Из истории Кубанского казачьего хора. Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кубанский казачий хор. Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями. Его летоисчисление.
Advertisements

Кубанский казачий хор ( полное название Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор ) хоровой певческий коллектив, основанный.
Кубанский казачий хор «Будущее хора, несомненно, блестяще! Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Г.Концевич.
Работу выполнила: Хотнянская Тамара Михайловна, год. Краснодарский крайисполком принял решение о создании Государственного кубанского казачьего.
Руководитель ГАККХ Захарченко Виктор Гаврилович Презентация на тему :
КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР – ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КУБАНИ Подготовила учитель МБОУ СОШ 6 ст. Кущевской Краснодарского края Степаненко Галина Олеговна.
14 октября 2011 года исполняется 200-лет со дня основания Войскового певческого – Кубанского казачьего хора. ДВА ВЕКА НА БЛАГО РОССИИ, ВО СЛАВУ КУБАНИ.
Виктор Гаврилович Захарченко (1938) (слайд12). Родился будущий композитор в станице Дядьковской, Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый.
КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР – ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КУБАНИ.
Кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор (полное название Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) хоровой певческий.
Создание в Екатеринодаре войскового певчего хора Хор пел не только в храме, но и выступал в станицах Дважды расформировывался (1920 и 1961 гг.) и дважды.
Кубанский казачий хор. Основные даты в жизни Кубанского казачьего хора.
МОУ Зубовская СОШ Зубовка, 2009 год Рассказать о творчестве ансамбля «Рождество» Сообщить информацию о руководителе ансамбля Показать фотографии некоторых.
Кубанский казачий хор история и современность. Автор: Автор: Учитель музыки и кубановедения Коломойцева Наталья Павловна МОУ СОШ 28 Учитель музыки и кубановедения.
Григорий Фёдорович Пономаренко Григо́рий Фёдорович Пономаре́нко (2 февраля 1921, село Моровск, Остерский уезд, Черниговская губерния погиб 7 января 1996,
Искусство Кубани, 7 класс. Место и роль Плотниченко в музыкальной культуре Кубани Григорий Максимович Плотниченко известный на Кубани композитор, фольклорист,
Михаил Семенович Годенко. Годенко Михаил Семенович ( ) Балетмейстер Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Отечественной войны.
3. Семейный и общественный быт 2.Одежда Народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы,
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ КУБАНЬ. Певцы земли Кубанской.
Красноярский государственный ансамбль танца Сибири имени М. Годенко Ансамбль был основан в 1960 году, и с самого рождения ему сопутствует успех. Основателем.
Транксрипт:

Из истории Кубанского казачьего хора. Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями, подчас драматическую, двухвековую историю своего развития. Его летоисчисление начинается с 1810 года, когда просветитель Кубани протоирей Черноморского казачьего войска К. Россинский обратился в канцелярию атамана Ф. Бурсака с прошением о создании Войскового певческого хора " для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви ". Более ста лет ( гг.) Кубанский войсковой певческий хор выполнял благородную миссию художественного просвещения на юге России, был предметом гордости, знаменем всей культуры казачьего края. Хор участвовал в литургических храмовых службах, во всех общественно значимых сборах и праздниках, выступал в светских концертах. В его репертуаре были духовные произведения Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Львова, русская и зарубежная хоровая классика Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Шуберта, Моцарта, русские и украинские народные песни в обработке М. Бибика, А. Бигдая, Г. Концевича. В 1921 году в связи с социальными потрясениями и экономическими трудностями в стране деятельность хора была прекращена. Но в общественном сознании кубанцев жила неистребимая потребность в художественном выражении своих гражданских и эстетических идеалов, патриотических устремлений. И в 1936 году был создан Кубанский казачий хор, а в 1938 году в нем появилась танцевальная группа, и коллектив был переименован в " Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков ". Новый коллектив создавался как принципиально фольклорный. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества. Один из последних регентов Войскового певческого хора и первый художественный руководитель Кубанского казачьего хора Г. Концевич восторженно приветствовал его возрождение : « Будущее хора, несомненно, блестяще ! Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край ». Г. Концевич не ошибся ! Ибо как истинный патриот и талантливый музыкант он глубоко знал богатейшие и неисчерпаемые возможности народной казачьей культуры Кубани. И хотя в истории Кубанского казачьего хора еще были взлеты и падения, высокие достижения и периоды безвременья и молчаний, главное Г. Концевич предвидел : Кубанский казачий хор сегодня - один из лучших художественных коллективов России. Кубанский казачий хор в его современной структуре ( хор, танцевальная группа, оркестр ) и творческой ориентации был воссоздан в 1968 году ( художественное руководство коллективом было поручено тогда заслуженному деятелю искусств С. А. Чернобаю ). Уже в 1971 году приходит первое международное признание - хор становится дипломантом фольклорного фестиваля в Болгарии, хотя обретение им подлинного национального лица было еще впереди. В 1974 году художественным руководителем Кубанского казачьего хора стал Виктор Захарченко. Уроженец Кубани, воспитанник Новосибирской консерватории, неутомимый собиратель и исследователь народного творчества, музыкант, наделенный безошибочной художественной интуицией, человек яркого общественного темперамента, Захарченко на четверть века определил творческое и общественное кредо Кубанского казачьего хора как хранителя исторической памяти русского народа, его чаяний и надежд. Как известно, основное население современной Кубани составляют потомки казаков - переселенцев из бывшей Запорожской Сечи, с Дона, Хопра, из Екатеринослава, Тульской, Воронежской, Курской и других губерний России.

Песенная и танцевальная культура кубанских казаков является самобытнейшей ветвью славянской культуры ( русской и украинской ), которая во взаимодействии с экзотической и щедрой природой Кавказа и культурой кавказских народов обрела свои неповторимые черты. Казаки были православными землепашцами и воинами, призванными защищать южные пределы Государства Российского. Их вера, нравственные идеалы, их бесстрашие, героизм и ощущение своей коллективной силы, их песни рождены были главной клятвой их жизни : " За Веру, Волю и Отечество !". Песни казаков насыщены активной ритмикой, они " героизированы ", приспособлены к условиям пешего и конного марша. В них слышна хоральная мощь канта петровских времен и неизбывная печаль прощания с домом, дух бесшабашной казачьей вольницы и истинно славянская « тоска веселая » ( Есенин ). В Войсковом певческом хоре было два оркестра : духовой и симфонический. О таких возможностях, позволяющих исполнять классический репертуар, руководители нынешнего состава хора теперь только мечтают. Зато в XX веке появилось то, чего не было в прошлом : в коллективе ярко и вдохновенно зазвучали женские голоса, стала развиваться хореография. Казаки восприняли черкесский ( адыгский ) костюм ( папаха, бурка, сабля и т. п.) – он был удобен в конной джигитовке и в походе, а в их песни и танцы пришли упругие кавказские ритмы и движения – широкий, как крылья орла, разлет рук, фантастический « гарцующий » ход мужчин на пальцах и полупальцах ( как мощное устремленное тело коня на тонких и стройных ногах ). Все технические находки, композиция танцев, костюмы, атрибутика ( пики, кинжалы, платки, наковальня, музыкальные инструменты и т. п.) сюжетно обоснованы, имеют конкретное, взятое из народной жизни, национальным духом и характером обусловленное содержание. (« На кордоне », « Молодычка », « Ковал кузнец казачью шашку », « Кавказская сюита », танец некрасовских казаков, « Крыло », « Встреча Казаков »). Талантливо и профессионально поставленные танцевальные номера значительно украсили и расцветили концертные программы, сделав их полней и зажигательней. Так называемый « балет » Кубанского казачьего хора сегодня стал одним из лучших народных танцевальных коллективов страны. По своей хореографической лексике коллектив не похож ни на один ансамбль подобного рода. Главное в танцах хора – историческая и этнографическая достоверность, фольклорная самобытность, правда национального характера. С танцевальной группой Кубанского казачьего хора работали настоящие звёзды хореографического искусства Юга России, такие балетмейстеры, как заслуженный деятель искусств Республики Кабардино - Балкария Григорий Гальперин, народный артист России Николай Кубарь, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Модзолевский. Поставленные ими номера до сих пор не сходят со сцены и радуют зрителей уникальной пластикой, силой и мощью казачьего характера.

За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора вернулась народу и стала гимном Кубани песня « Ты, Кубань, ты наша Родина » на стихи священника I Кавказского полка Константина Образцова. Хор явился блестящим интерпретатором волевых, отмеченных чеканным ритмом и интонационной упругостью походных песен (« За Кубанью огонь горит », « Ихалы казаченьки »), величаво - печальных песен - дум и баллад (« Думы мои », « Заповит » на стихи Т. Шевченко, « Провожала маты сына у солдаты »), грустных лирических песен (« Вэчир на двори », « Ой, на гори сидела пара голубей », « Ой, там у саду »). Шуточные казачьи песни в исполнении Кубанского казачьего хора (« Як служив я в пана », « Ой, мий мылый варэнычкив хоче », « Булы в мэне у комори гроши » и многие другие ) всегда связаны с элементами игры, состязания, залихватского танца, забавных реплик. В этих песнях Кубанский казачий хор всегда показывал блестящий пример эмоциональной открытости, раскованности и правды сценического поведения, правды народного характера. Подлинным шедевром народной музыки является в программе Кубанского казачьего хора оригинальный кубанский вариант песни " Роспрягайтэ, хлопци, конэй ", записанной в станице Дядьковской. Динамическая устремленность ее размашистого ритма, широта и чувственная открытость напева перекликаются с подобными чертами знаменитой во всем мире русской " Калинки ". Не случайно песня " Роспрягайтэ, хлопци, конэй " стала своеобразной визитной карточкой Кубанского казачьего хора. Приняв творческую эстафету от Войскового певческого хора, являясь его правопреемником и развивая его традиции, Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в московских и екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет русскую духовную музыку (" Благословлю Господа на всякое время ", " Похвалу принесу " Д. Ростовского, " Христос Воскресе " В. Захарченко, " Сподоби, Господи ", " Взбранной воеводе ", духовный стих " Бедная птичка в клетке сидит ", записанный В. Захарченко от его матери Натальи Алексеевны ). Рождественскую и Пасхальную службу 2008 года в храме Донского монастыря в Москве также сопровождали солисты Кубанского казачьего хора. На участие в церковных богослужениях их ещё в августе 1995 года благословил сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Пожалуй, таким правом обладает пока единственный светский коллектив. Классика. Одним из новых направлений современной репертуарной политики хора стало обращение к классической музыке. Впрочем, это было свойственно и дореволюционному периоду в истории Войскового певческого хора, когда в его составе был даже симфонический оркестр. На столетие коллектива в 1911 году в его исполнении звучала симфония П. И. Чайковского «1812 год ». Не случайно теперь с оркестром хора всё чаще на сцену поднимается и инструментальный камерный ансамбль « Благовест ». Виктор Гаврилович любит и хорошо знает классику. Его кумиром является великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов, на репетициях которого ему лично доводилось присутствовать.

Великолепным украшением нынешних концертов Кубанского казачьего хора стал романс из Музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина « Метель » на стихи Дениса Давыдова, а также другие хоровые произведения композитора. Всемирно - известный российский альтист и дирижёр Юрий Башмет назвал Кубанский казачий хор единственным на сегодня народным коллективом, который может свободно составить конкуренцию любому исполнителю классической музыки. А Дмитрий Хворостовский уже осуществил свою мечту спеть с Кубанским казачьим хором. Возрождение национальных традиций. В 80- е годы прошлого столетия на базе Кубанского хора по инициативе В. Г. Захарченко начинают действовать Научно - исследовательский центр фольклора и этнографии, Детская экспериментальная школа народного искусства, Центр народной культуры Кубани, объединённые позже в Государственное научно - творческое учреждение « Кубанский казачий хор ». Со временем в него вошли такие творческие коллективы - спутники хора, как ансамбль казачьей песни « Казачья душа » и камерный инструментальный ансамбль « Благовест ». Многие бывшие солисты хора и балета создали собственные оригинальные коллективы, которые составляют теперь славу исполнительского искусства Краснодарского края и Юга России. Отделом фестивалей ГНТУ « Кубанский казачий хор » и дирекцией Концертного зала Кубанского казачьего хора организуются в крае с десяток различных музыкальных и православных фестивалей, некоторые из которых, как, например, фестиваль детских фольклорных коллективов « Кубанский казачок » получили Всероссийский статус.

Песням Захарченко присуща яркая мелодичность, мастерство формы, сила эмоционального воздействия. Захарченко своей музыкой доказывает глубочайшую народно - почвенную укоренёность творчества таких поэтов, как А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. К. Толстой. Особой, проницательной тонкостью у Захарченко отмечено музыкальное постижение поэтов « серебряного века » – А. А. Блока, С. А. Есенина, С. А. Клычкова, М. И. Цветаевой, И. В. Северянина. Вместе с тем, Захарченко пристально следит и за современной поэзией. Поразительного художественного результата добился он в музыкальной интерпретации таких разных поэтов, как Николай Рубцов и Юрий Кузнецов. А талантливого кубанского поэта Николая Зиновьева Захарченко, можно сказать, открыл и через свою музыку ввёл в мир большой литературы. Отдельного разговора заслуживают песни Виктора Захарченко на стихи Тараса Шевченко, Олеси Пчилки и Леси Украинки. Это значительнейшее творческое свершение. Даже украинская профессиональная музыка ( и это признают сами украинские музыканты ) не дала до сей поры столь пронзительного проникновения в мир гениального Шевченко. А стихи Леси Украинки, положенные на музыку Захарченко, приобрели неожиданный и впечатляющий масштаб. Тема духовного единения славянских народов - братьев пронизывает весь творческий путь Виктора Захарченко. Ещё в годы своей работы в Сибири он глубоко исследовал бытование белорусской народной песенности и её взаимодействие с русской народной традицией в сибирском фольклоре. Знаток белорусского народного творчества, Захарченко обобщил свои наблюдения в фундаментальном научном исследовании « Свадьба Обско - Иртышского междуречья » ( Москва, изд. « Композитор », 1983). Синтез славянских культур – важнейший знак кубанской народной ментальности. Кубанское казачество изначально было двуязычным – черноморские казаки говорили по - украински, линейные – по - русски.

В. Г. Захарченко по рождению – черноморский казак, поэтому всё украинское ему так же близко, как и русское. Дорого ему и белорусское традиционное наследие. Поистине, композитор Виктор Захарченко – живое олицетворение славянского единства. Так, он создал гимн « Беларусь » на слова Кронида Обойщикова, песню « Мать послала сыну думы » на слова белорусского поэта Михаила Танича, гимн « Стольный град Киев » на слова В. Матвиенко. В концертах Кубанского казачьего хора звучат белорусские народные песни (« Через реченьку, через болото », « Ой, реченька » и др.), творческие связи объединяют Кубанский хор и Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г. Цитовича. Кубанский казачий хор регулярно выступает в Минске, Киеве, Харькове и других городах Беларуси и Украины, где его неизменно встречает неподдельная, искренняя любовь самых широких кругов слушателей и триумфальный приём. Корифеи хора. За годы своей работы Захарченко выпестовал не одно поколение ярких солистов хора, снискавших любовь зрителей и слушателей. Назовём таких артистов старшего поколения, как Татьяна Бочтарёва и Анатолий Лизвинский, Раиса Гончарова и Валентина Аскаленко, Алексей Коваленко и Виталий Сушков, Михаил Цирульник и Николай Коротун. Есть свои поклонники и у Владимира Заниздры, Сергея Ярошенко, Михаила Ковалева, Ольги Каражовой и Елены Куликовской. Чистейшим светом лучилось искусство безвременно ушедшей Марины Крапостиной. Уверенно, сильно заявляет о себе молодое поколение солистов – Александр Дедов и Марина Гольченко, Марина Ищенко и Павел Кравчук, Софья Бовтун и Евгения Джевага … Уникальный синтез инструменталиста - ударника и певца демонстрирует всегда неожиданный Виктор Сорокин. Захарченко воспитал талантливую плеяду хормейстеров, среди которых Валентина Мамай, Алексей Горобец, Вячеслав Яковлев и Наталья Губа. Заметный вклад в искусство коллектива внесли балетмейстеры Григорий Гальперин, Вячеслав Модзолевский, Леонид Милованов, Николай Кубарь. Неповторимым комическим дарованием блистал солист танцевальной группы, ныне главный балетмейстер хора Валентин Захаров. Следует назвать и имена хотя бы некоторых мастеров народного танца, таких как Николай Ус и Алексей Титов, Ирина Игнатьева и Елена Арефьева, Валерий Курилов и Аслан Хаджаев, а также молодых – Роман Чернявский и Артур Нанба, Ульяна Добрица, Марина Рассоха и балетмейстер - репетитор Ильдар Умяров … Неотъемлемой частью творческого коллектива является и оркестровая группа, которую в разное время возглавляли : Эдуард Козловский, Фёдор Каражов, Юрий Булавин, Сергей Чанцев и в настоящее время Борис Качур. Высоким уровнем исполнительского мастерства отмечено искусство оркестрантов Михаила Мамчура, Андрея Шапошника, Андрея Ильичёва, Александра Сафонцева, Игоря Прихидько, Игоря Шмоткина, Александра Подгорного …

Становлению Кубанского казачьего хора способствовали энергичные, талантливые администраторы Александр Наумович Рашевский, Анатолий Евгеньевич Арефьев, Виктор Станиславович Вишневский, Сергей Михайлович Полежаев. Коллектив Кубанского казачьего хора в последние годы стал, пожалуй, незаменимым участником международных встреч самого высокого уровня. Его смело можно назвать послом доброй воли России. Так его и воспринимают во всём мире. Его искусством восхищались канцлер Германии, премьер - министр Италии, президент Франции и многие другие государственные и политические деятели. Без участия Кубанского казачьего хора международные экономические и политические форумы сегодня просто немыслимы. На саммите « Большой восьмерки » в Санкт - Петербурге летом 2007 года Кубанский хор представлял страну - председателя и стал главным стержнем культурной программы, способствуя созданию неформальной атмосферы общения лидеров восьми стран. Заметную роль сыграло участие хора и в Гватемале, где Международным олимпийским комитетом было принято решение о проведении Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира. Хор является победителем первого и второго смотров - конкурсов профессиональных русских народных хоров России ( Москва, 1975, 1984), международных фестивалей фольклора в Монтгийоне ( Франция ) и Аранджеловаце ( Югославия ), Марселе и Мартиге ( Франция ), Брюсселе ( Бельгия ), Вэйле ( Америка ), в Кунео и Венеции ( Италия ), в Ницце ( Франция ), в Мексике. В 1990 году хор стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко. В 1987 году Кубанский казачий хор награжден орденом Дружбы народов. Гастрольные маршруты Кубанского казачьего хора опоясали всю планету. Хору восторженно аплодировали тысячи и тысячи слушателей Украины и Белоруссии, Болгарии и Югославии, Польши, Чехии и Словакии, Германии и Франции, Италии и Португалии, Испании и Японии, Вьетнама и Китая, Норвегии и Марокко, Бельгии и Финляндии, Южно - Африканской Республики, Мексики, Америки и Австралии. Песни в исполнении Кубанского казачьего хора заряжают слушателей своей активной энергетикой и глубиной чувства. Каждый концерт Кубанского хора – праздник народной песни, искрометных казачьих танцев. На сцене словно оживают картинки быта Кубанских станиц прошлого и нынешнего веков, боль и радость русской земли. Происходящее на сцене действо зрители воспринимают как прикосновение к живой истории. Не « лакированной картинкой », а простой человеческой правдой входит в концертный зал народное искусство Кубани. И правда эта убеждает и захватывает. Пресса подчеркивает, что встречи с хором приносят « неповторимые минуты общения с глубокой историей России, с чудом искусства » (« Фигаро », Париж ). Париж трудно удивить … Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Хор отличается от других русских хоров особой яркостью темперамента, граничащий с дерзостью. Это грандиозное зрелище ! Казаки вновь завоевали Париж » (« Ницца Матэн », Франция ). « Искусство танцоров выше всяких сравнений. Они способны на чудеса. Сильные голоса певцов завораживают самых искушенных ценителей » («WAZ», Германия ).

« Не могут не вызвать восхищения гармоничное звучание хора, блестящие танцевальные номера. И песни, и танцы гостей из Краснодара щедро пересыпаны блестками подлинно народного юмора …» (« Вечерний Киев »)." Я был на концерте хора и чуть было не разрыдался, – писал известный русский писатель Василий Белов. – Я понял : пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива... Я очарован Кубанью и кубанцами ". За прошедший 2008 год было дано 320 концертов, которые посетили свыше 200 тыс. зрителей.2008 год прошел под знаком 70- летнего юбилея В. Г. Захарченко. А в 2011 году коллектив Кубанского казачьего хора встретит своё 200- летие.

Презентацию подготовили : Величко Алина, Калиниченко Оля. Ученицы 11 класса.