Условия эффективной коммуникации. Какое же общение можно считать ЭФФЕКТИВНЫМ?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Основные понятия стилистики Автор: Курикова Наталья.
О Порядке утверждения норм современного чувашского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Чувашской Республики, правил.
О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Приказ N 209 от 24 марта 2010 г.
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент Резюме.
О вступительных испытаниях абитуриентов в 2010 году по рыбохозяйственным направлениям подготовки Недоступ А.А. зам. председателя УМО по образованию в области.
Нормативная база Приказ 373 (Минобрнауки России) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального.
Подготовка общеобразовательных учреждений к государственной аккредитации в современных условиях Начальник отдела общего и дополнительного образования Управления.
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года 276 «Об утверждении.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
ПОРТАЛ: STUDENCHESTWO.RU БЛОГ: АЛГОРИТМЫ МУДРОСТИ
О реализации программы дошкольного образования с учетом введения ФГТ Клокова Людмила Борисовна, заведующая МБДОУ детский сад 22.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Норма литературного языка - Это общепризнанные, общепринятые правила употребления слов, словосочетаний.
Изменения в нормативной правовой базе ЕГЭ в 2012 г.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Докладчик: Александр Стаканов Генеральный директор ООО «Си-Эй-Си – Городской центр экспертиз» Практика применения нормативных актов по льготам и компенсациям.
( Правила ведения речи.). Цель: определить основные правила ведения речи, беседы.
Состояние нормативно-правового обеспечения в образовательных учреждениях Таштагольского муниципального района Выполнила: Юдина Елена Николаевна, главный.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5»
Транксрипт:

Условия эффективной коммуникации

Какое же общение можно считать ЭФФЕКТИВНЫМ?

Само понятие эффективности связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации.

Цели: 1) информативная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена; 2) предметная – что-то получить, узнать, изменить в поведении собеседника; 3) коммуникативная – сформировать определенные отношения с собеседником.

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффективным, а в каких нет? Воздействие эффективно в том случае, если достигнуты все три цели. Но так бывает не всегда. - Передайте, пожалуйста, соль! - Пожалуйста! Информационная + Предметная + Коммуникативная +

Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно. - Передайте, пожалуйста, соль! - Что? Информационная – Предметная – Коммуникативная –

Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохранение коммуникативного равновесия – одно из условий эффективности речевого воздействия.

Если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие иногда может быть эффективным: ведь цель не достигнута по объективным причинам (соли нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено. - Передайте, пожалуйста, соль! - Простите, здесь соли нет. Информационная + Предметная – Коммуникативная +

А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной, то определенный результат есть – соль мы получили, но нормальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие называют результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило – коммуникативное равновесие – не соблюдено). - Передайте, пожалуйста, соль! - На! Информационная + Предметная + Коммуникативная –

Коммуникативное равновесие – отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве. горизонтальное вертикальное

Горизонтальное коммуникативное равновесие – это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника – по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др. Достичь горизонтального коммуникативного равновесия – значит оправдать ролевые ожидания равных тебе, говорить с собеседниками в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подчиненный; старший – младший; занимающий более высокое служебное положение – занимающий более низкое служебное положение; стоящий выше в социальной иерархии – стоящий ниже в социальной иерархии.

И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникативном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, начальник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено.

Условия успешного общения

1. Коммуникативная заинтересованность;

2. Настроенность на мир собеседника;

3. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего;

4. Способность говорящего варьировать способ языкового представления;

5. Внешние обстоятельства;

6. Знание говорящим норм этикетного речевого общения; - Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»! - Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглашаются.

7. Соблюдение норм русского языка.

Норма языковая– совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху.

Языковая норма складывается в реальной практике речевого общения, отрабатывается и закрепляется в общественном употреблении как узус (лат. usus - пользование, употребление, обыкновение)

Литературная норма – это принятые в общественно-языковой практике правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических языковых средств.

Необходимо: правильно ставить ударения; употреблять слова в правильных значениях; не использовать грубых слов; говорить в среднем темпе; не повышать внезапно громкость речи.

Акцентологические нормы - это правила постановки ударения в словах.

джи́нсовый и джинсо́вый и́скристый и искри́стый одновреме́нный и доп. одновре́менный ноль и доп. устар. нуль деньга́м и доп. устар. де́ньгам

Пометы, указывающие на нарушение нормы: не рек. «не рекомендуется», неправ. «неправильно», грубо неправ. «грубо неправильно».

страхо́вщик ! не рек. страховщи́к балова́ться, балу́ется ! не рек. ба́ловаться, ба́луется; запломбирова́ть ! неправ. запломби́ровать ;

ЗВОНИТЬ я звонЮ мы звонИм ты звонИшь вы звонИте он звонИт они звонЯт

ободрИть облегчИть одолжИть положИть вручИть маркировАть

ХОДАТАЙСТВО ХОДАТАЙСТВОВАТЬ я ходАтайствую мы ходАтайствуем ты ходАтайствуешь вы ходАтайствуете он ходАтайствует они ходАтайствуют

договОр договОрный

докумЕнт

заблаговрЕменный

квартАл

киломЕтр

обеспЕчение

приговОр

премировАть

узакОнивание

экспЕрт экспЕртный

Лексические нормы - это правила употребления слов в соответствии с их значениями.

Нарушение правил смыслового согласования плеоназм тавтология главная суть подробные подробности другая альтернатива вместе совместно обсуждать месяц май финальные итоги

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 8 июня 2009 г. N 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации Опубликовано 21 августа 2009 г. Вступает в силу: 1 сентября 2009 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 августа 2009 г. Регистрационный N 14483

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 5042) и на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку (по результатам экспертизы) (протокол от 29 апреля 2009 г. N 10) приказываю: 1. Утвердить прилагаемый список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И. Министр А. Фурсенко

Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации 1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: "АСТ-ПРЕСС", с. 2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. - М.: "АСТ-ПРЕСС", с. 3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.- М.: "АСТ- ПРЕСС", с. 4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. - М. : "АСТ-ПРЕСС", с.

Умение слушать

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!