Итоги поездки членов Совета коалиции в г. Баку с 27 по 30 марта 2012 года Тоджиниссо Азизова Коалиция ОГО «Прозрачность для развития»
Азербайджанская Республика это уникальное государство, расположенное на границе Европы и Азии на берегу Каспийского моря. Площадь ее составляет 86,6 тысяч кв.км. около половины территории республики занимают горы насчитывается около 250 озер столица - Баку - крупный научно-технический и промышленный центр, является одним из старинных и крупнейших городов Востока Население 8 млн. человек, из них 90% - азербайджанцы. Большая часть населения - верующие, в основном мусульмане.
Встречи Встреча в офисе ЦЭИ. Обзорный семинар Встреча с региональным координатором Revenue Watch Institute Встреча в золотодобывающей компании R.V. Investment group Встреча в Государственном Нефтяном Фонде, SOFAZ (Шахмар Мовсумов, исполнительный директор) Встреча в Государственной Нефтяной Компании Азербайджана Встреча с экспертом-членом международного комитета по ИПДО Встреча с программным директором фонда Сорос-Азербайджан Встреча в министерстве энергетики и промышленности Встреча в Университете Хазар (директор тренинг центра HUB) Участие представителей неправительственных организаций в заседании Совета Коалиции НПО по ИПДО
Культурная программа Ознакомление с достопримечательностями города, посещение Старого города Поездка на терминал в Сангачалах Посещение музея наскальных рисунков в Гобустане
История EITI в Азербайджане Правительство Азербайджана официально заявило о вступление в Инициативу Прозрачности Добывающих Отраслей ( EITI ) 17 июня 2003 года в Лондоне ; Создание правительственной комиссии – ноябрь, 2003; Разработка форм отчётности для компаний и правительства – март, 2004; Вовлечение в процесс гражданского общества – май, 2004; Подписание Меморандума – ноябрь, 2004 Правлением ИПДО Азербайджану присвоен статус страны-последователя ИДПО - 16 февраля 2009 года.
Азербайджан был одной из первых стран вступивших в ИПДО, то на протяжение всего этого периода имел огромный интерес мирового сообщества. К настоящему времени Азербайджан обнародовал 14 отчётов. В феврале 2009 он стал первой страной получивший статуса полноправного члена. По правилам ИПДО, Азербайджан должен пройти ревалидацию в течение пяти лет (до 15 февраля 2014).
Реальный объем валового внутреннего продукта (ВВП) сильно вырос в последние годы, вследствие роста в добычи нефти и газа. Основные крупные проекты - нефтепровод Баку-Тбилиси- Джейхан (БТД) и проект Азери-Чираг-Генюшли (АЧГ) Ожидается существенное увеличить государственных доходов Поступления от нефти и газа составляют свыше 70% поступлений от экспорта Азербайджана и почти 50% всех поступлений в бюджет Стабильный экономический рост требует эффективного управления доходами добывающего сектора и диверсификации нефтяного сектора.
Государственный нефтяной фонд Республики Азербайджан (ГНФРА) является одним из основных элементов стратегии управления этими доходами.
Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) ГНКАР играет двойственную роль: с одной стороны зарабатывает как коммерческая организация с другой отвечает за реализацию государственной нефти и генерацию доходов. Иногда общая картина весьма запутана. Без лидерства национальных компаний трудно сделать реальный прогресс в улучшении прозрачности и подотчётности.
Участие стран в активных нефтяных проектах Азербайджана (13)
11 Почему важна EITI в Азербайджане? 1.Имеются риски потерь части доходов, обусловленные: – Незначительностью опыта по управлению крупными финансовыми ресурсами; – Проблемами недостатков в реализации принципов хорошего управления (недостаточная прозрачность и отчетность правительства и компаний); – Слабостью государственных и негосударственных институтов оппонирования; – Недостатками в законодательстве. 2. Устойчивое развитие в стране, в частности уменьшение коррупции и бедности
12 Что такое азербайджанская EITI 1.Отчетность правительства и компаний, раскрывающая доходы страны от разработки природных ресурсов 2.Сверка отчетности правительства и компаний международно-признанной аудиторской компанией; 3.Периодичность отчетности: один раз в год (ранее дважды); 4.Участие представителей гражданского общества;
13 Коалиция неправительственных организаций – представитель гражданского общества в EITI Коалиция неправительственных организаций создана в самом начале процесса ИПДО в Азербайджане. Теперь Коалиция обладает неоценимой ролью в развитии ИПДО вместе с правительством и компаниями как часть Многосторонней Группы Заинтересованных Сторон (MSG). Создание Коалиции: Члены: общественные объединения и физические лица Число членов: На момент создания коалиции – 32; На 1-ое января 2012 года более 160-ти
14 Цели Коалиции гражданских объединений Общественный мониторинг нефтяных доходов; Просветительство; Развитие гражданского общества; Представительство гражданского общества в EITI
15 Основные направления деятельности Коалиции 1.деятельность по Меморандуму (от ); 2.адвокаси; 3.мониторинг; 4.просветительство; 5.анализы; 6.развитие Коалиции; 7.международное сотрудничество;
16 Участие Коалиции в EITI: Участие в подготовке к внедрению азербайджанской версии EITI (завершено в 2004 году); Совершенствование азербайджанской версии EITI (работа продолжается- переход к дезагрегированной отчётности ИПДО, как по компаниям так и по проектам) Коалиция НПО осознаёт, что имеет потенциал на национальном уровне и должна продолжать продвигать изменения ; Участие в Многосторонней Группе; Участие в выборе аудитора Участие в обсуждении мнения аудитора Подготовка отзывов об отчете мнения аудитора Просветительская деятельность
Распространение идеи ИПДО В следствие давления гражданского сектора распространение идеи ИПДО и образование улучшаются в Азербайджане, используются и СМИ, включая телевидение, Веб- сайт ИПДО все чаще и чаще посещается ( необходимость вовлечения людей, живущих за пределами Баку, которые не видят значимости в целях ИПДО улучшение информационных материалов и их распространение
Расширение и углубление ИПДО в Азербайджане С 2011 главной целью многосторонней группы Азербайджана является продвижение за пределы минимальных требований ИПДО и усиления процесса реформирования отчётности ИПДО. Следующие шаги: 1.Переход к дезагрегированной отчётности ИПДО, как по компаниям так и по проектам. 2.Местные НПО могут принимать участия в международных компаниях, таких как «Публикуй, что платишь» для обеспечения выполнения Акта Додд-Франко (обязывает все нефтегазовые и горнорудные компании, находящие в перечне США, раскрывать свои платежи странам – владельцам ресурсов, это включает такие европейские компании как БиПи и Шелл) и других законов ЕС в области прозрачности и подотчётности. 3. Представители компаний предложили чтобы организации гражданского общества начали переговоры один на один с компаниями по вопросам ИПДО и построили на этой основе диалог. В дальнейшем двусторонние встречи, например между гражданским обществом и представителями правительства буду направлены на построение доверия и вне рамок встреч многосторонней группы.
Совершенствование модели ИПДО Сегодня: Базовая модель ИПДО 1.Только «значимые» потоки доходов и «значимые» компании вовлечены в ИПДО. 2.Аудит отчетности не проводится. Независимый «администратор» просто сверяет данные. 3. Отчёт публикуется в агрегированном виде – раскрываются общие прибыли. Завтра, хотелось бы: Расширенная модель ИПДО 1.Все компании и потоки доходов вовлечены в процесс ИПДО. 2. Данные отчёта подлежат независимой проверке или финансовому аудиту. 3. Отчёты публикуются в дезагрегированной форме, которая в индивидуальном порядке показывает платежи компаний и доходы правительства; 4. Начать с частичной дезагрегированной отчётности (например по социальным инвестициям и по затратам на окружающую среду). За пределами ИПДО: 1.Процесс может включать другие сектора (сельское хозяйство,) или непроизводственные выплаты (социальные выплаты). 2. более сильной вовлечение экологических НПО в диалог ИПДО и создания связи между целями ИПДО и экологических коалиций; 2.Процесс может включать физический аудит, аудит процесса, аудит «цена-качество» или аудит контракта 3. Детализация того, как доходы распределяются (местным правительства, сообществам) и расходуются
Центр по добывающим отраслям Евразии Тренинговый Центр по добывающим отраслям Евразии Тренинговый Центр в Университете Хазар - это образовательно-исследовательский центр для передачи и совершенствования знаний в области добывающих отраслей. Центр создан при поддержке Института Контроля над Доходами в США (Revenue Watch Institute), для активизации квалифицированного диалога между правительствами и гражданскими обществами, с целью обеспечения в добывающих странах долгосрочного устойчивого развития. Миссия Центра Совершенствование знаний и навыков представителей гражданского сектора. Способствовать повышению доверия между государственными органами и гражданским сектором. Передача специальных знаний для повышения эффективности и прозрачности в управление добывающих отраслей. Достижение согласий между сторонами об оптимальном управлении доходами от реализации природных ресурсов. Кто является целевой аудиторией? НПО, журналисты, исследователи, а также парламентарии
Инициатива прозрачности должна быть всесторонней – не может быть частичной прозрачности СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ