Районная научно-практическая конференция Без наречий, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. М. Федорова Автор проекта: Иванова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко Нет слова, которое было.
Advertisements

НАРЕЧИЕ Понятие о наречии Степени сравнения наречий Словообразования наречий с помощи приставок и суффиксов Словообразования наречий с помощи приставок.
Тринадцатое апреля Понятие о наречии Урок подготовила Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы 3, г. Осинники.
Понятие о наречии. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы как? куда? откуда?
Вводный урок по теме «Наречие». 7 класс учитель Фирсова Елена Алексеевна школа 53 город Мурманск.
Цель проекта Сконструировать итоговое понятие о наречии как части речи.
Проект «В стране выученных правил,.. или Её Величество Орфография» 4 этап Команда «АзБуки» МОУ СОШ 19 г.Владимира.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Изучение категории состояния как части речи на уроках русского языка в 7 классе. Работу выполнили: О.А.Конюхова, учителя русского языка и литературы МОУ.
Наречие как часть речи Автор: Дедюхин Кирилл, ученик 7 Б класса МБОУ СОШ 102 города Екатеринбурга Учитель: Ивлева Ирина Валерьевна.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Наречие как часть речи Русский язык, 7 класс Учитель Азметова Елена Сергеевна, МОУ «СОШ 54»
Урок русского языка в 7 классе.. ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким.
Презентация по русскому языку на тему :. Наречие как часть речи Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Объясни значение фразеологизмов, используя для этого одно слово - синоним.
Транксрипт:

Районная научно-практическая конференция Без наречий, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. М. Федорова Автор проекта: Иванова Татьяна, ученица 8 класса Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г. Индырчи 2010

Интересной ли в историческом отношении частью речи является наречие? Какое место в грамматике русского языка занимает наречие? Каково происхождение названия данной части речи? Какие группы наречий выделяли в древнерусском языке? Язык на протяжении всей своей истории активно пополняется наречиями. Как это происходило и происходит? Как объяснить правописание некоторых наречий? Наречие живописует глагол. Что это означало в древнерусском языке?

Наречие является интересной в историческом отношении частью речи. Широко распространены в русском языке. Без них речь теряет конкретности, образности. Наречие – особенная самостоятельная часть речи, требует изучения. Правописание, структуру многих наречий можно объяснить только этимологически. В контрольно-измерительных материалах ЕМЭ и ЕГЭ есть задания, требующие знания наречия как части речи.

1.Подготовительный. Определение проблемного и учебного вопросов, актуальности исследуемой проблемы, ожидаемых результатов. Выбор справочно-информационной литературы. 2. Основной. Изучение литературы. Сбор информационного материала по теме проекта, проведение исследований. 3. Заключительный. Подведение итогов работы. Составление проекта, презентации к проекту.

1. Сбор определенной информации по теме проекта: определение места наречия в грамматике русского языка; уточнение происхождения названия части речи; выявление основных групп наречий в древнерусском языке; объяснение происхождения и правописания некоторых наречий; доказательство живописности русского наглаголия. 2. Применение информации в изучении наречия как части речи, при подготовке к экзамену по русскому языку.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? в какой степени? Характерное грамматическое отличие наречия от других знаменательных частей речи является отсутствие у него форм словоизменения – наречие не имеет рода, числа, падежа, не склоняется и не спрягается. Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия.

Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово речь имело среди других значений и значение «глагол». Буквально термин «наречие» переводится на современный язык как «наглаголие». Древние римляне наречие называли abverbium: verbium – «глагол», ab – «при». Буквальный перевод термина звучал как «приглаголие» Древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Наречия, характеризуя действия или признак, придают им точность (вчера, здесь, направо), образность (звонко, остро, пышно), «живописуют» глагол.

ПервичныеПроизводные 1. Наречия, которые не связаны с другими частями речи. 2. Установить их происхождение часто затруднительно, можно выяснить лишь путем специального этимологического анализа. 3. Они образованы в дописьменную эпоху от древних местоимений. 1. Наречия, которые обнаруживают связь с другими частями речи. 2. Наречия, образованные от других частей речи. 3. Из образование можно отчетливо проследить, так как сохраняется связь наречия с источником происхождения. 1) куда, туда, сюда – при помощи наречного суффикса места -да; 2) когда, тогда, иногда, всегда – при помощи наречного суффикса времени -да; 3) где, везде, здесь – при помощи наречного суффикса -де; 4) всюду, отовсюду, повсюду – при помощи наречного суффикса –уду;

Наречия, образованные путем слияния предлога и формы падежа существительного: вдребезги – в + дребезг (сущ. в вин.п., мн.ч.), взаперти – в + заперть (сущ. в вин.п., м н.ч.), взапуски – в + запуск (сущ. в вин.п., мн.ч.), воочию – въ + очи (сущ. местн.п., мн.ч.), впотьмах – в + по + тьма (сущ. в местн. п., мн.ч.), второпях – в + торопь (сущ. в местн. п., мн.ч.), дотла – до + тъло (сущ. в род. п., ед.ч.), завтра – за + утро (сущ. в род. п., ед.ч.), исподволь - сложный предлог испод (из-под) + воля (сущ. в род. п., ед.ч.). Наречия, образованные от существительного косвенных падежей в результате изменения некоторых старых падежных форм: кубарем – форма творительного падежа от устаревшего существительного кубарь («волчок»), мельком – форма тв. п. ед.ч. от сущ. мельк («мгновение, миг»), днем, осенью, зимой

Наречия, образованные из словосочетания: восвояси – во своя вьси – буквально «в свои деревни, домой», сегодня – сего (этого) дня, сейчас – сей (этот) час, тотчас – тот час. Наречия, образованные слиянием предлога и прилагательного: вплотную – в + плотная (полное прилагательное), сызнова – с + из + новъ (краткое прилагательное в род. п.,ед.ч.), зачастую – за + частая (полное прилагательное). Наречия, образованные от глагола: почти – почьсти (глагол 2-ого лица ед. ч повелительного наклонения, невзначай – чаяти («ждать»): не + вз + на + чай, зыбко – зыбати («качать, колебать»)

1.Во многих наречиях трудно выделить уже исчезнувшие из языка корни: кубарем – кубарь («волчок»), набекрень – бекрень («бок»), наобум – обум («зря, наудачу»), настежь – стеж («крюк, столб»), нахрапом – храп («сила»), ненароком – нарокъ («намерение, цель»), опять – пять («обратно»). 2.В некоторых наречиях непонятны словообразовательные элементы: внутрь – древний предлог вън + утрь («внутренность»), исподтишка – сложный предлог испод («из-под») + тишок; тишок – устаревшее слово с суффиксом –окъ. туда – устаревший наречный суффикс –да, где – устаревший наречный суффикс –де, повсюду - устаревший наречный суффикс –уду. может быть осмыслена только при помощи исторических комментариев

Невзначай, невдомек, вдосталь, наобум, сегодня, нагишом, нечаянно, торчком, врасплох, впросак

это золотой ключик, открывающий грамматические сезамы А или ОЬ в наречиях на шипящий Справа, издавна, дотемна, наново, засветло, влево Навзничь, вскачь, настежь, наотмашь Но! Уж, замуж, невтерпеж Эти слова возникли в ту эпоху, когда краткие прилагательные склонялись, как соответствующие существительные. Сопоставление этих наречий с сочетаниями существительных среднего рода с предлогами подскажет, какую конечную гласную букву следует написать в наречии: за окно – заново, в окно – влево, с окна – справа, до окна – докрасна. Это правило связано с древней мягкостью всех шипящих в русском языке. Правописание слов-исключений можно объяснить следующим образом: они образованы от существительных терпеж и муж, которые относятся ко 2-ому склонению и в современном языке не имеют на конце Ь. А наречие уж еще в 19 веке писалось как ужь. может быть осмыслено только при помощи исторических комментариев

Живописать, -сую, -суешь; совершенного и несовершенного, (устаревшее). Описать живо, картинно. Живописец – художник, занимающийся живописью. Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, Москва, С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, Москва, Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно. Сверкали остро Сверкали холодно Зашумел полнозвучно Зашумел звонко Зашумел тревожно Еще сверкали Стало уже светлеть Понемногу выступали Вдруг прошелся Сразу ожил

Вариант 2 А 19 Вариант 3 А 4 Вариант 4 А 19 Вариант 5 А 20 Вариант 6 А 20 Вариант 7 А 20 Вариант 8 А 20 Вариант 9 А 20 Вариант 10 А 20 Вариант 11 А15 Вариант 14 А11 Вариант 15 А 20 Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2007.

Вариант 6. А 20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1.Гости на другой (ПО)УТРУ расстались с любезным хозяином, ЧТО(БЫ) никогда больше не встретиться. 2.Перебрасываясь (НА)СКАКУ словами, разведчики в ТО(ЖЕ) время внимательно осматривали местность. 3.(НА)СЧЕТ костюмов для спектакля вы не беспокойтесь: ЧТО(БЫ) ни потребовалось – все достанем. 4.Дни еще теплы и (ПО)ОСЕННЕМУ ласковы, ЗА(ТО) ночи уже холодны. Вариант 14. А 11. Укажите верную морфологическую характеристику слова ОПАСНО в предложении Но прошло время, мы стали мудрее и понимаем теперь, что от прошлого отречься невозможно, стряхнуть с ног прах и забыть собственную историю – опасно. 1.Наречие. 2.Краткое прилагательное. 3.Краткое причастие. 4.Слово категории состояния.

Задание 1. Докажите, что слова конец и начало исторически однокоренные. В слове конец исторически корень кон- и суффикс –ец (из –ьць). Нетрудно доказать, что в звукосочетании ча в слове начало был носовой (е); достаточно проанализировать следующий ряд: начало – начинать – начну (ча//чин//ч (ь) н). Звук (ч) появился в результате чередования со звуком (к) перед гласными переднего ряда (е, ъ, и, ь). Следовательно, в этих антонимах корни –кон- и –ча- исторически равнозначны. Исторически корень –кон- сохранил свою смысловую близость к понятию «начало чего- либо» в выражении испокон веку, искони в значении «издавна, с незапамятных времен». Задание 2. В книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» читаем: «Лунные белые пятна вперемежку с черными тенями ползли по траве у ног Алексея». В другом издании напечатано вперемешку. Какая разница в значении выделенных слов? Вперемежку – попеременно, чередуясь, перемежаясь. Вперемешку – в смешанном виде, в беспорядке.

Наречие – интересная в историческом отношении часть речи. Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке – «наглаголие». В его названии определена основная функция наречия: определять глагол, обозначать признак действия. Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке – «наглаголие». В его названии определена основная функция наречия: определять глагол, обозначать признак действия. Структура и правописание многих наречий может быть осмыслены только при помощи исторических комментариев. Структура и правописание многих наречий может быть осмыслены только при помощи исторических комментариев. Наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Эту особенность наречия отмечали древние ученые. Наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Эту особенность наречия отмечали древние ученые. Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Они придают произведению речи выразительность, образность, меткость, эмоционально окрашивают действие. Наречие способствует точности описания целой картины – живописует глагол. Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Они придают произведению речи выразительность, образность, меткость, эмоционально окрашивают действие. Наречие способствует точности описания целой картины – живописует глагол.

1.Е.К. Францман и др. Русское слово. Просвещение. Москва, Р.С. Астрина и др. Современный русский язык. Москва. Просвещение, Краткая русская грамматика /Белоусов В.Н. и др./ под ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В. – Москва. Русский язык, В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Москва. Просвещение, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова: Теория. Москва. Дрофа, М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех тома. Москва. Прогресс, http// 8. http// 9. http//edu.km.ru