Педагогические приемы создания ситуации успеха «Счастливого человека может воспитать только счастливый» «Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего,
Advertisements

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34: МОУ СОШ 34: Ю.С. Осина
Мастер – класс педагога –психолога, учителя начальных классов МОУ «Хомутовская СОШ 2» Коврига Вероники Миколо Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Автор - Наумова Евгения Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Коношская СШ»
Мотивация учебной деятельности и ее формирование..
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
. Создание ситуации успеха на уроке.. Успех- 1. удача в достижении чего- либо; 2. общественное признание; 3. хорошие результаты в работе, учёбе и других.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Организация ситуации успеха на уроке. «В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
ПЕДСОВЕТ: «Обучение и воспитание успехом». В.А.Сухомлинский: Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка»
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость. В общении с подростком не должен присутствовать.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Транксрипт:

Педагогические приемы создания ситуации успеха «Счастливого человека может воспитать только счастливый» «Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко) «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь взрослого, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи взрослого... радость успеха может померкнуть» (В. А.Сухомлинский).

Что же такое успех? Какие есть способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию успеха на различных этапах деятельности? Умение создавать ситуации успеха в процессе деятельности ребенка в коллективе имеет большое значение. Если учитель: - подготавливает ребенка к правильному восприятию действительности, настраивает на правильное выполнение задач; - подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки; - использует в деятельности игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к деятельности; - формирует у ребенка положительную «Я-концепцию».

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ребенка, необходимо: - видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»); - создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнь приносила ребенку радость; -понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я- концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); -помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

Три кита учебной мотивации Ощущение успешности (компетентности) Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний Ощущение свободы выбора + +

Ощущение самостоятельности поиска «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» КИТ 1

Техника «Проблемные вопросы» Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Какой... является лучшим и почему? Что случится, если...? Приведите пример... В чем сильные и слабые стороны...? На что похоже...? Что мы уже знаем о...? Каким образом... можно использовать для...? Чем похожи... и...? Каким образом... влияет на...?

Техника «Знаю не знаю хочу узнать» Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ПРИЕМУ РЕФЛЕКСИИ ТОГО, ЧТО ОН ЗНАЕТ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ХОЧЕТ УЗНАТЬ. Это ТАКЖЕ способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: +–? Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу об этом узнать побольше

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» «Мы не пешки, у нас есть выбор!» КИТ 2

Ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: « Вы должны, вам следует, вы обязаны...» и больше « Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили », тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность.

Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» КИТ 3

Позитивная обратная связь (ПОС) должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.) Необходимо учитывать следующие правила

ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.

ПОС должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе неэффективный (плохой) мотиватор.

Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.

Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует. Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Помнить, что оценка - это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля. При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-волевые качества. Иметь «установку на добро» замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала. Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников. Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой). Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два», а тем более «единицу». Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТМЕТОК 5 торжествующая «пятерка» 4 обнадеживающая «четверка» 3 привычная «тройка» 2 угнетающая «двойка» 1 уничтожающая «единица»

Мы предлагаем использовать следующие приемы создания ситуации успеха: 1. Похвала Страшна ли она? Если ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, в этом залог успешного воспитания.

2. Авансирование Речь идет о тех случаях, когда взрослый заранее предупреждает ребенка о предстоящей деятельности. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план деятельности и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ» У способных детей можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки своей деятельности переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями ровесников, взрослых. Ахиллесова пята этих детей – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких детей педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика» Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания себя. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов взаимодействующих между собой людей

Педагогические конфликты Мотивационные конфликты Учитель учащихся слабая учебная мотивация Конфликты, связанные с недостатками в организации в школе I конф. период (1-й класс) 1) Смена ведущей деятельности и социальной позиции (школь- ник) 2) Переход в 5-й класс приспосо- бление к новым предметам и учителям 3) Начало 9-го класса выбор учеб- ного заведения или 10-й класс 4) Окончание школы выбор буду- щей профессии конкурсные экзамены в вуз начало личной и интимной жизни и др. Конфликты взаимодействия учителей и школьников; учащихся между собой; учителей друг с другом; учителей и администрации школы; причины: личностные особенности конфликтующих целевые установки и ценностные ориентации

Структура конфликта

Стадии конфликта 1-я стадия Нарастание – латентный, скрытый период, как правило протекает на неосознанном уровне.

Стадии конфликта 2-я стадия Осознание конфликта. Реализация конфликтных действий (открытые антипатии, негативная оценка противниками друг друга) Стратегии: сотрудничество, компромисс, приспособление

Стадии конфликта 3-я стадия Затухание, завершение конфликта – готовность к разрешению конфликта, выбор стратегии или стиля поведения, способов разрешения. Выделяется три варианта завершения конфликта: применение насилия, мирное урегулирование и уступки.