Световое проецирование основано на прохождении света через прозрачные объекты и отражение света от непрозрачных объектов. По функциональному назначению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проекционный аппарат – оптический прибор, предназначенный для получения на экране действительного увеличенного изображения предмета. Проекционные приборы.
Advertisements

Опорный конспект по теме «Проекционные аппараты» Авторы: Морозова Н.В., учитель физики МОУ лицея 40 г.Петрозаводска Янюшкина Г.М., к.п.н., доцент кафедры.
Статические и динамические средства обучения. Диапозитив Диапозитивы ( слайды ) ( от греч. dia - через и лат. positivus - положительный ) - фотографическое.
Введение в специальность кафедра прикладной и компьютерной оптики Осветительные системы.
Графопроектор. Цель Целью презентации является ознакомление с основными характеристиками графопроектора, который часто применяется для обучения. Изучение.
1 Олег Николаевич ГРИБАН Технические средства о бучения истории.
Отражение света Подготовила Морозова Л. В.. Прямолинейное распространение светового луча О прямолинейном распространении света писал еще в древности основатель.
Реферат выполнил Ученик 11 класса Утов Кантемир Средней школы с.Янтарного.
Оптика – раздел физики, изучающий свойства и физическую природу света, а также его взаимодействие с веществом. Учение о свете принято делить на три части.
Использование документ-камеры в образовательном процессе 12 декабря 2012 г.
Цифровые фотокамеры Выполнили: Елизаров Александр и Киселева Евгения.
Аудиовизуальные технологии в обучении математике.
Проекторы Проектор оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране.
TSo 4
Проекционные визуальные средства обучения. Классификация визуальных средств Визуальные средства Статические Универсальные Динамические.
Работа учителя физики ГОУ школа102 Выборгского района Заинчковской Людмилы Николаевны.
1 Лупа короткофокусная двояковыпук- лая линза или система линз, действую-щих как одна собирающая линза. Лупа предназначена для увеличения угла зрения.
Использование цифрового интерактивного оборудования при обучении младших школьников способам обработки визуальной информации Владисов Е.С., старший преподаватель.
Лекции по физике. Оптика Геометрическая оптикаЛекции по физике. Оптика Геометрическая оптика.
Транксрипт:

Световое проецирование основано на прохождении света через прозрачные объекты и отражение света от непрозрачных объектов. По функциональному назначению световая проекция относится к информационным техническим средствам обучения (ТСО). Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (урок, серия уроков), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. По характеру предъявления информации световая проекция относится к экранно- звуковым ТСО – (ЭЗС). Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Главное средство передачи учебной информации – зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность ЭЗС – их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т. д. По характеру воздействия на органы чувств - к аудиовизуальным ТСО. Человек, только слушая, запоминает около 15% речевой информации, только глядя - 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно - 65% преподносимой ему информации. Световые проекционные ТСО предназначены для формирования на экране увеличенного оптического изображения с помощью источника света и оптической системы проекционного аппарата. Создание различных типов световых проекционных приборов осуществлялось совместно с появлением и развитием фотографии и кинематографа. 2

Технические средства световой проекции занимают ведущее место в системе ТСО, поскольку эти средства применяются в учебной работе как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного инструментария на определенных технологических этапах изготовления учебных пособий. От умения преподавателей эффективно использовать эти средства в своей работе существенно зависит конечный результат усвоения слушателями новой для них информации. Следует ожидать, что в ближайшие 15–20 лет традиционные для ХХ века светотехнические приборы и кинотехника будут полностью вытеснены в учебном процессе и в быту современными видеопроекторами и электронным кинематографом. Поэтому при использовании аудиовизуальных средств учитель должен опережать контингент своих слушателей в части освоения новой техники и современных средств обучения, постоянно повышать уровень компетенции в этой области и внедрять полученные знания в практику своей работы. Цель работы: Сформировать теоретические знания о видах световой проекции как эффективном ТСО. Задачи: Дать общее понятие проекции и видов проекции. Рассмотреть средства статической проекции. Рассмотреть средства динамической проекции. Познакомить с моделями проекционных экранов и их характеристиками. 3

4

Проекция (от лат. projecto – выбрасываю вперед) - получение увеличенного изображения различных объектов на экране или другой рассеивающей поверхности с помощью источника света и оптической системы. Проекционный аппарат - оптическое устройство, формирующее изображения объектов на рассеивающей поверхности, служащей экраном. Проекционные приборы дают на экране действительное, увеличенное изображение картины или предмета. Такое изображение может рассматриваться со сравнительно большого расстояния и, благодаря этому, может быть видно одновременно большому числу людей. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа относящегося к проекционному искусству. Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта. Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины. Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары – совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов. 5

Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта. Для голографической проекции носителями информации служат голограммы - зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе. Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Диапроекция – (от греческого - "сквозь", "через") - изображение формируется световым потоком, проходящим сквозь прозрачный наглядный материал. Эпипроекция – (от греческого "сверх", "над") - изображение формируется лучами, отраженными от освещённого непрозрачного объекта. Подвижное (динамическое) изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов. Динамическая проекция является разновидностью диапроекции. 6

Первый проектор появился в 1640 г. Его изобрел немецкий физик и математик, монах Афанасий Кирхер ( ). А. Кирхер назвал свой аппарат «волшебный фонарь». Аппарат позволял создавать теневые проекции изображений людей, животных или предметов, вырезанных из картона. Источником света служила свеча. В 1839 г. французский художник Л. Дагер изобрел фотографию. Это позволило демонстрировать изображения на стеклянных диапозитивах. В проекторах конца XIX в. в качестве источника света уже использовались электрические лампы двух типов: угольная лампа накаливания (изобретатель - русский электротехник А.Н. Лодыгин ( ) и дуговая лампа, или «свеча Яблочкова» (изобретатель - русский электротехник П.Н. Яблочков ( ). В 1879 г. лампа накаливания была значительно усовершенствована Т. Эдисоном, который заменил уголь в лампе на вольфрамовую нить; лампа почти без изменений применяется в современных проекторах. В г. русский изобретатель Е.А. Малиновский совместно с другим изобретателем разработали и изготовили, а затем усовершенствовали первые эпипроекционные аппараты. Их использовали в малых аудиториях или для индивидуальной работы, так как создаваемое ими изображение на экране не превышало 70 х 70 мм. В начале Х1Х века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. В годах появились первые диафильмы на целлулоидной пленке. Первые диафильмы на 36 мм целлулоидной плёнке появились в России в 1904 – 1905 гг., и назывались они «проекционные фотограммы». 7

Источником света в проекционных аппаратах служит специальная электрическая лампа накаливания - проекционная лампа. Зеркальный отражатель, или рефлектор (от лат. reflecto - загибаю назад, поворачиваю) - вогнутое сферическое зеркало для отражения световых лучей. Конденсор (от лат. condense - уплотняю, сгущаю) - оптическая система, которая собирает расходящиеся лучи, испускаемые проекционной лампой, и обеспечивает равномерное освещение объекта проекции. В проекционных аппаратах встречаются конденсоры, состоящие из двух или трех линз различного диаметра и кривизны поверхности. Проекционный объектив (от лат. objectus - предмет) - линзовая оптическая система для получения на экране увеличенного резкого изображения предмета. Основные характеристики объективов: фокусное расстояние, относительное отверстие. Объективы для проекционных аппаратов подразделяют на короткофокусные, нормальные и длиннофокусные. Проекционная лампа, зеркальные отражатели, конденсор и объектив образуют осветительно-проекционную систему проекционного аппарата. Механическая часть аппарата служит для фиксации объектов проекции относительно осветительно- проекционной системы, обеспечения смены объектов проецирования и требуемой длительности их пребывания на экране. Качество получаемого на экране изображения при использовании проекционных аппаратов любого типа зависит от величины создаваемого проектором светового потока, качества оптики, размеров кадрового окна, расстояния до экрана, угла наклона оси проецирования, цветности, от тщательности исполнения носителей информации, отражающей способности, угла наклона и степени боковой засветки экрана. 8

Ограниченное определенными размерами изображение объекта на носителе информации называется кадром (от франц. cadre, буквально - рама). Световой поток - основная характеристика проектора любого типа. Световой поток оценивает мощность оптического излучения по вызываемому им световому ощущению и измеряется в люменах (лм). Фокусными расстояниями оптической системы проектора называют расстояния от его главных точек до соответствующих им фокусов. В большинстве проекторов устанавливают галогенные лампы накаливания. Основная часть лампы - вольфрамовая нить накала - заключена в кварцевой колбе, которая наполнена газом с небольшим добавлением йода или другого галогена. Для вводов в галогенной лампе используют молибденовую фольгу или проволоку, которую впаивают в кварц. Максимальная температура молибденовых вводов в этих лампах не должна превышать 350°С, так как при более высокой температуре молибден окисляется, кварц может лопнуть и лампа выйдет из строя. Эту особенность кварцевых галогенных ламп следует учитывать при эксплуатации: их не рекомендуется применять без принудительной вентиляции, которую чаще всего осуществляют электрическим вентилятором. Маркировка проекционных ламп наносится на цоколь баллона. Она состоит из букв и двух групп цифр, обозначающих тип лампы, напряжение накала и потребляемую мощность. Качество проектора зависит не только от источника света, но и от использования излучаемого им света. С целью лучшего использования света увеличивают угол захвата, т.е. добиваются, чтобы осветительная система аппарата захватывала возможно большую часть светового потока, создаваемого источником света. 9

Проекционную аппаратуру различают в зависимости от того, какое пособие используют для получения изображения на экране. 1 группа: Аппараты для демонстрации диапозитивов. Кадропроекторы - только для демонстрации диапозитивов (слайдов). Универсальные диапроекторы - для диапозитивов и диафильмов. Эпидиаскопы - для диапозитивов и эпипособий. 2 группа: Аппараты для демонстрации диафильма. Это фильмоскопы и универсальные диапроекторы. 3 группа: Аппараты для проекции эпипособий: эпипроекторы и эпидиаскопы, специальные видеокамеры. 4 группа: Аппаратура для демонстрации кодопособий - кодоскопы (графопроекторы, оверхеды). По степени автоматизации процессов фокусирования и смены кадров различают: Аппараты с полностью автоматическим устройством работают без оператора (учителя) по заданной программе (от реле времени, программного устройства или магнитофона) и оснащены автофокусирующим устройством. Автоматическими называют аппараты, в которых отработка процесса смены кадров, подфокусировка производятся механизмами с собственными приводными устройствами при подаче соответствующих команд. Полуавтоматическими называют аппараты, в которых отработка процессов смены кадров осуществляется механизмами при управлении или при контроле оператора (учителя). Неавтоматические аппараты те, в которых учитель управляет сам всеми процессами. 10

По способу освещения объекта различают диаскопический, эпископический и эпидиаскопический проекционные аппараты. Схема диапроекции: 1 - рефлектор; 2 - источник света; 3 - конденсор с теплофильтром; 4 - кадровая рамка; 5 - объектив Диапроекция применяется для проецирования статичных изображений, нанесённых на просвечиваемую позитивную фотоплёнку. Плёнка помещается между источником света и объективом аппарата, с которого полученное изображение проецируется на экран. Существует ряд разновидностей данной техники, отличающейся друг от друга конструкцией, размером проецируемого изображения и техническими возможностями. Диапроектор – прибор для коллективного просмотра на экране увеличенных изображений, получаемых от диапозитивов с размером кадра 24×36 мм, вставленных в рамки 50×50 мм, или от диапозитивов, выполненных на стекле 50×50 мм, но без рамок. Диапроектор может иметь кассетную приставку для установки в ней нескольких десятков диапозитивов, с возможностью их автоматической смены преподавателем с помощью пульта дистанционного управления. 11

Кроме того, диапроектор имеет возможность демонстрации плёночных диафильмов с размером кадра 18×24 и 24×36 мм. Диапроектор применяют во время лекций для демонстрации рисунков, чертежей и др., для чтения микрофотокопий и т.д. Осветительно-проекционная система всех типов диапроекторов (диаскоп, фильмоскоп и др.) расположена горизонтально, а объект проекции (диапозитив) – вертикально. Световой поток, отраженный рефлектором, проходит через конденсатор, кадровое окно с диапозитивом и объектив, образуя на экране увеличенное изображение объекта. Диапроектор «Свитязь» предназначен для демонстрации цветных и черно-белых диапозитивов, установленных в рамках 50х50 мм. 1 – толкатель; 2 – кнопка для включения проекционной лампы; 3 – кассета; 4 – ручка для точной наводки объектива на резкость; 5 – съемная крышка диапроектора; 6 – винт, закрепляющий съемную крышку; 7 – проекционный объектив. Кассета рассчитана на 36 диапозитивов, которые подаются в кадровое окно вручную толкателем. Диапозитивы укладываются в кассету эмульсионным слоем к источнику света с изображением, перевернутым на 180 °. 12

Особую схему диапроекции имеют кодоскопы (графопроекторы). Их осветительно- проекционная система расположена вертикально, а объект проекции - горизонтально. Световой поток от проекционной лампы отражается рефлектором вертикалью вверх, проходит через конденсор (линза Френеля) и предметный столик с кодопозитивом, попадает в объектив с поворотным зеркалом и формирует на экране увеличенное изображение объекта. Схема кодопроекции: Графопроектор – переносное или стационарное устройство, осуществляющее на отражающий экран диаскопическую или теневую ретропроекцию графических изображений, текста, плоских моделей. Основные преимущества графопроекторов: крупный масштаб экранного изображения; проведение демонстраций без затемнения или при частичном затемнении помещения; простота использования самим преподавателем, остающимся в ходе работы с проектором, обращенным лицом к обучаемым; использование разнообразных подготовленных заранее или создаваемых в ходе занятий носителей зрительной информации; возможность показа большой аудитории доступных зрительному восприятию опытов. Важной характеристикой является также возможность работать с проектором в двух режимах - с полным светом (нормальное напряжение) и в щадящем, экономичном (при уменьшенном на 10-15% напряжении). 1 – рефлектор; 2 - источник света; 3 - теплофильтр; 4 - линза Френеля; 5 - объектив с зеркалом; 6 - экран 13

Современный оверхед-проектор имеет устойчивый корпус, безбликовые линзы Френеля, высококачественный трехлинзовый объектив, экономичный режим автоотключения ламп, четырехкратно увеличивающий срок их службы, устройство мгновенной замены ламп, встроенную запасную лампу, бесшумный вентилятор. Выключатель расположен на рабочей поверхности, имеется углубление для авторучек. Рабочая поверхность 28,5 х 28,5 см. Две лампы 24В/250 Вт. Световой поток около 2500 лм. Масса около 14 кг, расстояние от экрана 180, 200, 250 см, размеры изображения: 160 х 160, 180 х 180, 230 х 230 см. Имеет кассету для рулонной пленки шириной от 26 до 29,7 см. o Следует иметь в виду, что применение учебных материалов, выполненных на фотопленке, сильно сократилось. Взамен этому применяется запись изображений на носителях с цифровой формой хранения информации. Воспроизведение таких изображений осуществляется с помощью компьютерной техники, мониторов и видеопроекторов. 14

Эпипроекция применяется для проецирования на экран рисунков, чертежей, схем, фотографий и мелких предметов, выполненных на непрозрачной основе. В эпипроекторах изображение получают за счет отражения света от рассматриваемого изображения (объекта) и передачи отражённого излучения через сферическое зеркало на экран. Для предотвращения попадания света из аппарата в помещение, устройство размещается в кожухе. Такие проекторы более оперативны в работе, чем диапроекторы, но имеют худшие показатели качества и яркости изображения на экране. Для получения хорошего изображения на экране эпипроекторы должны иметь мощный источник света. Схема эпипроекции: 1 - рефлектор; 2 - источник света; 3 - предметный столик; 4 - зеркало; 5 - объектив Эпипроектор – одна из разновидностей проекционного аппарата. В эпипроекторе изображаемый объект отражает освещающие его лучи света диффузно, поэтому лишь незначительная часть отраженного светового потока попадает в объектив эпипроектора. Усиления яркости изображения достигают, применяя в эпипроекторе один или несколько мощных источников света и светосильные проекционные объективы. Так как фокусные расстояния объективов эпипроекторов обычно меньше, чем у объективов диапроекторов, они дают меньшее увеличение. Зеркало, помещаемое в эпипроектор над объективом или перед ним, переворачивает изображение, чтобы на экране оно было прямым. Сильное тепловыделение в эпипроекторах вынуждает использовать в них специальные системы охлаждения. o В настоящее время эпипроекторы практически вытеснены из комплекса технических средств обучения телеэпипроекторами и документопроекторами, работающими совместно с видеопроекционными устройствами. 15

Схема эпипроектора является составной частью оптической схемы перестроенных проекционных аппаратов – эпидиаскопов, позволяющих проецировать на экран изображения как непрозрачных, так и прозрачных объектов. Эпидиаскоп (от греч. epi – на, dia – через и skopeo – смотрю) (эпидиапроектор) – совмещает в себе эпипроектор и диапроектор. Это расширяет возможности его применения. Эпидиапроекторы могут иметь кадровое окно с размером 140 х 140 мм и 150 х 150 мм. Такой аппарат можно использовать как в полностью затемненных помещениях при режиме эпископической проекции, так и в частично затемненной аудитории при работе в режиме диаскопической проекции. Оптическая схема простейшего эпидиаскопа в двух режимах его работы: 1 эпископическая проекция Лучи от источника света 2 с помощью сферических зеркал 3 и 5 освещают непрозрачный объект 6, от которого диффузно рассеянные лучи попадают в светосильный проекционный объектив 7, отражаясь от зеркала 4; 1 – кожух, 11 – система охлаждения. 2 диаскопическая проекция При диаскопической проекции зеркало 5 отклоняется, открывая доступ лучам от источника 2 в конденсор 8. Последний, равномерно освещая диапозитив, вставленный в рамку 9, направляет лучи в объектив 10, проецирующий изображение на экран 16

ОБЩИЙ ВИД ДИАПРОЕКТОРА ДП 1 стойка конденсора; 2 передняя панель; 3 проекционный объектив; 4 основание; 5 винт; 6 сборник диапозитивов; 7 приставка для диафильмов, 8 гнездо для диапозитива; 9 рамка; 10 диапозитивная приставка, 11 корпус ОБЩИЙ ВИД ДИАПРОЕКТОРА ДМ-ЗТ («СВЕТ»): 1 стойка; 2 объектив, 3 выключатель; 4 насадка для диапозитивов; 5 кнопка, 6 крышка 17

К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. Диапозитивы (слайды) (от греч. dia - через и лат. positivus - положительный) - фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные, крупно- и малоформатные. По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выполняют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так выполняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. Полутоновые диапозитивы - это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью с плавным переходом от затемненных участков к свету. Диапозитив - это пособие, основным содержанием которого является зрительный образ. Пояснительный текст диапозитива в большинстве случаев отсутствует или очень ограничен. Каждый диапозитив является автономным пособием, которым пользуются в сочетании со словесным сопровождением учителя. В учебном процессе широкое применение нашли малоформатные диапозитивы. Чаще всего это диапозитивы, выполненные на 35-мм пленке с размером кадра 18x24 и 24x36 мм. Для удобства пользования их заправляют в картонные или пластмассовые рамки размером 50x50. 18

Диафильм - это серия диапозитивов, которые располагаются на единой основе - пленке - в стро определенной последовательности и имеют сопровождающий текст, поясняющий и дополняющий зрительные образы. Диафильмы изготавливаются на 35- мм пленке, размер их изображения 18x24 и 24x36 мм с вертикальным или горизонтальным расположением кадра. Диафильм - это законченное пособие: просматривая зрительные образы и читая пояснительный текст, учащиеся получают цельное и достаточно полное представление об объектах, процессах, явлениях, которые характеризуются в диафильме. Эпиобъекты - изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными. o Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затемнению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории. В школьной практике получило распространение изготовление серии тематически подобранных и специально подготовленных рисунков, фотоснимков и других иллюстраций, наклеенных на бумажную ленту. По аналогии с диафильмом ее называют эпифильмом, или просто эпилентой. 19

Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора - 250×250 мм. Применяют транспаранты, состоящие: из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Демонстрация транспаранта удобна тем, что учитель может заранее подготовить необходимый материал и представить его на уроке. Использование транспарантов для теневой проекции особенно удобно для демонстраций устного изложения в начальной школе и детском саду. Например, вырезав из плотной бумаги или картона героев какой-либо сказки, учитель либо демонстрирует свой рассказ как в кукольном театре, либо, передвигая фигуры, просить учащихся самим рассказывать о происходящих событиях. Такой подход позволяет учителю наглядно сопровождать свой рассказ и тренировать навыки устной речи у учащихся. Недостатком теневой проекции является отсутствие цветного изображения. 20

Кинематограф зародился в конце XIX века. Светочувствительную пленку шириной 35 мм с двусторонней перфорацией изобрёл в 1889 году американец Д. Истмен. Родоначальником кино историки считают известного американского изобретателя Т. А. Эдисона, который применил новую плёнку и создал собственный формат кадра 4:3 с шагом соответствующим четырём перфорациям. Применительно к пленке были сконструированы съёмочный («Кинотограф») и просмотровый («Кинетоскоп») аппараты. Публичная демонстрация кинетоскопа состоялась в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Другой американский изобретатель Ч. Дженкинс в 1895 году усовершенствовал кинетоскоп, создав механизм ритмичной протяжки плёнки. Однако наиболее удачный механизм киноаппарата разработали в том же году во Франции братья Луи и Огюст Люмьеры. Они запатентовали своё изобретение, их аппаратура получила широкое распространение во всём мире и без существенных изменений продержалась многие десятилетия. Сначала кино было чёрно-белым и немым. В 1928 году в России был изобретён аппарат для фотографической записи звука на киноплёнку и воспроизведения с неё (автор А.Ф. Шорин). В 1929 году Джордж Истмен и Томас Эдисон провели презентацию цветного кинематографа. В 50-х годах ХХ века кино становится широкоформатным. 21

Динамическая проекция даёт прямое сфокусированное, увеличенное и движущееся изображение. В качестве динамических средств проекции применяют различные киноустановки (кинопроекция), видеотехнику и видеопроекционные устройства (мультимедиапроекторы), видео или документ-камеры. В кинопроекционном аппарате содержатся элементы, характерные для диапроектора, – это источник света (кинопроекционная лампа) и объектив, образующие осветительно- проекционную систему. Аппарат имеет привод (электромотор), сопряженный с лентопротяжным механизмом. Специальное устройство – мальтийский механизм, или грейфер, – обеспечивает прерывистое (скачкообразное) продвижение ленты перед объективом. По краям кинопленки предусмотрены прямоугольные отверстия, называемые перфорацией. Они служат для захвата и продвижения ленты зубчатым барабаном киноаппарата. В момент продвижения плёнки от одного кадра к другому световой поток прерывается специальной заслонкой – обтюратором, – вследствие чего для зрителя процесс смены кадра остаётся незаметным. Типы киноустановок (кинопроекция): – 35-мм стационарные кинопроекторы «Мир», «Ксенон» и др.; – 16-мм киноустановки «Украина», «Радуга», «Каштан», КПШ и др.; – 8-мм портативные кинопроекторы «Русь», «Волна», «Луч». 22

Кинопроектор «Луч–2» предназначен для демонстрации черно-белых и цветных 8-мм кинофильмов без звукового сопровождения или со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и электрического синхронизатора «СЭЛ-1». Электропитание от сети 220 В, потребляемая мощность 150 Вт, мощность светового потока 70 лм, масса 5 кг. Кинопроектор обладает следующими преимуществами: - плавное изменение частоты проекции от 12 до 26 кадров/с; - обратный ход кинофильма; - стоп-кадр; - клавишное управление. Механизм кинопроектора смонтирован на плато 1 и закрыт передней 2 и задней 3 крышками. На плато со стороны лентопротяжного тракта расположены: фильмовый канал 6, объективодержатель 4 с объективом 5; грейферный механизм, закрытый крышкой 7, с рукояткой покадровой проекции, снабженной стробоскопическим диском; диск 8 для совмещения кадра с кадровым окном; комбинированный зубчатый барабан 9; каретки с придерживающими роликами 10; откидной кронштейн 11 с фрикционами и осями 12 для бобин; лампа вспомогательного освещения под щитком 13 и винт 14 крепления задней крышки. При покадровой проекции на пути светового потока устанавливается теплофильтр. 23

1 - подающая бобина; 3 - проекционно-осветительная система; 2, 6, - верхняя и нижняя петли; 4 - грейферный механизм; 5 - экран; 7 - звуковая лампа и микрообъектив; 8 - блок звукоусиления; 9 - гладкий барабан; 10 - приемная бобина Учитывая высокий уровень шумов, возникающий при работе механизма кинопроекционных аппаратов, их размещают, как правило, во вспомогательном помещении – киноаппаратной, или облицовывают стены аудитории специальным звукопоглощающим покрытием. Для обеспечения звуковой кинопроекции используют киноустановку, включающую кинопроектор и другие устройства. Простейшая киноустановка состоит из кинопроектора, усилителя, громкоговорителя и экрана. 24

Копии фильмов выполняются на киноплёнке определённой ширины. Основное распространение получила киноплёнка шириной: 8, 16, 35, 65 и 70 мм. Старые киноленты были выполнены на очень горючей гибкой подложке из целлулоида. В настоящее время для кинолент применяется негорючая подложка из полиэстера (лавсана). До начала массового внедрения видеотехники в практике кинолюбителей использовалась преимущественно плёнка шириной 8 мм. На такой ленте отсутствует канал звукового сопровождения. В профессиональной съёмке наиболее широкое распространение получила киноплёнка шириной 16 и 35 мм. Кинофильмы для учебных целей чаще всего выполнены на 16 мм киноплёнке. Проекционный аппарат прокручивает за 1 минуту 11 метров плёнки. Демонстрация одной стандартной части учебного фильма (катушка емкостью 120 метров) занимает по продолжительности минут. Плёнка шириной 65 и 70 мм применяется в широкоформатном и стереоскопическом кино. Звуковое сопровождение фильма (фонограмма) записывается на специальной боковой дорожке киноленты фотографическим или магнитным способом. 25

Фильмы можно разделить на: художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научные, учебные, а также на любительские и телефильмы. Учебное кино (кинопособие) - один из видов научного кино, которое предназначается для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, недоступными для непосредственного наблюдения. Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим или магнитным способом) звуковым сопровождением (фонограммой), выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований; имеют сюжетную часть и специальные участки в начале и конце - ракорды. Каждый участок сюжетной части фильма состоит из трех элементов - видеоряда, фонограммы и перфорации. Видеоряд состоит из серии кадров отдельных снимков объекта демонстрации. Все кадры отделены один от другого межкадровой полосой. Расстояние между центрами смежных кадров называют шагом кадра, а расстояние между центрами перфорационных отверстий - шагом перфорации. 26

Учебные фильмы снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т. п. Разновидностями учебного фильма являются: - кино- или видеофрагмент минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы; - киноколъцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе. Для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса; - кино- или видеокурс - кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса; – кино (видео) хрестоматия; - ситуационный фильм. Учебные фильмы бывают : - звуковые и немые, - черно-белые и цветные. Особенностями учебного фильма являются: - информационная насыщенность, - сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, - темп предъявления содержания на экран, - законченность фильма как учебного пособия. 27

Видеопроекторы отображают на большом экране видеосигналы, формируемые видеомагнитофонами, проигрывателями видеодисков, аналоговыми видеокамерами, цифровыми фото- и видеокамерами, телевизионными приёмниками, персональными компьютерами и др.). Устройства позволяющие проецировать на экран статические и динамические сигналы от различных аудиовидео источников как отдельно, так в их совокупности и даже одновременно с несколькими источниками, получили название мультимедиапроекторы. что позволяет применять их в больших аудиториях и получать хорошую проекцию даже в освещённых помещениях. Во время работы проектор легко переключать с одного устройства на другое, что даёт возможность использовать одновременно видео и даже два компьютера. Подключение мультимедиапроекторов к ПК Проецируемое мультимедиапроекторами видеоизображение на большой экран более яркое, чем у оверхед- проекторов на ЖК-панели, 28

Документ-камера представляет собой сочетание специальной видеокамеры и световой системы, созданные для отображения на экране книг, распечаток, брошюр, трехмерных объектов, слайдов и других объектов размером от 32х24 мм и ниже до 360х270 мм, находящихся в помещении, где осуществляется их демонстрация. Её можно подключить к компьютеру. Она может работать как обычная видеокамера, если объект больше указанных размеров или его надо показать, не помещая на рабочую поверхность устройства. Для этого существует возможность направить свет и головку камеры на соответствующий объект. При этом можно демонстрировать объекты в интерактивном режиме. Эти устройства можно использовать в системах видеоконференций. 29

Экран прямой проекции В случае использования экрана прямой проекции, аудитория и проектор находятся по одну сторону от экрана. Необходимо учитывать расстояние от проектора до экрана - которое составляет минимум 2,3-3 метра, даже при использовании специальной котороткофокусной оптики. Экран обратной проекции В случае использования экрана обратной проекции, проектор располагается за экраном. Преимуществом такой установки оборудования является экономия пространства в зале и отсутствие в самом зале коммутации, постороннего шума; также, ничто не препятствует световому потоку. Использование всякой проекционной аппаратуры связано с на­личием и качеством экранов. Экран - плоская или криволинейная поверхность для рассеивания в направлении зрителя света от каж­дого участка спроецированного на него изображения. Проекционные экраны отображают информацию, получаемую от проектора. От экрана и его свойств во многом зависит качество изображения. Главное отличие состоит в расположении экрана относительно проектора 30

Экраны классифицируются на несколько групп: 1. По классу позиционирования. 2. По формату изображения. 3. По типу проекции. 4. По типу конструкции. 5. По типу полотна. 6. По методу сматывания полотна. переносные мобильные стационарные Классы позиционирования Типы конструкции натяжные, крепящиеся на специальной раме и не сматывающиеся рулонные, хранящиеся в свернутом положении 31

Современным вариантом проекционной плоскости являются плазменные панели. Плазменные панели становятся все более популярны - они ярче и больше, чем ЖК-дисплеи, тоньше и компактней CRT-дисплеев. Настенные дисплеи, которые могут заменить проектор, телевизор со стереозвуком, электронную доску и проекционный экран. Дисплей выглядит как обычная белая доска размером по диагонали в 1,5 м и верхней рамкой, из которой выдвигается расположенный под большим углом к экрану встроенный проектор. Экран обеспечивает отображение до 2-х ПК, цифрового фотоаппарата, видеомагнитофона, CD или DVD проигрывателей. 32

1. Афанасьева, А.П. (автор–составитель). Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- Агентство образования администрации Красноярского края КГОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, с. 2. Гордиевских, В.М., Петухов, Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, с. 3. Деркаченко, В.К. Современные технические средства для обучения и презентаций: Учебное пособие для студентов и технических работников вузов. – М.: МГУЛ, – 144 с. 4. Карпов, Г. В. ТСО в общеобразовательной школе / Г. В. Карпов, В. А. Романин. – М.: Просвещение, Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Академия, Материалы по информационным технологиям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 7. Мультимедиа в образовании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Прессман, Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе / Л. П. Прессман. – М.: Просвещение, Проекционное оборудование. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Экран для проектора. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: visionm.ru/article/wyiibiraem_yekran_dlya_proektora.htmlhttp:// visionm.ru/article/wyiibiraem_yekran_dlya_proektora.html 33

34