ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества. Модели внутренней гарантии качества. Г.Ш.Омашова – начальник отдела Мониторинга и.
Advertisements

12 ШАГОВ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СООТВЕТСТВИЕ ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель.
1 Процедура и оформление результатов аудита образовательной программы Прохоренко О.В. Аккредитационный Центр АИОР.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
1 Петрозаводский государственный университет Итоги 2005/2006 учебного года и задачи на 2006/2007 учебный год Материалы к заседанию ученого совета ПетрГУ.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
Аккредитационное агентство AACSB Критерии аккредитации.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА КИМЭП В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
Национальная модель аккредитации Казахстана Стандарты и критерии институциональной аккредитации Директор НАЦ МОН РК, профессор, д.п.н. Каланова Ш.М. Алматы.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Система обеспечения качества образования в РосНОУ Директор Центра качества образовательного процесса Солоницын В.А. Система обеспечения качества образования.
контроль качества аудита
Система оценки качества образования в современной школе: подходы, модели, технологии Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно- методического обеспечения.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
1 ОБЩЕСТВЕННО – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ И.Г.ГАЛЯМИНАА.А.СВИСТУНОВ.
ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации Стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
Транксрипт:

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Мотова Галина Николаевна, доктор педагогических наук, заместитель директора Нацаккредцентра, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании»

Перевод на русский язык (ESG-ENQA) официально утвержден решением Аккредитационной коллегии от и рекомендован вузам к использованию для формирования внутривузовских систем гарантии качества. Опубликован 2

Цель данных стандартов и рекомендаций заключается в предоставлении помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем гарантии качества и агентствам, проводящим внешнюю оценку… Данные стандарты и рекомендации не предполагают строгого исполнения … 3

Основные принципы ESG Поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество и его гарантию Должно поощряться развитие культуры качества в вузах Должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность... Гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса Учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене Используемые процессы не должны подавлять многообразие и новаторство 4

СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА Показатели: Стратегия Программы и квалификации Студенты Преподавательский состав Учебные ресурсы и поддержка студентов Информационная среда вуза Информированность общественности Процедуры: Алгоритм процедур Критерии Эксперты Публикация отчетов Последующие процедуры Периодичность 5

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА 1.Политика и процедуры оценки качества 2.Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций 3.Оценка студентов 4.Гарантия качества преподавательского состава 5.Ресурсы обучения и поддержка студентов 6.Информационные системы 7.Информирование общественности 6

1.1. Политика и процедуры оценки качества Стандарт: Учебные заведения должны иметь политику и соответствующие процедуры гарантии качества … Рекомендации: …изложение политики должно отражать: Связь между обучением и исследовательской работой Стратегию учебного заведения в отношении качества и стандартов Организацию системы гарантии качества Обязанности факультетов и других подразделений в отношении гарантии качества Вовлечение студентов в процесс гарантии качества … Предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. 7

1.2. Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций Стандарт: Учебные заведения должны иметь официальные механизмы утверждения, периодических проверок и мониторинга своих программ и квалификаций. Рекомендации: …гарантия качества программ и квалификаций должна включать: Разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения Специфические требования различных видов обучения (дневное, заочное, дистанционное, Интернет-обучение) Наблюдение за успеваемостью и достижениями студентов Регулярные проверки программ (включая внешнюю экспертизу) Постоянное взаимодействие с работодателями, … Участие студентов в процедурах гарантии качества 8

1.3. Оценка студентов Стандарт: Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно. Рекомендации: …важно, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учетом существующих технологий в области тестирования и проведения экзаменов. Оценка представляет важную для вузов информацию об эффективности поддержки учения и обучения. Процедуры оценки студентов должны: быть составленными в соответствии с предполагаемыми результатами обучения … руководствоваться четкими опубликованными критериями по возможности, не полагаться на суждение одного проверяющего гарантировать надежность оценочного процесса … проверяться в административном порядке, что гарантирует точность всей процедуры 9

1.4. Гарантия качества преподавательского состава Стандарт: Вузы должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки и быть упомянуты в отчетах. Рекомендации: Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса …Преподавательскому составу должны предоставляться возможности повышать профессиональную квалификацию, и должно поощряться самосовершенствование … Учебные заведения должны предоставлять преподавателям с недостаточным уровнем компетенции возможности профессионального роста и обладать средствами лишения преподавателей права на преподавание, если они продолжают демонстрировать свою недостаточную компетенцию. 10

1.5. Ресурсы обучения и поддержка студентов Стандарт: Вузы должны гарантировать, что ресурсы, используемые в обучении, являются адекватными и уместными для каждой реализуемой программы. Рекомендации: … студентам необходимо иметь доступ к ресурсам обучения. Ресурсы могут быть как физическими (библиотеки, компьютеры, …), так и человеческими (наставники, кураторы и другие консультанты). Ресурсы обучения и другие механизмы поддержки должны находиться в свободном доступе… … студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах. Учебные заведения должны вести постоянное наблюдение за эффективностью дополнительных услуг, проводить проверки и улучшать услуги. 11

1.6. Информационные системы Стандарт: Вузы должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью. Рекомендации: Самообследование учебных заведений – это отправная точка для эффективной гарантии качества. Информационные системы, …, должны охватывать: Прогресс студентов и уровень успеваемости Спрос на выпускников на рынке труда Удовлетворенность студентов учебными программами Эффективность преподавания Состав студентов и его анализ Доступные обучающие ресурсы и их стоимость Главные показатели деятельности данного вуза Очень важно сравнение учебных заведений с другими аналогичными вузами EHEA и за его пределами. 12

1.7. Информирование общественности Стандарт: Вузы должны регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную) о предлагаемых ими программах и сертификатах. Рекомендации: … данная информация не должна использоваться только в качестве маркетинговой акции… 13

Рейтинг веб-сайтов университетов мира Webometrics (по критериям наполняемости, поддержки и популярности) Показатели: Число страниц сайта, покрываемых поисковыми системами Google, Yahoo, Live Search, Exalead; Число уникальных внешних ссылок на страницы сайта вуза через поисковые системы; Число размещенных на сайте файлов с данными (публикации, презентации и др.); Число страниц и ссылок на сайт вуза через Google Scholar (научные труды). Из университетов мира в рейтинг вошло 4000 (в т.ч. из 477 российских вузов, принявших участие в оценке – 69) 14

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 1.Использование процедур внутривузовской системы гарантии качества для внешней экспертизы 2.Согласование и утверждение процедур внешней экспертизы 3.Критерии принятия решений 4.Соответствие процедуры целям и задачам 5.Публикация отчета 6.Определение последующих процедур 7.Периодичность процедуры внешней экспертизы 8.Публикация отчетов по системе образования в целом (выявление положительного опыта и проблем, исследовательская функция) 15

Оценка соответствия внутренней системы гарантии качества ESG Стандарт и рекомендации Факты наличия и соответствия Экспертная оценка и рекомендации 1. Политика и процедуры оценки качества Разработана и утверждена… Сформированы… Действует… Полное соответствие Существенное соответствие Частичное соответствие Несоответствие 16

2.1. Использование процедур внутривузовской системы гарантии качества Стандарт: при внешней оценке должна приниматься во внимание эффективность внутривузовской системы гарантии качества. Рекомендации: внутренняя политика и процедуры вуза должны быть тщательно проверены в процессе внешней оценки. Если вузы способны продемонстрировать эффективность внутривузовских систем гарантии качества, … то процессы внешней оценки могут быть не столь интенсивными. 17

2.2. Согласование и утверждение процедур внешней экспертизы Стандарт: Цели и задачи процедур гарантии качества должны быть определены всеми ответственными сторонами (включая вузы) до того, как разработаны сами процедуры, и должны быть опубликованы с описанием используемых процедур. Рекомендации: Для того, чтобы гарантировать ясность и прозрачность процедур, методы внешней оценки качества должны быть разработаны с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая вузы. Согласованные процедуры должны быть опубликованы и должны содержать подробное изложение целей и задач процессов вместе с описанием используемых процедур. 18

2.3. Критерии принятия решений Стандарт: все официальные решения, вынесенные в результате внешней оценки качества, должны основываться на исчерпывающих опубликованных критериях, применяемых согласованно. Рекомендации: … заключение выносится на основе письменных материалов и, в случае необходимости, агентства должны обладать средствами смягчения решений. 19

2.4. Соответствие процедуры целям и задачам Стандарт: Все процессы внешней оценки должны быть разработаны в соответствии с определенными для них целями и задачами Рекомендации: Эксперты … должны иметь должную компетенцию и обладать соответствующими навыками Тщательный отбор экспертов Проведение соответствующего тренинга для экспертов Привлечение международных экспертов Участие студентов Гарантия того, что используемые процедуры проверки являются достаточными для формирования адекватного заключения Использование самообследования / внешнего визита / отчета / опубликованного отчета / последействия Признание важности развития внутренней политики учебных заведений как фундаментального элемента гарантии качества 20

2.5. Публикация отчета Стандарт: Отчеты должны быть опубликованы и составлены понятно и доступно для заинтересованной читательской аудитории. Любые решения, рекомендации или одобрения, содержащиеся в отчете, должны быть легко доступны для читателя. Рекомендации: Отчеты должны содержать описание, анализ (включая необходимую наглядность), выводы, одобрения и рекомендации. В отчете должны присутствовать достаточные предварительные пояснения, чтобы читатель понял цель отчета, его форму и критерии, используемые при принятии решений. Читатель должен легко находить основные сведения, выводы и рекомендации. Отчеты должны публиковаться в доступной форме и должны предоставлять возможность своим читателям и пользователям (как внутри вуза, так и за его пределами) выражать свое мнение по поводу отчета. 21

2.6. Определение последующих процедур Стандарт: Рекомендации (планы последующих действий) должны определять заранее установленные последующие процедуры, которые проводятся согласованно. Рекомендации: Гарантия качества является не только процедурой тщательной проверки: она должна стать толчком для улучшения работы... Внешняя оценка качества не заканчивается публикацией отчета, она должна включать детально разработанные последующие процедуры для того, чтобы гарантировать, что рекомендации принимаются во внимание, план действий разработан и воплощается в жизнь … Целью является гарантия того, что области, требующие улучшения, находятся под пристальным вниманием, и проводится работа по их совершенствованию. 22

2.7. Периодичность процедуры внешней экспертизы Стандарт: Внешняя оценка вузов и/или программ должна проводиться периодически. Продолжительность цикла и используемые процедуры должны быть определены и опубликованы заранее. Рекомендации: Гарантия качества является динамическим, а не статистическим процессом. Он должен быть постоянным, а не случаться «раз в жизни». Он не заканчивается первой проверкой и последующими формальными процедурами. Он должен периодически обновляться. Последующие внешние проверки должны принимать во внимание достижения, сделанные со времени последней проверки… 23

2.8. Публикация отчетов по системе образования в целом Стандарт: Аккредитационные агентства должны время от времени публиковать отчеты, описывающие и анализирующие основные результаты проверок, оценок и обследований. Рекомендации: Все аккредитационные агентства должны собрать как можно больше информации об отдельных программах и/или учебных заведениях, для того, чтобы предоставить материал для структурного анализа всей системы высшего образования… 24

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ 1.Использование результатов внешних экспертиз вузов для оценки деятельности агентства 2.Официальный статус 3.Регулярность деятельности 4.Адекватность и пропорциональность ресурсов 5.Формулировка целей 6.Независимость 7.Доступность информации о критериях и процедурах (самообследование, внешняя экспертиза, публикация отчета, последующие процедуры) 8.Отчетность 25

«РУКОВОДСТВО ХОРОШЕЙ ПРАКТИКИ» INQAAHE, 2005 г. 1.Определение миссии 2.Взаимодействие между аккредитационным агентством и вузами 3.Принятие решений 4.Комиссия по внешней экспертизе 5.Связь с общественностью (Public Face) 6.Документация 7.Ресурсы 8.Апелляционная система 9.Гарантия качества деятельности агентства 10.Взаимодействие между агентствами 26

Принципы гарантии качества высшего образования для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (2008) «Принципы Чиба» А: Внутренняя гарантия качества Создается, определяется, поддерживается и распространяется культура гарантии качества Гарантия качества согласуется и отражена в целях и задачах каждого вуза Действуют системы, стратегии и процедуры внутреннего управления качеством Проводится периодическое утверждение, мониторинг и оценка программ и степеней Разработана и действует стратегия постоянного совершенствования качества Поддерживается гарантия качества академического персонала Достоверная и своевременная информация о вузе, его программах, степенях и достижениях является общедоступной 27

Принципы гарантии качества высшего образования для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (2008) «Принципы Чиба» B: Оценка качества Регулярно проводятся мероприятия по гарантии качества (на институциональном и/или программном уровне) Заинтересованные лица принимают участие в разработке стандартов и критериев оценки Стандарты и критерии доступны общественности и применяются на постоянной основе Существуют официальные процедуры для соблюдения интересов всех экспертов Оценка, как правило, включает следующие этапы: 1. институциональная самооценка 2. внешняя оценка группой экспертов и посещение вуза 3. публикация отчета, включая решения и рекомендации 4. мероприятия по выполнению указанных рекомендаций Доступная система апелляций для всех уровней: вуз программа вуз и программа 28

Принципы гарантии качества высшего образования для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (2008) «Принципы Чиба» C: Агентства гарантии качества Агентства гарантии качества независимы и несут автономную ответственность за действия – на принятие решений не должны влиять третьи стороны Миссия, цели и задачи четко определены Человеческие и финансовые ресурсы адекватны и доступны Стратегии, процедуры, обследования и отчеты по оценке доступны общественности в полном объеме и четкой форме Документация, содержащая используемые стандарты, методы оценки, процессы, критерии принятия решений и процедуры апелляций прозрачна Проводится периодическая экспертиза деятельности, результатов и их значимости Агентства сотрудничают с другими агентствами и основными участниками процесса гарантии качества других стран региона Проводят исследования, предоставляют информацию и консультируют по различным формам гарантии качества: аккредитация аудит 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контактная информация: Тел Тел./факс