Методическая система выявления, сопровождения и развития одаренных и талантливых детей Часть 1. Начальное общее образование в условиях реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ Дмитриева Анна Владимировна Учитель английского языка МАОУ Улу-Юльской СОШ.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Подпрограмма «Одаренные дети» ( 2011 – 2013 гг). Цель программы: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их.
Развитие детской одарённости в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Вершинотейской средней общеобразовательной школе Заместитель директора.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Транксрипт:

Методическая система выявления, сопровождения и развития одаренных и талантливых детей Часть 1. Начальное общее образование в условиях реализации ФГОС Учебно-методическое пособие

Область применения инновационного продукта: Учебно-методическое пособие является инновационным продуктом, соответствующим специфике образовательного учреждения, Федеральным государственным стандартам второго поколения и направленным на реализацию следующих направлений Стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»: Неформальное образование (Разработка и апробация программ неформального образования для детей с особыми потребностями); Равные и разные (Разработка и апробация эффективных моделей выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном процессе). Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов, методистам, руководителям образовательных учреждений – всем, чья профессиональная деятельность связана с разработкой содержания и технологий работы с одаренными и талантливыми детьми. В пособии описана модель выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей, изложены педагогические особенности и подходы к организации работы с одаренными детьми в условиях массовой школы. В книге представлен широкий спектр методических разработок.

Талантливые дети - это стратегический запас интеллектуальной силы, ее творческого потенциала. Поэтому проблему выявления и развития одаренной личности следует рассматривать именно как проблему будущего нашего государства. Одаренность - это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Работа с одаренными и способными учащимися: их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности относится к числу основных образовательных задач. Ее решение предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно - пространственной средой. Работа по развитию одаренной личности будет успешной, если она будет иметь системный характер, при условии непрерывности решения стратегических задач, объединять усилия всех заинтересованных сторон: учреждения образования, семьи, научных и общественных организаций.

Основные направления развития системы работы с одаренными детьми : дифференцированность обучения, индивидуализация обучения, воспитывающая среда, развивающая среда, интеграция содержания и технологий обучения, сотрудничество с родителями, психолого-педагогическое сопровождение, специальным образом подготовленные педагогические кадры. Основные принципы работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС: реализация личностно-ориентированного подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; дифференциация и индивидуализация обучения; использование системы развивающего и развивающегося образования на основе раскрытия творческого потенциала детей; развитие всех учащихся внутри всех учебных дисциплин, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности; целенаправленное развитие самостоятельной деятельности учащихся как составляющей учения; разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; увеличение роли внеурочной деятельности и дополнительного образования; свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи; совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др. реализация принципа опережающего обучения.

Эффективность использования инновационного продукта при организации работы с одаренными и талантливыми детьми обеспечивается, в первую очередь, применением системного подхода (единство в многообразии и многообразие в единстве), который выражается в: ориентированности всего образовательного процесса на выявление, развитие и поддержку одаренных детей; развитии потенциальной одаренности школьников в условиях массовой школы; выявлении и поддержке одаренных детей с раннего возраста, на всех ступенях общего образования (начального, основного, среднего полного); обновлении вектора реализации преемственности в образовании и обеспечении его непрерывности; интеграции ресурсов: учебных, воспитательных, дополнительного образования школы и внешней среды как процесса и результата формирования развивающего образовательного пространства школы; включении родителей (семьи) в образовательный процесс через создание атмосферы творческого сотрудничества в совместной проектно-исследовательской деятельности; разработке механизмов активизации роста методологического и технологического профессионализма педагогов в условиях нового образовательного пространства; разработке механизмов стимулирования инновационной деятельности в условиях нового образовательного пространства; использовании современных педагогических технологий и инноваций при реализации проекта; синтезе проектной, научно-исследовательской деятельности и информационных технологий как развивающей среды и инновационных инструментов для развития одарённых детей.

Наименование оборудованияКол-во 6 различных видов дидактического раздаточного материала 45 шт. Освоение средств гранта

Наименование оборудованияКол-во 3 вида магнитных плакатов для изучения состава чисел 6 шт. Освоение средств гранта

Наименование оборудованияКол-во 3 вида магнитных плакатов с набором карточек, для изучения природных сообществ 5 шт. Освоение средств гранта

Наименование оборудованияКол-во Комплект лабораторного оборудования "Весовые измерения" 1 шт. Освоение средств гранта

Наименование оборудованияКол-во Конструктор для опытов «Свет и тень»1шт. Освоение средств гранта

СОДЕРЖАНИЕ Введение Инновационный проект "Мы зажигаем звезды" как модель развития системы поддержки одаренных детей Педагогические условия организации работы с одаренными и талантливыми детьми Диагностика и мониторинг детской одаренности Локально-правовые акты образовательного учреждения Научное общество младших школьников Научное общество младших школьников как процесс и результат реализации ФГОС второго поколения Программа Научного общества младших школьников Визитная карточка НОУ План работы Научного общества младших школьников Список тем проектов и исследовательских работ Методические разработки занятий НОУ Занятие « Как выбрать тему исследования?» Занятие «Что такое проблема и как ее решить?» Занятие « Как составить план исследования?» Методические разработки уроков Урок математики по теме «Закрепление сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток в пределах 20» Урок обучения грамоте по теме «Закрепление написания букв И.и.» Урок изобразительного искусства по теме «Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость» Урок окружающего мира по теме «Тундра» Урок математики по теме «Задача – это …» Урок окружающего мира по теме «Зона лесов» Урок окружающего мира по теме «Что такое космос?» Заключение

Диагностика и мониторинг детской одаренности Проблемы одарённых детей. Уязвимость одарённых детей. Классификация важнейших способностей и умений Диагностические методики: - Диагностика задатков склонностей личности В.П. Симонова; - методика «Карта одарённости»; - методика оценки общеё одарённости; - методика «Интеллектуальный портрет»; - методика «Характеристика ученика». Анкетирование родителей. Деловые игры. Локально-правовые документы образовательного учреждения, регламентирующие организацию работы с одаренными детьми Положение о научном обществе младших школьников ГОУ. Положение о роли администрации ГОУ в организации научно-исследовательской, проектной деятельности учреждения. Положение о творческой группе учителей ГОУ. Положение о роли учителя – руководителя научно-исследовательской, проектной деятельностью учащихся ГОУ. Механизм оценки и стимулирования работы участников проектной и научно- исследовательской деятельности.

введение в образовательный процесс механизмов, которые отражали бы гармонию и единство общечеловеческих и специфических российских ментальных ценностей личности и общества, способствовали бы формированию системного гуманистического мировоззрения; ориентация образования на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, развитие социально значимых качеств личности; удовлетворение дифференцированных образовательных запросов личности, с учетом способностей, интересов, склонностей и естественной, природосообразной познавательной активности; создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников, в основе которых диагностика состояния здоровья, интеллектуального развития, креативности, обученности и воспитанности каждого ребенка; выявление наиболее способных и одаренных детей, на основе активизации познавательных интересов учащихся, формирование у них аналитического мышления и навыков самостоятельной научной и учебной работы, обеспечение их личностной, социальной самореализации; создание условий для духовного, интеллектуального и эмоционального развития, творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей; развитие партнерства, расширение спектра и форм взаимодействия с учреждениями внешней среды; развитие содержания и методов образования, технологического потенциала; активизация роста профессиональной компетенции учителей, своевременного проведения квалификационной переподготовки. Основные эффекты в образовании в результате использования продукта:

2009–2010 уч. год 2010–2011 уч. год 2-5 классы Проекты УчащиесяУчителя Тематика проектов НОУ младших школьников «Совята» Живая природа, экология Неживая природа, космос Спорт Другое История, краеведение Культура и искусство

К особо значимым практическим результатам внедрения продукта, безусловно, относятся: обновление качества общего образования в контексте внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения; достижение высокого уровня успеваемости учащихся, успешного участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, интеллектуальных марафонах, высокой результативности при сдаче выпускных экзаменов. Всего участников Всего дипломовПобедителей Олимпиада (районный тур) Олимпиада (городской тур) Предметные конкурсы (119 конкурсов) Результативность участия учащихся лицея в конкурсах и олимпиадах различного уровня в 2012 учебном году:

Данный инновационный продукт может быть использован как полностью, так и частично, на любой ступени образования при достаточном ресурсном обеспечении. Ресурсное обеспечение внедрения продукта включает кадровые, партнерские, информационные, и материально-технические ресурсы образовательного учреждения. Разработанный алгоритм формирования образовательного пространства, способствующий выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, универсальный, так как может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида с целью максимального удовлетворения образовательных интересов участников образовательного процесса, их потребностей в реализации творческого потенциала. Проект, реализуемый на основе внедрения инновационного продукта, может служить моделью как индивидуального профессионального карьерного роста педагога, творческой группы учителей, так и статусного роста образовательного учреждения в целом. Продукты реализации проекта могут быть использованы как методическое обеспечение образовательного процесса в контексте реализации государственных образовательных стандартов второго поколения. Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления. Системные проблемы и сложности при использовании инновационного продукта или его частей не выявлены. Вместе с тем при отсутствии «системы» деятельности возможны следующие риски: Ответственность, связанная с открытым характером внедрения продукта и обменом опытом с другими ОУ. Малый приток молодых педагогических кадров, высокая доля возрастных учителей. Необходимость систематического обучения педагогов, в том числе через систему корпоративного обучения, систему платных курсов. Достаточно сильный «разброс» в применяемых технологиях в практике разных учителей (разный уровень информационной культуры и инновационной активности, оснащенности кабинетов). Сложность в использовании интеграции и межпредметных связей педагогами, необходимость кооперации. Недоверчивое или индифферентное отношение большинства родителей к новым формам образовательной деятельности. Высокие запросы родителей при низкой активности с их стороны и нежелании оказывать помощь школе. Непонимание родителями своей роли/ответственности за результаты образования детей.

Каждый человек целая вселенная, а его жизнь уникальна. В школе мы наблюдаем, как растут наши дети, насколько они все разные, неповторимые, Кто-то проявляет интерес к науке, кто-то хорошо рисует и пишет стихи. Сколько детей столько способностей. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать граждан, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способных решать стратегические задачи государства и обладающих важнейшими качествами личности.