Организация дополнительного образования детей, основные нормативно-правовые документы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Составление программ дополнительного образования.
Планирование внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Рабочая программа как основа создания условий для социального саморазвития личности обучающегося. Дементьева Л.Г. методист МБОУ ДОД «ЦРТДЮ Тамбовского.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Работа классного руководителя в условиях внедрения ФГОС начального общего образования.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Малышкина О.В., методист ИМЦ МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Подготовка к лицензированию программ дополнительного образования.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Транксрипт:

Организация дополнительного образования детей, основные нормативно-правовые документы

Назначение и особенности современного дополнительного образования детей "...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как образование, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…" Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года

Нормативно-правовая база Конвенция ООН "О правах ребенка" Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации "Об образовании" (новый законопроект "Об образовании в Российской Федерации") Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Закон Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" Национальная доктрина образования в Российской Федерации Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы" Национальная доктрина образования в Российской Федерации Федеральная целевая программа развития образования на годы Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Функции дополнительного образования – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – в детских творческих объединениях каждый ребенок имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные способности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ – занятия в объединениях дополнительного образования позволяют многим учащимся получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать "ситуацию успеха", научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ – учебно-воспитательный процесс детского объединения дополнительного образования позволяет развить интеллектуальные, творческие и физические способности каждого ребенка, а также при наличии некоторых отклонений в развитии произвести необходимую коррекцию ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – содержание и методика работы детского творческого объединения оказывают значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребенка коллективизма, социальной ответственности и патриотизма, естественным образом проистекающего из всего уклада жизнедеятельности учреждения

Основные модели организации дополнительного образования детей Первая модель - случайный набор кружков, студий, секций Вторая модель - набор кружков, студий, секций отличается направленностью, есть отдельные формы внутренней интеграции, создание кружков отвечает запросам обучающихся. Однако отсутствует единая содержательная основа организации дополнительного образования детей Третья модель - развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения образовательного учреждения, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы Четвертая модель – дополнительное образование в образовательном учреждении строится по единой образовательной программе, координация деятельности предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей

Развитие творческих способностей обучающихся ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – комплекс взаимосвязанных действий, это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – самостоятельная продуктивная деятельность

Тематическая направленность дополнительного образования детей художественная научно – техническая военно – патриотическая социально – педагогическая спортивно – техническая физкультурно – спортивная культурологическая эколого – биологическая туристско – краеведческая естественно – научная "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей", Письмо Министерства образования РФ от г /16 Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от года 1726

Тематическая направленность образовательной программы и примерный вид деятельности 1. Художественная направленность Введение в музыкальную культуру сольфеджио, класс композиции, муз.литература, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры Вокально-хоровое искусство сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, Авторская песня Хореографическое искусство классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы Эстрадное и цирковое искусство эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, искусство иллюзионистов, конферанс Театральное искусство драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи Декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество, кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн

Тематическая направленность и примерный вид деятельности дополнительного образования детей 2. Научно-техническая направленность конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, основы технической культуры, искусство фотографии, искусство кино и телевидения, техника звука, ЛЕГО- конструирование и моделирование, электроника, радиотехника, робототехника, информационная культура и информационные технологии 3. Военно-патриотическая направленность гражданско-патриотические клубы, военно-патриотические клубы, военно-прикладные клубы, основы безопасности жизнедеятельности (клубы спасателей) 4. Социально-педагогическая направленность программы социально-психологической и социально-правовой адаптации, программы милосердия, социального общения и поддержки, интерклубы, ранее развитие творческих способностей детей 5. Эколого-биологическая направленность натурализм, опытничество, экология и экологическая культура, охрана природы 6. Спортивно-техническая направленность судо, авиа, авто и ракетное моделирование, авто и мотодело

Тематическая направленность и примерный вид деятельности дополнительного образования детей 7. Физкультурно-спортивная направленность альпинизм и скалолазание, армреслинг, аэробика, шейпинг, ритмическая гимнастика, фитнес, атлетическая гимнастика, гиревой спорт и бодибилдинг, бадминтон, бейсбол, биатлон, бокс, велосипедный спорт, гимнастика и акробатика, единоборства, легкая атлетика, баскетбол и мини- баскетбол, волейбол и мини-волейбол, гандбол, художественная гимнастика, гольф, горные лыжи, лыжный спорт, конькобежный спорт, плавание, подводное плавание, теннис, настольный теннис, регби, стрелковый спорт, фехтование, футбол и мини-футбол, хоккей с шайбой, шахматы, шашки, спортивные и подвижные игры, занятия на тренажерах, ОФП и здоровый образ жизни, оздоровительные программы и лечебная физкультура 8. Культурологическая направленность журналистика, издательское дело и средства массовой информации, историко-культурные традиции и духовное наследие, экспозиции по страноведению и культуре зарубежья, культура быта, культура межличностного общения, библиотечное дело, школьный музей 9. Естественнонаучная направленность творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты, школьные научные общества 10. Туристско-краеведческая направленность спортивный туризм, туристическое краеведение, историческое краеведение, историко-прикладной и этнографический поиск, экскурсионная и музейная педагогика

Организация деятельности детских объединений Кружок Секция Студия Клуб Школа Уровень и количество задач Количество профилей (предметов) Приоритет направлений деятельности Особенности организации образовательного процесса Система учета и контроля знаний, умений, навыков Обеспечение образовательного процесса

Учебная группа Учебная группа – учащиеся, объединенные общим интересом, совместно обучающиеся по единой образовательной программе в течение определенного времени Состав группы зависит от возраста учащихся * возраста учащихся * года обучения * специфики деятельности группы * образовательной программы педагога Численный состав утверждается педагогическим советом образовательного учреждения (соответствует нормам СанПиН, регламентирован Уставом ОУ)

Нормативно-правовая база - Образовательная программа дополнительного образования детей образовательного учреждения -Учебный план дополнительного образования детей учреждения на текущий учебный год -Расписание занятий детских объединений -Решение педагогических советов и приказы директора учреждения об утверждении образовательных программ дополнительного образования детей -Приказ об утверждении нагрузки педагогов дополнительного образования -Журнал контроля деятельности детских объединений дополнительного образования Локальные нормативные документы Комплект документации детского творческого объединения - Образовательная программа дополнительного образования детей - Положение о детском объединении (клуб, профильная школа) - Расписание занятий - Журнал учета работы (Установленной формы, на каждую группу отдельно)

Образовательная программа творческого объединения дополнительного образования детей Определяет - стратегию образовательного процесса на весь предусмотренный период обучения - основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности - организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и др.) По целевой направленности: - досуговые (являющие основой досуговой деятельности) - учебно-познавательные (поддерживающие и дополняющие учебные программы, осваиваемые детьми в учреждениях общего образования) - прикладные и предпрофессиональные (нацеленные на формирование практических умений и навыков в определенной сфере) - специальные (для одаренных детей, экспериментальные для детей с ограниченными физическими возможностями) Разновидности программ дополнительного образования детей По нормативным срокам реализации: - краткосрочные (менее года) - годичные - двухгодичные - трехгодичные - длительной подготовки (свыше 3 лет) По возрастному уровню детей, для которых предназначена программа: - для дошкольников - для младших школьников - для обучающихся в основной школе - для старшеклассников

Образовательная программа творческого объединения дополнительного образования детей Порядок утверждения образовательной программы: 1. «Внутренняя" рецензия на образовательную программу - Метод. Совет ОУ (анализ качества документа, его соответствия Уставу ОУ, действующим нормативно-правовым документам и содержательным требованиям в области дополнительного образования детей) 2. Внешнее рецензирование, предполагающее оценку профильного содержания и методики учебной деятельности 3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения. Решение заносится в протокол педагогического совета 4. Утверждение образовательной программы оформляется приказом директора образовательного учреждения Разновидности программ дополнительного образования детей По характеру изменений, внесенных учреждением согласно собственной образовательной концепции: - типовые (разработанные централизовано и не содержащие каких-либо изменений) - модифицированные (типовые, в которых учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели) - авторские (заново разработанные учреждением в рамках принятой образовательной концепции) - экспериментальные (проходящие апробацию согласно утвержденной исследовательской программе)

Структура программы - Титульный лист - Пояснительная записка - Учебно-тематический план - Содержание изучаемого курса - Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы - Список литературы "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" (Письмо Министерства образования РФ от г /16 и Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от года 1726) 1. Титульный лист: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; фамилия имя отчество, должность автора (- авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; год разработки дополнительной образовательной программы

Структура программы 2. Пояснительной записка : направленность дополнительной образовательной программы; новизна; актуальность; педагогическая целесообразность цель и задачи дополнительной образовательной программы отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы), формы и режим занятий ожидаемые результаты и способы определения их результативности формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.) 3. Учебно-тематический план: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий 4. Содержание : краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) 5. Методическое обеспечение: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.) рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. 6. Список использованной литературы

Журнал учета работы детского объединения дополнительного образования детей - финансовый документ (отработка педагогом дополнительного образования своей недельной педагогической нагрузки) - документ, отражающий выполнение учебной нагрузки, регулярность проверки результативности учебной деятельности, творческие достижения детей и т.д.) Правила оформления журнала: 1 журнал - 1 учебная группа 1 разворот страницы журнала – 1 месяц работы Списочный состав детей (по алфавиту) на каждом развороте Указываются - даты занятий (строго по утвержденному расписанию, о переносе или отмене занятий делается запись в графе содержании занятий), указывается содержание занятий (в соответствии с программой), количество часов и подпись педагога, количество часов и подпись концертмейстера. В конце журнала - список обучающихся (по алфавиту), с указанием медицинского допуска к занятиям. Отдельной страницей - инструктаж по технике безопасности, который проводится обязательно 2 раза в учебный год (сентябрь, январь) Инструктаж по технике безопасности, который необходимо дополнительно провести в соответствии с учебно-воспитательным процессом записывается, указывается в содержании занятий С детьми, ухаживающими за животными, поводится инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи

Расписание занятий объединений дополнительного образования детей ОУ на 200…/200…учебный год Название детского объединения Ф.И.О. педагога Место занятий (кабинет) Пон.Вт.Ср.Четв.ПятСуб.Воск. Хореографический ансамбль "Радуга" Иванова И.И – (1 группа) – (2 группа) – (1 группа) – (2 группа) ФортепианоПетров П.П (индивидуальные занятия) (индивидуальные занятия) Изменение расписания занятий детского объединения дополнительного образования детей ОУ на 200…/200… учебный год Название детского объединения Ф.И.О. педагога ДатаПон.Вт.Ср.Четв.ПятСуб.Воск. Хореографический ансамбль "Радуга" Иванова И.И г – (1 группа) – (2 группа) – (1 группа) – (2 группа)

Профили и отдельные виды кружковНаполняемость группЧисло занятий в неделю Продолжительность занятий Оптим-аяДопуст-ая 1Занятия техническим творчеством по 45 мин., с 10-ти минутным перерывом 2Занятия с использованием компьютерной техники по 30 мин.учащихся 1-5 кл. (7-10 лет) 2 по 45 мин. – с 6-го кл. и старше (11-16 лет) 3 Художественные объединения : Литературно-творческие по 45 мин Театральные по 45 мин Хоровые по 45 мин Оркестровые От 10До 30Репетиция – около 3,5 ч. внутренний перерыв – мин Музыкальные 1/8*1/12**От 2 до 330 мин (индивидуальные занятия), 2-3 по 45 мин (групповые) Бального танца по 45 мин Хореография 1025 ***22 по 3 мин – младшие шк. 2 по 45 мин – другие группы Изобразительное искусство по 45 мин Кинолюбителей по 45 мин Шахматный клуб 2-32 по 45 мин 4Занятия в кружках юных натуралистов и краеведов похода или занятия на местности в месяц 3 по 45 мин, занятия на местности до 4 часов 5Занятия эколого-биологической направленности10202, из них одно проводится попод.групп 2 по 45 мин 6Занятия физкультурно-спортивного профиля: группы начальной подготовки: мин – для учащихся 8-13 лет, 2 по 45 мин 2 – для учащихся лет Занятия картингом мин Радиоспорта по 45 мин прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.) Прочие (морские, южных пожарников, собаководов и др.) В зависимости от характера занятий, теоретические – 2 по 45 мин Рекомендуемый режим занятий в объединениях

Журнал контроля деятельности детских объединений дополнительного образования детей Официальный документ административного мониторинга Анализ работы каждого детского объединения Результат текущего, тематического и индивидуального контроля датаНазвание детского объед. Время проверки Цель проверки Кол-во уч. на занятии Результат проверки Подписи (админист-ра, педагога)

Различные формы учебных занятий детского объединения дополнительного образования 1. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (в учебном кабинете) - тематические - комплексные или интегрированные - игровые - итоговые или контрольные 2. ВЫЕЗДНЫЕ ЗАНЯТИЯ - учебные экскурсии - походы - экспедиции - практические занятия на «местности» - полевые практики

Различные формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования Наиболее распростренные формы массовой работы - ВЫСТАВКИ (рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные) - КОНЦЕРТЫ (рекламные, отчетные, праздничные, тематические) - СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ (конкурсные) мероприятия Создать «Ситуацию успеха» для каждого ребенка Показать результаты учебной работы Создать условия для сплочения коллектива Сформировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне Расширить границы учебного процесса