МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ Психолог – ме тодист Кудряшова С. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
Advertisements

Технологии здоровьесбережения на уроках биологии (анализ урока). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Выполнила: Л.А.Дроздова, учитель биологии МОУ СОШ 16 г.Воркуты.
Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья Анатольевна.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Выполнила:Бикчураева.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе») Материал подготовлен.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
Малинкина Раисья Сергеевна учитель французского языка Образование - высшее МГПИ им. Н.К.Крупской, факультет иностранных языков, 1987 г. Педагогический.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
«Использование здоровьесберегающих методов и приемов на уроках»
Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект.
Здоровьесберегающие технологии. Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество.
Князева Е.В.- учитель биологии и химии ГОУ C(к)О Ш-И 72.
1. Правильная организация урока 2. Использование каналов восприятия 3. Учет зоны работоспособности 4.Распределение интенсивности умств енной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии на ураках английского языка Материалы к семинару по здоровьесбережению учителя Кондратьевой С.Г.
Транксрипт:

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ Психолог – ме тодист Кудряшова С. В.

Факторы, влияющие на здоровье детей Экологические : Солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха. Социокультурные : семейные условия жизни и воспитания ( национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции ); Биологические факторы : наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного. Педагогические

Педагогические факторы Факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно - технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы ; Организация учебного процесса ( продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул ) и режима учебной нагрузки ; Организация и формы физического воспитания и физкультурно - оздоровительной работы ; Формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования ; Динамика хронической и общей заболеваемости ; Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность ;

Педагогические факторы Стрессовая педагогическая тактика ; Интенсификация учебного процесса ( увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются ); Не соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников ; Нерациональная организация учебной деятельности ( контрольная работа после выходного дня ); Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ( он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов ); Функциональная неграмотность родителей ( не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам );

Педагогические факторы Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, ( доброжелательность, мудрость педагога ); Санитарно – гигиенические условия ( проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т. д.); Двигательный режим детей ( с учетом их возрастной динамики ); Рациональное питание ( меню и режим питания ); Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры ;

Педагогические факторы Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни ( в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.); Межличностные отношения между сверстниками ; Правильная организация урока ( построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.).

Здоровьесберегающих технологий в школе ( ЗСТШ ) - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье - Здоровьесбережение может выступать только в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Здоровьесберегающие технологии в школе ( ЗОТ ) - Здоровьесберегающие образовательные технологии + ( ЗМТ ) - здоровьесберегающие медицинские технологии + (ЗТАР)- здоровьесберегающие технологии административной работы в школ е, + (ЗТСВ)- здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. (ЗСТШ) = (ЗОТ)+ (ЗМТ)+ (ЗТАР)+ (ЗТСВ)

Подходы к технологиям « Здоровьесберегающие образовательные технологии » - это педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии. «Здоровьеформирующие образовательные технологии» все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающая педагогика объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровье состоит из нескольких компонентов : Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он : В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме ; В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость ; В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен ; В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (по материалам электронного сборника «Энциклопедия административной работы в школе», издательская фирма "Сентябрь") Н.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Предлагаемые критерии оценки урока: 1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария- эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. 2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма минут. 4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма- не менее трех за урок. 5. Чередование видов преподавания не позже чем через минут. 6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление- это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. 7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8-10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов. 8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке- это важнейшее условие предупреждения их утомления. 10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма- на минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (по материалам электронного сборника «Энциклопедия административной работы в школе», издательская фирма "Сентябрь") Н.К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Механизмы ЗСТ на уроке Психологическое здоровье Нарушение осанки и снятие статического напряжения Снятие напряжения с глаз Приемы и методы

Механизмы ЗСТ на уроке 1.Физкультминутки ( гимнастика, самомассаж, презентация) 2.Паузы для снятия зрительного напряжения ( зрительные тренажеры, ориентиры, а также предметы в классе, информация на стендах, на разных досках, в разных местах класса) 3.Паузы для снятия статического напряжения ( повороты на инструкции, место учителя в классе, поза по окончании работы, на повторение правил) 4. Дыхательные упражнения, релаксация 5.Чередование различных видов деятельности ( не реже 5-7 минут), творческие задания, эстафеты и т.п.,; 6.Юмор и эмоциональная разрядка, обращение к жизненному опыту учащихся в соответствии с запросами возраста ( н-р, общение у подростков).

Литература и интернет - ресурсы 1. Здоровьесберегающие технологии И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. О. Соколова. 2. Журнал Начальная школа 7, 1979 г., 8, 1979 г., 5, 1990, 6, 1990 г. 3. Журнал Народное образование 9, 1999 г. 4. Игровые оздоровительные технологии О. А. Степанова. 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе Н. К. Смирнов. 6. Обучение и здоровье Киколов А. И. 7. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы Н. К. Смирнов, М. В. Аносова.

Литература и интернет - ресурсы http :// festival.1 september. ru / articles /213098/ Здоровьесберегающие технологии Казак Наталья Анатольевна, учитель начальных классов http :// festival.1 september. ru / articles /213098/ Казак Наталья Анатольевна http :// school -72- minsk. narod. ru / petukh _ elena. html http :// school -72- minsk. narod. ru / petukh _ elena. html Петух Елена Петровна Здоровьесберегающие технологии http :// www. openclass. ru / io /9/ kostenko http :// www. openclass. ru / io /9/ kostenko Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе « Здоровьесберегающие технологии в современной школе "