LOGO Профессиональное самоопределение обучающихся ГОУ «КРИРПО» Килина И. А., к.психол.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы и методы формирования уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, планирование профориентационного мероприятия с учетом возрастных.
Advertisements

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Роль профессиональной работы в предпрофильной подготовке учащихся.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Уровень профессиональной готовности учащихся 11-х классов общеобразовательной школы в рамках введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Районная родительская конференция «Актуальные вопросы профессионального самоопределения старшеклассников.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
: Проблемы организации поститернатного сопровождения выпускников УИТ в образовательных учреждениях профессионального образования Т. Н. Михайлова, методист.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Цели и задачи профориентационной работы. Профоориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого- педагогических, медико-биологических.
Семинар для педагогов Китовской МСОШ. 1-2 классы «Профессии наших родителей» Знакомство с профессиями родителей -Классные часы – встречи -Рассказ о профессии.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Транксрипт:

LOGO Профессиональное самоопределение обучающихся ГОУ «КРИРПО» Килина И. А., к.психол.н.

Company Logo Основные понятия Самоопределение – это самостоятельное и осознанное принятие решения относительно какой- либо проблемы, т.к. решение принимает человек/личность.

Company Logo Основные понятия Самостоятельное, осознанное принятие решения относительно какой-либо проблемы система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями, способность к реализации этих ценностей индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности Самоопределение Самоопределение Личность Личность Способности Способности

Основные понятия Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Company Logo

Company Logo Основные понятия Самоопределение процесс формирования индивид. стиля жизни серия задач общества перед личностью

Company Logo Основные понятия Типы само- определения национальное половое внутригруп- повое

Company Logo Составляющие самоопределения 1 жизненное самоопределение 2 личностное самоопределение 3 профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально- трудовой среде и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Company Logo

Основные определения Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласование индивидуальных и социально- профессиональных потребностей. «Мир труда и профессий» - основная сфера взаимодействия человека и общества. Поэтому профессиональное самоопределение выступает необходимым условием личностного и жизненного самоопределения

Условия профессионального самоопределения Внутренние условия: особенности ценностно-смысловой сферы личности; уровень осознания своих потребностей, направленности, мотивов, их сформированности; предыдущий опыт личности и степень его сформированности, осознанности; ЗУН; индивидуально-психологические особенности личности (потенциально/реально значимые в труде, определяющие характер отношений и переживаний).

Условия профессионального самоопределения Внешние условия: условия и содержание учебной/профессиональной деятельности человека; требования данной деятельности к человеку, его качествам (способности, характер, темперамент и т.д.); условия жизни, быта; особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений.

Сущность профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников) профсамоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной, выбранной профессии; ядром профсамоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профдеятельности и социально-экономических условий; профсамоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии; актуализация профсамоопределения связана с различного рода событиями профсамоопределение является показателем социально-психологической зрелости, её потребности в самореализации, самоактуализации.

Задачи профсамоопределения осмысление реальных выборов и принятие решения о выборе профессии, выработка путей и способов ее приобретения, осуществление социальных и профессиональных проб, других практических действий, рассмотрение профессиональных перспектив. Выбор – это проявление и выражение предпочтения, потребности или интереса.

Основные факторы выбора профессии склонности (более устойчивы, чем интересы); способности, внешние и внутренние возможности; престижность выбираемой профессии; информированность о ней; позиция родителей; позиция одноклассников, друзей, сверстников; потребности производства (рынок труда – это взаимодействие спроса на рабочую силу и предложения); наличие определенной программы действий по выбору профессии и достижению профцелей с личной профперспективой.

Стратегия выбора профессии составить формулу избираемой профессии (какие требования предъявляет профессия и что нужно в себе развить, сформировать); познакомиться с тенденциями изменения рынка труда и профессий своего региона; рассмотреть примеры успешной карьеры, например, своих земляков; «примерить» на себя их профессии, специальности, должности, социальные роли.

Company Logo Технология достижения цели Я знаю свою профессию Я знаю себя в соответствии с требованиями профессии Мой практический опыт в избираемой профессии Выбор образовательного учреждения

Элементы способности к профессиональному самоопределению 1Мотивационно-целевойПозитивная профессиональная мотивация Определенность целей и желаний 2Информационно- когнитивный Знание перспективных направлений социально-экономического, ситуации на рынке труда 3Операционный (поведенческий) Наличие опыта социальных и профессиональных проб Наличие опыта совершения ответственных выборов (в различных сферах) Способность к самоанализу собственных достоинств и преимуществ (слабых сторон) Способность к анализу профессий и ситуации на рынке труда Способность к прогнозированию Навыки принятия решения Сформированность навыков поведения на рынке труда 4ЭмоциональныйЭмоциональная устойчивость Умение сохранять равновесие при неудачах и трудностях Энергичность 5Личные и профессиональные качества Позитивная самооценка Активная позиция Ответственность Инициативность Дисциплинированность Настойчивость Коммуникабельность

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития Company Logo

ФГАУ ФИРО КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Company Logo

Концепция Профориентация рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени Company Logo

Основные проблемы Отсутствие государственной координации Устаревшие подходы, формы и методы Кадровые проблемы профориентационной сферы Company Logo

«Точки роста» в сфере сопровождения самоопределения Инновационные прецеденты практики Незадействованный потенциал традиционных элементов системы образования Корпоративный опыт профориентационной деятельности Company Logo

Основные идеи Концепции Единство профессионального, образовательного и общего самоопределения Непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования Личностно ориентированный подход Идея осмысленности выбора Множественность индивидуальных перспектив Опора на активизирующие методики Комплексность профориентационных услуг Company Logo

Направления работы по формированию системы сопровождения проф.самоопределения Организационно-управленческое обеспечение и социальное партнерство Нормативно-правовое обеспечение Научно-, программно- и учебно- методическое обеспечение Информационное обеспечение Кадровое обеспечение Мониторинг и оценка Company Logo

Результаты мониторинга Company Logo

Результаты мониторинга Company Logo

Результаты мониторинга Company Logo

LOGO

Формы и методы формирования уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, планирование профориентационного мероприятия с учетом возрастных особенностей обучающихся Елена Владимировна Понамарева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Company Logo

ФОРМА в пед. – способ существования учебно- воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) Company Logo

Классификация форм организации педагогического процесса По количеству участников: - индивидуальная; - групповая; - коллективная; - массовая. По способу организации: - урок; - экскурсия; - семинар; - практикум; - консультация и др. Company Logo

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) Company Logo

Классификация методов: По источнику приобретения знаний: - словесные; - наглядные; - практические По способу логико-мыслительной деятельности: - репродуктивный; - исследовательский; - частично-поисковый и др.. Company Logo

Группы методов (по Н.С. Пряжникову): Информационно-справочные, просветительские методы Разработка и использование профессиограмм, справочной литературы, информационно-поисковых систем (картотеки, базы данных и др.), профессиональная реклама и агитация, экскурсии, встречи со специалистами по различным профессиям, лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы, СМИ, «ярмарки профессий» и др.

Группы методов (по Н.С. Пряжникову): Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью, опросники, тестирование, наблюдение, профессиональные пробы, исследования с помощью различных тренажеров и др.

Группы методов (по Н.С. Пряжникову): Методы морально-эмоциональной поддержки группы общения, тренинги общения, индивидуальная и групповая психотерапия, положительные примеры успешного самоопределения, активизирующие методы с элементами психотренинга

Группы методов (по Н.С. Пряжникову): Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения Построение «цепочки» основных ходов, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив Построение системы различных вариантов действий, ведущих к определенной цели, позволяющие выделить наиболее оптимальные варианты профессиональных перспектив Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии (ОУ ПО и др.).

Company Logo Профессиональное самоопределение обучающихся: Стрелками показано, что выбирают обучающиеся 11 классы 9 классы 5-6 классы Начальная школа Выбор: ССУЗы, ВУЗы Выбор: ССУЗы, Училища, Профильные классы Жизненные ценности Познавательные интересы

Содержание профориентационной работы в 5-7 классах: Задачи: - Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению. - Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.

Содержание профориентационной работы в 5-7 классах: Типичные ожидания школьников: - Интерес к модным (ярким) профессиям - Стремление увязать с профессиями учебные предметы - Выбор кружков, секций

Содержание профориентационной работы в 5-7 классах: Профориентационная помощь: - увлекательные рассказы об интересующих профессиях; - НО: постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях); - помощь в выборе увлечений, хобби

Содержание профориентационной работы в 5-7 классах: Средства: - Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов. - Система практико-ориентированных учебных и социальных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности. - Экскурсии на предприятия

Содержание профориентационной работы в 8-9 классах: Задачи: - Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов. - Формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры. - Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. - Построение учащимися личной профессиональной перспективы. - Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Содержание профориентационной работы в 8-9 классах: Типичные ожидания школьников: - Проблема: куда пойти после 9-го класса? - Более конкретный интерес к профессиям - Появляется интерес к учреждениям профессионального образования - Выбор подготовительных курсов - Интерес к своей профпригодности

Содержание профориентационной работы в 8-9 классах: Профориентационная помощь: - П омощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения, знакомить с особенностями профессий и учебных заведений - Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности) - Больший акцент на ценностно-смысловые стороны профессионального труда - Знакомство с особенностями профессий и ОУ ПО

Содержание профориентационной работы в 8-9 классах: Средства: - Знакомство с перечнями рабочих профессий, специальностей СПО и ВПО. - Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы. - Информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города, района. - Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование). - Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных областях.

Содержание профориентационной работы в НПО, СПО: Задачи: - Уточнение личностного смысла выбранной специальности или рабочей профессии. - Обеспечение перехода из социальной роли и личностной позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника», формирование профессионально-трудовой самостоятельности. - Формирование ценности профессионального самообразования и саморазвития.

Содержание профориентационной работы в НПО, СПО: Средства: - Насыщение образовательного процесса (образовательной среды) профессиональным контекстом. - Курс «введение в специальность» (на первом году обучения). - Система индивидуальных и групповых консультаций. - Знакомство с корпоративной культурой предприятий- партнеров, введение ее элементов в образовательную среду. - Обеспечение возможностей для оплачиваемой профессиональной деятельности в процессе обучения

Областной конкурс для обучающихся учреждений общего, профессионального образования и воспитанников учреждений интернатного типа «Рабочие профессии – будущее Кузбасса» Январь – апрель 2013 г. Company Logo

Особенности профессионального выбора: кроме самого человека на его выбор оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты сам выбор – это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив обычно выбор растянут по времени (он должен еще как бы «созреть»). Кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.

Алгоритм планирования профориентационной работы: 1.Выделить перечень основных пофориентационных проблем. 2.Обозначить «фронт работы» (группу, класс, образовательное учреждение, район и т.п.). 3.Сформулировать цель данной работы (с конкретной группой, в учреждении в целом). Желательно обозначить цель-максимум и цель-минимум 4.Определить приоритетные направления работы. 5.Расписать мероприятия по направлениям (с указанием ответственных). Какие формы и методы будут наиболее эффективны в работе? 6.Предполагаемый результат. 7.Анализ, выводы. Company Logo

Областной конкурс методических разработок профориентационного содержания «ПРОФориентир» Прием материалов до 1 октября 2012 г. Company Logo

Опыт организации профориентационной деятельности в учреждениях интернатного типа Кемеровской области Наталия Владимировна Кочетулина, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Company Logo

О собенности профориентационной деятельности с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот: более раннее начала профориентационной работы с воспитанниками, первоначально в рамках трудового обучения и воспитания; учет местных (региональных) особенностей развития производства, наличия рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности; необходимость привлечения сторонних учреждений и организаций, опыт и возможности которых способны расширить круг представлений подростков о мире профессий, о характере и особенностях трудового процесса, осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. Company Logo

Основное содержание деятельности по профессиональному самоопределению учитель: педагогическая диагностика и консультирование, обеспечение групповых, индивидуальных занятий с подростками в соответствии с программой профессионального самоопределения. Выявляет склонности воспитанников к тому или иному предмету, развивает и корректирует познавательную и морально-нравственную сферу подростка; психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, психокоррекция, разработка индивидуального профессионального маршрута подростка, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации профориентационной работы с подростком; Company Logo

Основное содержание деятельности по профессиональному самоопределению воспитатель: определение особенностей коммуникативной активности и культуры, профессиональных интересов и склонностей (беседы, классные часы); организация и сопровождение профориентационных экскурсий, социальных практик и профессиональных проб; развивающие и корректирующие беседы; медицинский работник: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников; представитель администрации: перспективное планирование работы службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль над организацией работы, анализ эффективности. Company Logo

Ошибки и трудности выпускников детских домов и интернатов при решении задач профессионального самоопределения Company Logo

Ошибки и трудности выпускников детских домов и интернатов при решении задач профессионального самоопределения Company Logo

Ошибки и трудности выпускников детских домов и интернатов при решении задач профессионального самоопределения Company Logo

Company Logo Формы повышения квалификации 6-16 ноября Курсы Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи 6-16 ноября Курсы Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи 18 декабря Семинар Особенности профориентации детей-сирот 18 декабря Семинар Особенности профориентации детей-сирот до 1 октября Областной конкурс методических разработок профориентационного содержания для педагогов «ПРОФориентир» до 1 октября Областной конкурс методических разработок профориентационного содержания для педагогов «ПРОФориентир» с 15 января по 18 апреля Конкурс профориентационных материалов обучающихся и студентов «Рабочие профессии – будущее Кузбасса» с 15 января по 18 апреля Конкурс профориентационных материалов обучающихся и студентов «Рабочие профессии – будущее Кузбасса»

LOGO ГОУ «КРИРПО» ЦПиПС