Технологии и приемы оценивания достижений. 1. Рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов при изучении дисциплин, связанных с ИКТ Существующие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Advertisements

Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых, Проверка.
Этапы разработки проекта 1.Исходный: разработка проектного задания 2. Разработка проекта, планирование работы 3. Реализация проекта 4. Завершение проекта.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Образовательная технология «Портфолио » кафедра ООТ МИОО.
Оценка образовательных результатов студентов: Портфолио.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
ПОРТФОЛИО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В педагогической литературе портфолио характеризуется как: – коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая.
Исследовательская работа по внедрению рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний учащихся на уроках по математики. Преподавателя математики.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
РАБОТУ ПОДГОТОВИЛ БОЛЯСОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ, УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках технологии.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Модуль 2 Модуль 5 График оценивания План оценивания Оценивание в курсе версии 10.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
Транксрипт:

Технологии и приемы оценивания достижений

1. Рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов при изучении дисциплин, связанных с ИКТ Существующие системы оценки качества знаний студентов в большинстве случаев являются недостаточно эффективными. Помимо субъективизма этих систем и доминирования в них усредненного подхода можно отметить также их эпизодическое и бессистемное использование. Система контроля знаний в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден она почти не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. В последние годы все более популярной в зарубежной и российской дидактике становится рейтинговая система оценивания. Реализации рейтинговой системы оценивания учебных достижений требует Болонская декларация, переход к осуществлению положений которой происходит в настоящее время в системе высшего образования России.

Сущность рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов Рейтинг используется везде, где есть необходимость сравнивать результаты деятельности людей. Он обладает внепрофессиональной универсальностью и может быть заимствован из любой другой сферы. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование. Рейтинг дословно с английского это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом в обучении понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят также термин «индивидуальный, кумулятивный индекс». В вузовской практике рейтинг это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинг в вузе может быть реализован на нескольких уровнях: уровень дисциплины; уровень кафедры (группы дисциплин), уровень факультета; общий рейтинг студента по результатам учебной и внеучебной деятельности. Рассмотрим рейтинговую систему учета учебных достижений студентов при изучении дисциплин, связанных с освоением информационных и коммуникационных технологий. При этом речь будет идти именно об учете учебных достижений, т. е. отслеживании прогресса студентов в усвоении ИКТ. Очень важно наглядно видеть, как меняется уровень освоения информационных технологий при переходе от базовой дисциплины «Информационная защита» к дисциплинам, ориентированным на освоение применения информационных технологий в профес­сиональной деятельности.

Преимущества рейтинговой системы оценивания Рейтинговая система оценивания предоставляет преимущества и для студентов, и для преподавателей. Использование рейтингового контроля стимулирует у студента: стремление к получению более высокого балла и продвижению к первому номеру рейтинг-списка; систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность; своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса; систематическое посещение занятий; творческую активность, научно-исследовательскую деятельность; возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны студента управлять учебным процессом по изучению отдельных дисциплин, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности.

Рейтинговая оценка знаний важна для преподавателя, так как: систематическое оценивание позволяет преподавателю более объективно выставлять зачетные и экзаменационные оценки; на основании систематического рейтингового оценивания можно делать важные выводы о необходимости изменений в учебном процессе; создается основа для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения; позволяет составить для каждого студента индивидуальную образовательную траекторию, что делает учебный процесс более гибким и мобильным.

Условия использования рейтинговой системы оценивания При организации рейтингового контроля применяются текущий, промежуточный (рубежный) и заключительный контроль. Формы и методы любого контроля определяются кафедрой (преподавателем) и доводятся до сведения студентов в начале учебного семестра. Обязательным условием рейтинговой системы контроля является наличие плана-графика самостоятельной работы студента по каждой дисциплине. Четко разрабатывается система критериев, по которым можно оценить правильность выполнения каждого из заданий.

Принципы, на которых базируется рейтинговая система оценивания Комплексность комплексный учет всех видов учебной и внеучебной деятельности студентов. Систематичность учет должен проходить постоянно на протяжении всего периода обучения. Диагностичностъ результаты рейтинговой оценки должны позволять делать выводы о необходимости внесения изменений в учебный процесс, в организацию познавательной деятельности студентов. Адекватность соответствие оценивания видам деятельности, учет разного вклада разных видов деятельности в общий результат. Дуальность возможность применения системы как в очном, так и в дистанционном обучении. Многосторонность учет в рейтинговой системе результатов успеваемости, посещаемости занятий, своевременности выполнения работ. Открытость система рейтингового контроля должна быть абсолютно «прозрачной» и открытой для студентов, т. е. им должны быть понятны правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга; эти правила должны быть доведены до студентов в начале обучения.

Основные этапы построения рейтинговой системы оценивания Составными этапами разработки методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки являются: определение целей рейтингового контроля; определение совокупности показателей деятельности студентов по учебной дисциплине (т. е. составление списка видов деятельности и требуемых отчетных материалов); разработка инструмента измерения (т. е. определение вклада каждого вида деятельности в общий результат, сопоставление видам деятельности баллов или весовых коэффициентов); разработка технологии сбора и хранения рейтинговых баллов студента (т. е. выбор компьютерных инструментов, которые позволят хранить данные о результатах деятельности студентов и обрабатывать эти данные); разработка компьютерного обеспечения рейтинговой системы оценивания. Итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) деятельности студентов. При разработке рейтинговой системы наряду со стандартными необходимо определить показатели деятельности студентов, позволяющие количественно оценить особенности обучения по специальности.

Пример построения рейтинговой системы оценивания Рассмотрим пример построения рейтинговой системы оценивания достижений студентов по дисциплине «Информационная защита». Дисциплина имеет модульную структуру, в ее составе 10 модулей. Рейтинговая система оценивания реализуется как в рамках каждого модуля, так и по всей дисциплине в целом. По каждому модулю оцениваются: эффективность работы с учебными элементами, правильность выполнения практических работ, результаты тестирования (оценивание происходит, исходя из максимальной оценки 100 баллов).

СтудентМодуль 1 УЭ11УЭ1 2 УЭ1 3 УЭ1 4 Пр11Пр1 2 Пр1 3 ТестОбщ ая Студент ,71 Студент ,13 Студент ,23

Проблемы реализации рейтинговой системы оценивания К основным проблемам реализации рейтинговой системы оценивания можно отнести следующие: определение основных видов деятельности по учебной дисциплине; разработку системы весовых коэффициентов для каждого из видов учебной деятельности в рамках каждого модуля и всей учебной дисциплины; выявление критериев выполнения практических заданий. НО!!! Опыт работы со студентами с использованием рейтинговой системы показал, что такая система оценивания качества обучения по учебной дисциплине является более эффективной, чем традиционная пятибалльная система. Она более открыта и понятна для студентов, более удобна для преподавателя, так как позволяет своевременно вносить изменения в процесс обучения.

Технологии обучения, в рамках которых может быть использована рейтинговая система оценивания 1. Модульная технология профессионального обучения. Сама организация модульных программ профессионального обучения создает предпосылки для использования рейтингового оценивания: Программа обучения включает систему модулей и учебных элементов. Такая структурная организация программы позволяет планировать оценивание по каждому элементу программы. В каждом модуле и при учебном планировании предусматривается выполнение тестов и практических заданий. Результаты их выполнения должны учитываться при построении рейтинговой оценки. В модульных программах обычно предусматривается итоговое тестирование, а также выполнение итоговых творческих работ. Данные виды учебной деятельности также должны быть включены в итоговую рейтинговую оценку. Технология модульного обучения настолько тесно связана с рейтинговой систе­мой оценивания, что принято говорить о модулъно-рейтинговой технологии обуче­ния (МРТО).

2. Технология развития критического мышления (в частности, стратегия «электронный портфолио»). Технология развития критического мышления ориентирована прежде всего на формирование у студентов умений анализировать, систематизировать, оценивать информацию, на развитие метапознания (т. е. отслеживание хода своей мыслительной деятельности). Данная технология располагает большим арсеналом технических приемов и стратегий. Одной из наиболее перспективных при работе со студентами является стратегия «электронный портфолио». Стратегия «электронный портфолио» предполагает, что на определенном этапе обучения (семестр, учебный год) студенты собирают и оформляют на компьютере различные работы. Это могут быть отчеты о выполнении практических работ, решенные задачи, отобранные интернет-ресурсы, разработанные программные продукты, доклады, рефераты, презентации, курсовые работы, оформленные с использованием ИКТ, и др. Каждый вид работы может быть оценен определенным числом баллов по определен­ным критериям, что создает необходимые предпосылки для рейтингового оценивания.

Технология оценивания достижений учащихся «Портфолио». в процессе обучения целесообразно применение технологии оценивания достижений студентов «Портфолио работ и отзывов». В начале курса учащимся предлагается выбор типа портфолио: индивидуальное портфолио или портфолио группы. Они знакомятся с правилами оформления, структурой, рекомендациями по работе с портфолио. Выполняя различные работы, учащиеся в соответствии с особенностями индивидуального или коллективного портфолио, собирают и структурируют их. В эти портфолио можно поместить также самооценку работ, отзыв ребят и учителя, таблицу оценивания.

Портфолио может иметь следующую структуру: титульный лист с указанием вида, типа портфолио, фамилий авторов, названием элективного курса, ОУ, учебного года; фотография студента с какой-либо цитатой, поясняющей их жизненную или учебную позицию; пояснительная записка с указанием цели создания портфолио, описанием хода работы, содержанием портфолио; работы, расположенные в логическом порядке; самооценка работ, включающая выводы по работе с портфолио; отзывы коллег, педагогов; таблица с оценками работ и портфолио. На последнем занятии проводится защита портфолио работ, по результатам которой студенты получают зачет по элективному курсу. В данном случае портфолио играет роль стимула, основываясь на стремлении к самовыражению и самореализации личности. Можно провести конкурс портфолио и победителей рекомендовать к участию в студенческой научно-практической конференции в номинации «Портфолио».

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание. Диагностическая функция, должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке студента. Между тем информативность оценок выставляемых в журнал очень низка. Ведение студентами индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов учащегося, позволит: Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или предметов; проследить индивидуальный прогресс студента, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов; глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов студентов по изучаемым темам, разделам или предметам.

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности: выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций студента (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме; обеспечения обратной связи от студента к преподавателю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений студента в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.); мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления. частого контроля, что заставляет студентов учиться интенсивнее.

Организующая функция педагогического контроля знаний студентов проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. В зависимости от результатов контроля в рамках вуза/факультета принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий, корректировке тематического планирования, и т.д. Данная функция педагогического контроля влияет и на организацию внешней – окружной, региональной, федеральной системы контроля состояния учебной работы в вузе.

Реализацию воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотивации студентов, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио: документирует все личные достижения студентов, обеспечивая тем самым их официальное признание; поощряет активность и самостоятельность студентов, расширяя возможности обучения и самообучения; выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Критерии оценки портфолио (Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.) Аккуратность (тщательность) выполнения. Факторы, отражающие понимание студентом учебного материала. Организация студентом портфолио. Полнота отражения изучаемого материала. Оформление. Факторы, отражающие размышления студента о своем познании. Творчество. Факторы, отражающие развитие студента. Наглядность, используемая в портфолио.

3. Проектная технология. При использовании данной технологии студенты в процессе обучения выполняют самостоятельные разработки проекты. В рамках проекта студенты решают определенную исследовательскую проблему. Обязательным этапом проектной деятельности является защита выполненного проекта. Условия реализации проекта: наличие исследовательской проблемы; значимость для студентов результатов проведенного исследования; четкое структурирование деятельности при выполнении проекта; преимущественно самостоятельная работа; использование исследовательских методов. Преподаватель в самом начале выполнения проекта представляет систему кри­териев, по которым будет оцениваться результативность выполнения проектного задания. В рейтинговой системе учета учебных достижений по учебной дисциплине обязательно учитывается выполнение проектного задания.

Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. В проект в качестве его составных компонентов входят: - формулирование цели (что и почему надо сделать), - разработка или выбор путей выполнения проекта, - работа над проектом, - оформление результатов, - обсуждение результатов работы.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у студентов. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков. В нем сочетаются индивидуальная, самостоятельная форма работы студентов с групповыми занятиями.

С помощью метода проектов возможно обучить студентов: выявлять и формулировать проблемы; проводить их анализ; находить пути их решения; большое значение имеет умение работать с информацией; находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Работа в виде проектной деятельности. Одной из эффективных технологий самостоятельной работы по безопасности жизнедеятельности является проектная деятельность. Можно выделить три этапа проектной деятельности: организационно-подготовительный, технологический, заключительный. На первом этапе осуществляется поиск проблемы (по одной из предложенных тем по безопасности жизнедеятельности), выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта осуществления деятельности. Второй этап предусматривает выполнение намеченных операций, самоконтроль своих действий. Третий этап предполагает контроль над исполнением проекта, коррекцию выполненных действий и подведение итогов.

Цель организации работы в виде проектной деятельности: состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания по безопасности жизнедеятельности из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Этапы реализации проектной деятельности студентов: 1. Объявление о виде самостоятельной работы; 2. Объяснение сущности и особенностей ведения самостоятельной работы; 3. Предложение тематики для реализации самостоятельной работы по безопасности жизнедеятельности; 4. Разъяснение назначения проекта, распределение студентов на подгруппы для реализации проекта. 5. Распределение творческих заданий. Творческое задание по проектному обучению должно быть актуальным и современным, поэтому при планировании самостоятельной работы по безопасности жизнедеятельности были выбраны следующие темы проектов: «Чрезвычайные ситуации социального характера», «Безопасность жизнедеятельности – наука, дисциплина, образ жизни», «Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности», «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Информационно-психологическая безопасность личности» и др.

Этапы реализации проектной деятельности студентов: 6. Формирование определенной концепции или идеи данного объединения (Название, цель, задачи организации). 7. Формирование своеобразной команды посредством распределения ролей и обязанностей в команде. 8. Организация консультаций с руководителями проекта, а так же консультации с преподавателями специальных дисциплин на кафедре социальной безопасности. 9. Внесение корректировки в выполнение проекта. 10. Реализация и представление проектов - Освещение идеи в массы. 11. Подведение итогов и формулировка выводов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.