Система заданий для организации процесса усвоения содержания курса химии в свете требований нового стандарта образования Мещерякова Л.М. доцент кафедры методики преподавания химии Московский институт открытого образования
2 Порция учебной информации Порция учебной информации 1.Восприятие 2.Осмысление 3.Запоминание 4.Закрепление 5.Применение 6.Обобщение 7.Систематизация Если не организован полный цикл, то неправомерно проводить проверку знаний ! Если не организован полный цикл, то неправомерно проводить проверку знаний !
Личностный ( смыслообразование и нравственно- эстетическое оценивание) Регулятивный (планирование, осуществление, самоконтроль деятельности) Познавательный ( владение методами науки, интеллектуальными операциями, умением использовать различные источники для получения химической информации…..) Коммуникативный (умение сотрудничать, умение грамотно и чётко выражать свои мысли, приводить аргументы, …) Блоки универсальных учебных действий
Требования к дидактическим материалам работа с учебным материалом Целенаправленная работа по формированию и развитию УУД восприятие осмысление запоминание закрепление применение Обобщение и систематизация Организация работы с текстовой информацией разных источников
Требования к дидактическим материалам работа с учебным материалом Целенаправленная работа по формированию и развитию УУД восприятие осмысление запоминание закрепление применение Обобщение и систематизация Организация работы с нетекстовой информацией Масса меди Масса кислород а Масса оксида меди 6.4 г?8 г 64 г?80 г
Требования к дидактическим материалам работа с учебным материалом Целенаправленная работа по формированию и развитию УУД восприятие осмысление запоминание закрепление применение Обобщение и систематизация Обучением методам научного познания моделирование эксперимент классификация
Требования к дидактическим материалам работа с учебным материалом Целенаправленная работа по формированию и развитию УУД восприятие осмысление запоминание закрепление применение Обобщение и систематизация Организация сотрудничества
9 класс. Глава 1. Химическая связь §7.Физические свойства веществ с различными видами связи
Даны формулы веществ: NH 3, NaF, Al, СO 2, N 2, Zn, SiO 2, S 8, NaCl, Cu, P 4, Si, FeCl 3, H 2 O, Fe, Al 2 O 3, C алмаз, 1) Разделите вещества на четыре группы на основании их качественного состава? 2) Предположите виды химических связей в каждом из веществ. 3) Используя таблицы 5-9 параграфа, для каждого из веществ группы укажите температуру плавления и относительную молекулярную массу. 4) Во всех ли случаях прослеживается зависимость температур плавления веществ от относительных атомных или молекулярных масс? 5) Прочитайте содержание параграфа и сформулируйте ответ на вопрос: почему у веществ с похожим составом могут существенно различаться физические свойства в твёрдом агрегатном состоянии. Обучающее задание
НеметаллыМеталлы Образованные разными неметаллами Образованные металлом и неметаллом вещест ва Тпл. ( 0 С) вещест ва Тпл. ( 0 С) вещес тва Тпл. ( 0 С) вещест ва Тпл. ( 0 С) N 2 P 4 S 8 Si C алмаз Al Zn Fe Cu NH 3 H 2 O СO 2, SiO NaF NaCl FeCl 3 Al 2 O
6) На основании изученного материала заполните сводную таблицу 10. Таблица 10. Строение и свойства твердых веществ Название кристаллич еской решётки Частицы в узлах кристалличе ской решётки Связи, удерживаю щие узлы, их прочность Характер ные свойства веществ Примеры веществ
Названи е кристал лической решётки Частицы в узлах кристалличе ской решётки Связи, удержива ющие узлы решёток Характерные свойства веществ Примеры веществ атомная атомыКовалентныеПрочные высокие Тпл. Si, C алмаз, SiO 2, Al 2 O 3 молекуля рная молекулыМежмолекул ярные Непрочные, низкие Тпл. N 2, P 4, S 8, NH 3, H 2 O, СO 2, FeCl 3 ионная ионыЭлектростат ическое притяжение Хрупкие, средние Тпл., растворы и расплавы проводят ток NaF, NaCl металлич еская атомы и ионыСвободно перемещаю щиеся электроны Пластичные, электро- и тепло- прводные, с металлич. блеском Al, Zn, Fe, Cu
Методические особенности Включение необходимого и достаточного количества элементов содержания, для изучения которого можно разделить учащихся на группы, или организовать работу внутри группы с перераспределением обязанностей; Указание последовательности действий при работе с содержанием или перечня вопросов, позволяющего воспринимать, осмысливать и представлять новую информацию.
14 Виды деятельности при выполнении задания Реализация требований стандарта образования в процессе выполнения задания 1)Самостоятельная познавательная деятельность Создание условий для приобретения опыта самостоятельной познавательной деятельности, развитие регулятивных умений (планирование, осуществление деятельности ); 2) Работа в группахРазвитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества, развитие речи 3) Работа с текстовой и нетекстовой информацией Развитие умений работать с разными видами информации, перекодировать информацию, развитие приёмов мышления (методов познания): анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация
Прочитайте информацию о веществах и дополните таблицу 10. а) Карборунд SiC –очень прочное вещество, нерастворимое в воде, плохо проводит тепло и электрический ток, имеет очень высокую температуру плавления (2830 ˚С); б) Сахар - белое кристаллическое вещество с t пл. = 185 о С, хорошо растворимое в воде, его раствор не проводит электрический ток. в) Сульфат натрия – белые гигроскопичные кристаллы, t пл.. = 884 о С, его водный раствор хорошо проводит электрический ток. г) Бронзы бывают разных видов. Температуры плавления бронз колеблются в интервале °C. Все они высоко пластичны, электропроводны и обладают характерным блеском. Задание для закрепления знаний и умений
Методические особенности Направленность только на вновь изученные элементы содержания; Невысокий (репродуктивный) уровень сложности;
Для какого из веществ, находящихся в твёрдом агрегатном состоянии, будут иметь смысл следующие задачи: 1) вычислите число молекул в 128 г вещества; 2) вычислите количество вещества(моль), имеющее массу 128 г; а) MgO б) СH 4 в) Cu г) H 2 Произведите соответствующие вычисления. Задание для применения знаний и умений
Направленность на применение изученного содержания на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях; Установление взаимосвязи с ранее изученными элементами содержания; Предполагают объяснение сущности изучаемых процессов и явлений; Методические особенности
Посмотрите опыт, иллюстрирующий переход белого олова в серое ( Объясните причину видимых изменений. Почему данное химическое явление получило название «Оловянная чума»? Подготовьте короткое сообщение о последствиях проявления «Оловянной чумы» для обмундирования русских военнослужащих, антарктической экспедиции Скотта, армии Наполеона в России. Задания, развивающее умения работать с дополнительными источниками информации
Методические особенности Направленность на расширение предметных знаний; Направленность на работу с содержанием на творческом уровне; Подкрепление средствами наглядности различных источников.
Тип кристаллической решетки Название вещества 1)ионнаяа)кремнезём (оксид кремния) 2)атомнаяб)серебро 3)молекулярнаяв)хлорид калия 4)металлическаяг)белый фосфор А1. Установите соответствие между типом кристаллической решетки и названием вещества. Задание для самоконтроля
А2. Оцените верность суждений о веществах с атомной кристаллической решёткой А) Вещества прочные, твёрдые и тугоплавкие. Б) растворяются в воде и проводят электрический ток 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба утверждения верны 4) неверны оба утверждения Задание для самоконтроля
Выберите верные утверждения для веществ с металлической решёткой 1) В узлах решётки находятся атомы и ионы. 2) Вещества с Тпл ниже С можно отнести к молекулярным. 3) Узлы решётки удерживаются ковалентными связями. 4) Особенности решётки обуславливают пластичность веществ. 5) Особенности решётки обуславливают летучесть веществ. Задание для самоконтроля
Методические особенности задания в тестовой форме (технологичны) с коэффициентом решаемости в пределах 0,4-0,6 (среднего уровня сложности) в конце учебника представлены ответы для самопроверки.
25 задания в тестовой форме (технологичны); преобладают задания на осмысление и закрепление изученного материала. Особенности заданий для самоконтроля
Дидактические возможности системы заданий Созданы условия для приобретения опыта самостоятельной познавательной деятельности через преобладание частично- поискового метода обучения, развития регулятивных умений (планирование, осуществление, самоконтроль деятельности);
Дидактические возможности системы заданий Созданы условия для развития коммуникативных умений, навыков сотрудничества, развития речи через применение групповой формы организации деятельности с последующей фронтальной формой обсуждения результатов, через систематическую подготовку небольших сообщений и их представление;
Дидактические возможности системы заданий Созданы условия для развития познавательных умений: осуществлять работу с разными видами информации, перекодировать информацию, активизировать приёмы мышления (использовать методы познания): анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация через многообразие форм представления информации; использовать метод моделирования для объяснения сущности явлений;
Созданы условия для достижения личностных требований к результатам через культивирование смысловой рефлексии, формирование нравственно-эстетического отношения к содержанию. Дидактические возможности системы заданий
30 Порция учебной информации Порция учебной информации 1.Восприятие 2.Осмысление 3.Запоминание 4.Закрепление 5.Применение 6.Обобщение 7.Систематизация