Проект занятия по лексике (синонимы) 5 класс Работа с одарёнными детьми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синонимы Синонимы - это слова одной и той части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся друг от друга оттенками лексического значения и употреблением.
Advertisements

Понятие о синонимах
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Русский язык – один из развитых языков мира Вводный урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, удалой, лихой… Так можно сказать о герое. А как называются такие слова?
«АНТОНИМЫ» Что такое омонимы? Монологическое высказывание с приведением примеров. Что такое омонимы? Монологическое высказывание с приведением примеров.
Тема урока: « Самостоятельные и служебные части речи.» Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 38 г. Тулы.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
Сжатое изложение ЦЕЛЬ Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить не столь важную информацию Объем.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи».
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС педагогического творчества 2012/13 учебного года МБОУ «Елпачихинская средняя общеобразовательная школа» с. Елпачиха Бардымский.
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Утро. Какое великолепие! Над глубокими, свежими снегами – огромное и удивительно нежное небо. (И.А. Бунин.)
Транксрипт:

Проект занятия по лексике (синонимы) 5 класс Работа с одарёнными детьми

Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ. К. Паустовский

Цели занятия: Обучающие: углубить знания о синонимах; показать различие синонимов по частотности употребления, сочетаемости их с другими словами, стилевой принадлежности. Обучающие: углубить знания о синонимах; показать различие синонимов по частотности употребления, сочетаемости их с другими словами, стилевой принадлежности. Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с теоретическим материалом, предложенным на электронных носителях, выделять существенные признаки, классифицировать материал, делать обобщающие выводы. Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с теоретическим материалом, предложенным на электронных носителях, выделять существенные признаки, классифицировать материал, делать обобщающие выводы. Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку. Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.

Прочитайте выразительно колыбельную М.Исаковского. Что вам известно об этом жанре? Какое отношение к сыночку передает эта колыбельная? С помощью каких слов поэту удалось показать такое отношение? Выпишите эти слова, объясните, с помощью каких суффиксов они образованы? Сделайте вывод. Объясните лексическое значение записанных слов. Верно ли утверждение, что записанные слова обозначают одно и то же? Как называются такие слова? Есть ли в данном тексте другие синонимы? Запишите их. Вы уже поняли, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте и запишите тему урока.

Месяц над нашею крышею светит, Вечер стоит у двора. Маленьким птичкам и маленьким детям Спать наступила пора. Завтра проснешься - и ясное солнце Снова взойдет над тобой… Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, Спи, мой звоночек родной. Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,- Баюшки, баю –баю. Пусть никакая печаль не тревожит Детскую душу твою. Ты не увидишь ни горя, ни муки, Доли не встретишь лихой… Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, Спи, мой звоночек родной.

Подберите синонимы к многозначным словам: Свежий хлеб Свежая рубашка Свежий ветер Свежая газета

Старый человек Старое платье Старый знакомый Старые друзья

Вместо точек вставьте существительное долг или обязанность. Слово долг (только ед. ч.) обозначает то же, что и обязанность. Кроме того, оно имеет значение: то, что взяли взаймы. Но лишь слово долг употребляется в выражениях: по долгу чего-либо, человек долга, долг службы, присяги, чести, в долгу перед кем, чем-либо, у кого-либо. Обязанность же обозначает то, что входит в круг обязательных действий, поступков кого-либо согласно закону или общественным требованиям, а также внутреннего побуждения.

1. По... гостеприимства он не мог допустить Дарью Александровну нанимать из его дома лошадей (Л.Толстой). 2) Очень благодарен вам и в... не останусь, особенно у Маши: шелковых платьев накуплю ей, как куколку одену (И.Гончаров). 3. Я болен и... старшего офицера выполнять не могу (К.Станюкович). 4. В... студента входит посещение всех лекций и практических занятий.

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Звание... обязывает ко многому. Для написания учебника был создан коллектив... (автор, писатель). 2) Партизаны отразили все... противника. Вся природа ждала... весны (атака, наступление). 3) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте... по телефону (беседа, разговор). 4) Как пахарь,... отдыхает. Кой- где гарцуют казаки. Равняясь, строятся полки (А.Пушкин). На трубный звук, на голос... дружины конные славян помчались по следам героя (А.Пушкин) (битва, бой). 5) Из окна открывался красивый... на море.... в романах Тургенева играет важную роль (вид, пейзаж).

Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения. 1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой). 2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев). 4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький). 5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).

Укажите, чем отличаются друг от друга данные слова-синонимы. Пользуйтесь словарями синонимов. Настоящий - натуральный - неподдельный - подлинный - естественный. Обманывать - сочинять - заливать - лгать - врать. Крикнуть - цыкнуть - гаркнуть - рявкнуть. Конечно - разумеется - безусловно - бесспорно. Контуры - очертания - линии - силуэт. Звонкий - звучный - звончатый. Словарь - азбуковник - словник - лексикон - тезаурус.

Синонимы в речи служат: для более точного выражения мысли (жаркий и теплый); для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся); как способ связи предложений в тексте и преодоления неоправданных повторов одного и того же слова (Пушкин - солнце нашей литературы. Он является создателем русского литературного языка. Великий поэт оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи).

Домашнее задание:

Прочитайте текст. Тихогромы и мокроступы Свеча догорала. Александр Семёнович вздохнул, потряс песочницей над листом бумаги, осторожно отложил исписанный лист. Устали глаза, устала спина. Всё-таки он уже не молод. Но нельзя же бросить дело на молодых, они всё погубят! Великий русский язык погибнет, удушенный иностранными словами. Зачем русскому человеку уродливое слово «фонтан»? Ни к чему. Можно сказать «водомёт». На отложенном листе как раз выписаны столбики слов: … «топталище», … «мокроступы», … «тихогром», … «шарокат», … «ячество», … «рожекорча»… И понятно, и звучит хорошо. Это была славная война! Не гремели выстрелы, не рвались снаряды. Но ядовитых эпиграмм, насмешек, издевательств с той и другой стороны было преизрядно. Шишков, Шихматов и другие члены общества «Беседы любителей русской словесности» пытались изгнать из русского языка заимствованные слова, нещадно их переводя (одна «рожекорча» чего стоит!). Их противники поэты Карамзин, Дмитриев и другие боролись против засилия устаревших церковнославянских слов. Обе стороны увлекались и перегибали палку. И вот вышел на литературную арену Пушкин. Сначала он примкнул к Карамзину и развлекался весёлыми эпиграммами на Шишкова. Прошли годы. И случилось небывалое: один-единственный человек сумел изменить русский литературный язык! Гениальный русский поэт и прозаик, Пушкин использовал и заклеймённые Карамзиным церковнославянизмы, и иностранные слова, презираемые Шишковым… А в результате получился новый эталон языка. И сегодня современным языком лингвисты называют язык от Пушкина до наших дней. (С. Лаврова)

Найдите в тексте 5 заимствованных слов и укажите внешние признаки заимствования. Выпишите контекстные синонимы к слову эпиграмма, предварительно уточнив значение термина контекстные синонимы. Найдите в последнем абзаце контекстные антонимы. Кто такой Александр Семёнович и чем он прославился в истории русского литературного языка? Вставьте вместо пропусков заимствованные слова, которые герой текста предлагал заменить исконно русскими: … топталище, … мокроступы, … тихогром, … шарокат, … - ячество, … рожекорча. О какой «славной войне» идёт речь в этом тексте? Кто с кем воевал? Какой русский поэт употребил в одном и том же стихотворении слова фонтан и водомёт? Как называется стихотворение? Кому, по преданию, принадлежит знаменитая фраза «Хорошилище в мокроступах идёт по гульбищу из ристалища в позорище»? Переведите её «с русского на русский». Попробуйте шутки ради (такие шутки в лингвистике называются языковыми) заменить современные иностранные «компьютерные» слова исконно русскими. Компьютер, монитор, принтер, файл, ноутбук, алгоритм, программа.

ЛИТЕРАТУРА Словарь синонимов русского языка в двух томах (гл. редактор А.П.Евгеньева). Л., 1970–1971 Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974 Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989 Апресян Ю.Д. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка, вып. 1– – 2000