагрейте до 80 С. Для заражения приготовленной питательной среды спорами картофельной палочки опустите в нее небольшой комочек почвы, после этого поставьте в теплое место на три дня. Принесите раствор с культурой бактерий на следующий урок.