П ОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЛУЖБ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА Г. Г РОДНО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.
Advertisements

Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Алгоритм работы с семьями, находящимися в социально опасном положении ( В соответствии с положением «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики.
Органы опеки и попечительства являются одним из субъектов, осуществляющих деятельность по раннему выявлению и работе со случаями нарушения прав и законных.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
ПОМЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПОД НАДЗОР В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Отдел воспитательной.
Утвержден Постановлением КДНиЗП Пермского края от года.
Нормативно-правовое обеспечение работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и социального сиротства среди несовершеннолетних
Концепция реформы законодательства об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних Галина Фёдоровна Григорьева Начальник отдела МО и по ДМ РК.
Применение российского опыта в области профилактики социального сиротства в отношении детей, находящихся в социально опасном положении и возможности его.
«О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» Закон Краснодарского края 1539-КЗ 1539-КЗ от 21 июля.
Работа классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Выступление на педсовете 31 марта 2010 г. социального педагога МОУ СОШ 9 Васильевой М.Г.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Семейный кодекс о родительских обязанностях. 1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании.
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Руденко Елена Альбертовна социальный педагог МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Транксрипт:

П ОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЛУЖБ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА Г. Г РОДНО

Р АЗДЕЛЫ П ОЛОЖЕНИЯ Раздел I. Общие положения. Раздел II. Некоторые аспекты деятельности субъектов взаимодействия по установлению факта семейного неблагополучия. Раздел III. Организация работы по социальной реабилитации детей и семей.

Р АЗДЕЛ I. О БЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Основания межведомственного взаимодействия. 2. Основные задачи деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия. 3. Основные понятия. 4. Субъекты взаимодействия. 5. Целевые группы, на которые направлено межведомственное взаимодействие (объекты взаимодействия). 6. Основные этапы работы по выявлению семейного неблагополучия. 7. Источники и способы получения информации.

Р АЗДЕЛ II. Н ЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ФАКТА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 1. Органы опеки и попечительства. 2. Комиссии по делам несовершеннолетних. 3. Управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома, организации социального обслуживания населения. 4. Органы внутренних дел. 5. Учреждение здравоохранения «Гродненская центральная городская поликлиника». 6. Межведомственное взаимодействие при выявлении семейного неблагополучия у беременных женщин.

7. Медицинские учреждения. 8. Организации жилищно-коммунального хозяйства. 9. Отделы образования. 10. Учреждения образования. 11. Суд, органы уголовного преследования. 12. Органы, наложившие административное взыскание за совершение правонарушений. 13. Отделы записи актов гражданского состояния при регистрации.

Р АЗДЕЛ III. О РГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ 1. Оценка рисков и положения дел в семье. 2. Разработка плана социальной реабилитации (индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планов по защите прав несовершеннолетних, а также планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите).

3. Организация визитов в семью. А. Для случаев с умеренной степенью риска, Б. Для случаев со степенью риска от умеренной до высокой. 4. Информация по выполнению индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 5. Информация по выполнению планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите.

Данное положение раскрывает механизмы межведомственного взаимодействия и социального партнерства по созданию и совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия и направлен на повышение результативности работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, признанными нуждающимися в государственной защите, и их семьями.

выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних; оказание социально-психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним; проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально- опасном положении; реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия. О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УЧЕТУ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

О СНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ выявление и учет семейного неблагополучия; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении; семья, находящаяся в социально опасном положении; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации; безнадзорный; беспризорный; несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной защите; дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; несовершеннолетние, признанные нуждающимися в государственной защите.

С УБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ органы опеки и попечительства; комиссии по делам несовершеннолетних; отделы образования; учреждения образования (в т.ч., ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы, СПЦ); учреждение здравоохранения «Гродненская центральная городская поликлиника»; управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома; ГУ «Центр социального обслуживания населения»; отделы внутренних дел; иные государственные органы и организации осуществляют выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.

О БЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (находятся на внутреннем контроле в учреждениях образования): - потеря одним из родителей работы, жилищные проблемы; - отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка; - смерть одного из родителей; - уход отца/матери из семьи, развод родителей;

- конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями; - возвращение одного из родителей из МЛС; - заключение одного из родителей в МЛС; - вхождение несовершеннолетнего в подростковые деструктивные субкультурные сообщества; - общение или частые контакты несовершеннолетнего с асоциальными сверстниками, судимыми гражданами; - семьи, в которых дети совершили преступление (преступления) или правонарушение (правонарушения) либо систематически совершают противоправные поступки.

Семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, нуждающиеся в государственной защите: несовершеннолетние, признанные нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

О РГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП : учёт семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (внутренний контроль) и организацию работы с ними ведут учреждения образования, СПЦ; учёт семей и детей, находящихся в социально опасном положении, а также детей, нуждающихся в государственной защите (несовершеннолетние, признанные нуждающимися в государственной защите КДН или органами опеки и попечительства из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении), и организацию работы с ними ведут комиссии по делам несовершеннолетних, отделы образования, СПЦ; Примечание: КДН, отделы образования, СПЦ ежемесячно до 7 числа осуществляют сверку учётов. Расхождение сведений в данном виде учёта не допускается. учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организацию работы с ними ведут отделы образования.

Банк данных о детях, находящихся в социально опасном положении, признанных нуждающимися в государственной защите формируется, обрабатывается и анализируется в Ленинском и Октябрьском отделах образования, в СПЦ. Банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, формируется, обрабатывается и анализируется в Ленинском и Октябрьском отделах образования. Ежемесячно до 10 числа банки данных предоставляются субъектам взаимодействия, в т.ч. в прокуратуры Ленинского и Октябрьского районов г. Гродно.

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Качественный межведомственный процесс сбора и всесторонней оценки специалистами информации о случаях неудовлетворения основных жизненных потребностей детей, жестокого обращения с детьми позволит осуществить социальное расследование. 1. Сбор и систематизация информации, сведений о случаях неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, жестокого обращения с несовершеннолетним.

Информация о случаях неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, жестокого обращения с несовершеннолетним направляется в отдел образования по месту учёбы (жительства) несовершеннолетнего. Информация о неблагополучии неорганизованных несовершеннолетних, в том числе в возрасте от 0 до 3-х лет – в отдел образования по месту жительства ребёнка и в СПЦ. В случае установления признаков насилия над несовершеннолетним, информация незамедлительно сообщается по телефону и направляется в ОВД по месту жительства (нахождения) семьи (несовершеннолетнего). Направляемое сообщение должно содержать максимальную информацию (Приложение 2).

2. Первичная оценка поступившей информации. - если специалист отдела образования или СПЦ, принявший сообщение, определяет, что пострадавший ребенок находится в ситуации непосредственной угрозы получения серьезной травмы или вреда, или не может определить степень непосредственной опасности, то он должен организовать срочное (в тот же день) комиссионное (не менее 3-х человек) обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Данное обследование по поручению отдела образования проводится специалистами учреждения образования по месту обучения (воспитания) несовершеннолетнего или СПЦ; - по окончании обследования его результаты незамедлительно по телефону сообщаются в отдел образования с последующим письменным сообщением для принятия мер реагирования;

- если специалист отдела образования или СПЦ, принявший сообщение, определяет, что нет непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка, то сообщение передаётся в учреждение образования по месту учёбы (воспитания) ребёнка, которое в дальнейшем организует проведение социального расследования. Расследование информации о неблагополучии неорганизованных детей, в том числе в возрасте от 0 до 3-х лет, проводят специалисты СПЦ. Специалисты соответствующего учреждения образования должны в течение 3 суток вступить в непосредственный контакт с предположительно пострадавшим ребенком, его родителями, родственниками; - специалисты учреждений образования, СПЦ в двухнедельный срок направляют информацию о результатах обследования в отдел образования по месту учёбы (жительства) ребёнка;

- в ситуациях, когда специалисты учреждения образования не смогли вступить в контакт с семьей по причине отсутствия реакции или сотрудничества с ее (семьи) стороны, учреждение образования должно привлекать органы внутренних дел, прокурора района, чтобы установить местонахождение пострадавшего ребенка, получить к нему доступ. В данном случае специалисты учреждений образования, СПЦ в двухнедельный срок направляют промежуточную информацию о результатах обследования в отдел образования по месту учёбы (жительства) ребёнка и в дальнейшем информируют дополнительно.

Примечание : к информации о результатах проверки факта неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка и жестокого обращения с несовершеннолетним прилагается Форма оценки безопасности и Форма оценки рисков (Приложение 3, 4).

3. Оценка и обеспечение безопасности ребёнка. Степень риска, которому может быть подвержен ребенок, варьируется от низкого до высокого: Очень высокий и Высокий риск – ребенок, нуждающийся в государственной защите. Умеренный риск – дети в социально опасном положении (в случае, если ребенок останется в семье, то требуется вмешательство органов защиты детства). Низкий риск предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает, что вмешательство органов защиты детства с целью его защиты не требуется.

4. Варианты решений: - поставить несовершеннолетнего и его семью на внутренний контроль в учреждении образования; - поставить несовершеннолетнего на учёт в учреждении образования как находящегося в социально опасном положении; - ходатайствовать о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите (в случае, если на момент проверки информации несовершеннолетний находится в социально опасном положении); - закрыть дело и признать жалобу на жестокое обращение и (или) неудовлетворение основных жизненных потребностей неподтвержденной (при отсутствии угроз безопасности и наличии низкого риска).

Примечание : в информации о результатах проверки факта неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка и жестокого обращения с несовершеннолетним, направляемой в отдел образования, указывается мотивированное решение по работе с несовершеннолетним и его семьёй. Примечание: В случае переезда семьи сведения о данной семье в течение трёх дней после поступления информации о переезде учреждением образования направляются в отдел образования по новому месту жительства несовершеннолетнего и в учреждение образования по новому месту учебы.

Законодательство РБ(ст. 85 ч.2 Кодекса о браке и семье РБ) предусматривает право органам опеки и попечительства в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей. Если возникла угроза жизни и здоровью ребёнка, находящегося в СОП, возможно проведение срочного изъятия ребёнка из семьи по Акту ОВД о помещении несовершеннолетнего в спец. учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, с последующим (в течение трёх рабочих дней) направлением учреждением образования ходатайства в КДН по месту жительства ребёнка о необходимости признания его нуждающимся в государственной защите.

5. Всесторонняя оценка положения дел в семье. После проведения оценки безопасности и оценки рисков и в случае признания детей находящимися в СОП, НГЗ, учреждение образования проводит всестороннюю оценку положения дел в семье. Проведение оценки положения семьи предполагает выполнение следующих действий: - выявление проблем; - определение того, что стало причиной возникновения проблемы, оценка ресурсов данной семьи для решения проблем; - оценка нужд и сильных сторон ребенка, пострадавшего от жестокого обращения и/или неудовлетворения нужд. Примечание : учреждение образования должно завершить расследование в срок не более 1 месяца.

И СТОЧНИКИ И СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ обращения граждан; обращения родственников; обращения несовершеннолетних; информации заинтересованных ведомств и организаций (КДН, ОВД, службы занятости, УЗ, отделы образования, УО, РСЦ, ЖЭС); результаты проведения рейдов; результаты рассмотрения материалов на заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних; средства массовой информации.

Н ЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ФАКТА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 1. Органы опеки и попечительства: организуют работу по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних организуют и координируют деятельность государственных органов и иных организаций по: профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведению мероприятий по выявлению детей, находящихся в СОП и НГЗ; организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних. В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют об этом отделы образования, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ.

3. Управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома, организации социального обслуживания населения при назначении пенсий, пособий, государственной адресной помощи, гуманитарной и других видов помощи выявляют детей, находящихся в СОП, о чем немедленно информируют отделы образования, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ. 4. Органы внутренних дел выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, находящихся в СОП и НГЗ на основании: изучения и анализа оперативной обстановки; проведения специализированных рейдов; заявлений об уходах несовершеннолетних из дома, об их розыске; сообщений других территориальных органов внутренних дел; сообщений из воспитательных колоний, специальных учебно- воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;

сообщений из органов прокуратуры, судов; сообщений из приемников-распределителей для несовершеннолетних; информации учреждений системы образования; информации организаций здравоохранения о фактах обращения за оказанием медицинской помощи детям, пострадавшим вследствие насилия; сообщений трудовых коллективов; сообщений в средствах массовой информации; писем, заявлений и информации граждан; о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют отделы образования, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0до 3 лет, и СПЦ.

5. Учреждение здравоохранения «Гродненская центральная городская поликлиника»: организует работу по выявлению несовершеннолетних, находящихся в СОП и НГЗ, и анализу деятельности подведомственных учреждений по оказанию необходимой медицинской помощи; обеспечивает контроль за передачей из подведомственных организаций здравоохранения данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, находящихся в СОП, в отделы образования, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0до 3 лет, и СПЦ.

6. Межведомственное взаимодействие при выявлении семейного неблагополучия у беременных женщин: В случае выявления семейного неблагополучия у беременной женщины женская консультация информирует отдел внутренних дел по месту жительства беременной женщины. ОВД в срок, установленный законодательством, информирует женскую консультацию о результатах рассмотрения (по возможности о принятых мерах). При поступлении беременной женщины в родовспомогательное учреждение женская консультация информирует о выявленном неблагополучии в семье. В течение суток после рождения ребенка в неблагополучной семье родовспомогательное учреждение информирует детскую поликлинику, ОВД и орган опеки и попечительства по месту жительства матери (письменно и по телефону).

Орган опеки и попечительства направляет информацию в УО (в случае наличия старших братьев и сестер, посещающих учреждение образования) или СПЦ для обследования ЖБУ проживания семьи. Сотрудники детской поликлиники совместно со специалистами УО и сотрудниками ОВД осуществляют обследование ЖБУ проживания матери не позднее следующего дня после поступления информации (составляют акт обследования ЖБУ и определяют возможность безопасного пребывания ребенка по месту жительства матери). Информация по результатам обследования передаётся в отдел образования, который в дальнейшем сообщает о возможности или невозможности выписки новорожденного по месту жительства. УО при необходимости признаёт новорожденного находящимся в СОП и ходатайствует перед КДН о признании его НГЗ. В случае выписки несовершеннолетнего, условия содержания которого требуют контроля, родовспомогательное учреждение информирует отдел образования и детскую поликлинику.

7. Медицинские учреждения: 7.1. Детские поликлиники: при посещении детей на дому и на приемах в поликлинике выявляют наличие в семье неблагополучных социальных факторов; вносят в историю развития ребенка сведения о родителях, семейном положении, месте работы родителей, жилищно-бытовых условиях семьи; осуществляют контроль за выполнением родителями рекомендаций по уходу за ребенком и за проведением назначенного лечения в случае болезни ребенка; ведут учет неблагополучных семей; при обследовании детей в УО выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации или СОП; в случае установления факта трудной жизненной ситуации или СОП передают соответствующую информацию в отдел образования по месту учёбы (жительства) ребёнка, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ.

7.2. Администрация детской больницы, иного стационарного учреждения здравоохранения: при выявлении детей, которых в больнице длительное время не навещают родители, уведомляет о данном факте специалистов отдела образования по месту учёбы (жительства) ребенка; передает информацию о поступивших беспризорных детях в отдел образования, КДН, ОВД, СПЦ; при поступлении ребенка, оставшегося без попечения родителей направляет информацию в отдел образования по месту учёбы (жительства) ребенка, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ.

7.3. Руководители травмопунктов при выявлении несовершеннолетних, поступивших с признаками жестокого обращения с ними, с признаками физического, психического или сексуального насилия, непринятия родителями своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, незамедлительно направляют информацию по установленной форме в ОВД, в отдел образования, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ. Примечание: Работники УЗ передают детей родителям на основании документов, удостоверяющих их личность после письменного согласования с органами опеки и попечительства и районными ОВД.

Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не могут быть переданы родителям в случаях, если: родители лишены или ограничены в родительских правах; родители недееспособны; родители находятся под воздействием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.); ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью; в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком; дело о лишении родителей родительских прав, либо ограничении родительских прав находится на рассмотрении в суде.

7.4. Администрация медицинского учреждения для взрослых незамедлительно направляет в отдел образования по месту жительства несовершеннолетних детей, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ информацию о невозможности единственного или обоих родителей самостоятельно осуществлять уход и воспитание несовершеннолетнего ребенка в случаях длительной и тяжелой болезни, смерти обоих или единственного родителя, а также об иных выявленных случаях неблагополучия в семьях, имеющих несовершеннолетних детей

8. Организации жилищно-коммунального хозяйства: сообщают в отделы образования о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов; выявляют семьи, ведущие аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев; о выявленных случаях неблагополучия семей, в которых воспитываются несовершеннолетние, немедленно информируют отделы образования, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ.

9. Отделы образования осуществляют: меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия; анализ положения несовершеннолетних с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; организацию учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования; организацию изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних.

10. Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в СОП и НГЗ, на основании: изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье; анализа участия родителей в жизнедеятельности УО; анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан; учета посещения несовершеннолетними УО; учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования; выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования; учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений; контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

информируют отделы образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей; проводят воспитательно- профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.

11. Суд, органы уголовного преследования должны информировать отдел образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу (СИЗО, ИВС), помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в законную силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

12. Органы, наложившие административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 9.3, 17.1, 17.3, 17.4, 17.5 и 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о привлечении их к административной ответственности информируют об этом орган опеки и попечительства по месту жительства этих лиц для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов.

13. Отделы записи актов гражданского состояния при регистрации смерти лица, в паспорте которого указаны сведения о несовершеннолетних детях, и есть основания полагать, что умерший являлся их единственных родителем, а также при наличии информации о том, что умерший являлся опекуном (попечителем) несовершеннолетнего, незамедлительно (в течение 3-х часов после выдачи свидетельства о смерти) информируют об этом отдел образования по месту жительства умершего, о неорганизованных детях, в том числе детях от 0 до 3 лет, и СПЦ.

О РГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ 1. Оценка рисков и положения дел в семье. В сотрудничестве с семьей, ее ближайшим окружением и другими заинтересованными организациями специалист учреждения образования разрабатывает и участвует в реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП, а также планов защиты прав и законных интересов детей, признанных НГЗ, и других мероприятий, направленных на сохранение семьи и гарантирующих при этом безопасность ребенка. Оценочные мероприятия (оценка безопасности ребенка в семье, оценка степени рисков, оценка положения дел в семье) осуществляются периодически с момента открытия дела до его закрытия.

2. Разработка плана социальной реабилитации (индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП, а также планов защиты прав и законных интересов детей, признанных НГЗ). В плане социальной реабилитации должны быть поставлены реалистичные и измеримые задачи, изложены мероприятия, позволяющие семье успешно снизить текущие и перспективные риски жестокого обращения с ребенком и/или неудовлетворения его основных жизненных потребностей. Задачи должны напрямую вытекать из оценки риска и оценки положения семьи. Формулировки цели и задач должны: а) предусматривать опору на сильные стороны семьи; б) носить позитивный характер; в) быть приведены в порядке значимости для безопасности ребенка; г) быть ясными и краткими; д) быть понятными для семьи; е) содержать реалистичные сроки выполнения поставленных задач; ж) разбивать поставленную задачу на небольшие последовательные этапы.

3. Организация визитов в семью. Периодичность визитов определяется во время оценки рисков в зависимости от степени риска для ребенка. По результатам очередной оценки степени риска периодичность визитов пересматривается. Во всех случаях определение количества визитов в семью требует гибкого подхода и учета их особенностей. А. Для случаев с умеренной степенью риска: В течение первых 3 месяцев должны быть проведены не менее четырех планируемых личных визитов в месяц в семью для мотивации к изменениям и формирования нового плана социальной реабилитации либо для обеспечения выполнения уже существующего. В дальнейшем специалисты планируют и проводят не менее двух личных визитов в месяц с участием, как ребенка, так и родителей или лиц их заменяющих. Требования плана считаются невыполненными, если визиты были назначены, но личный контакт не состоялся. Для всех семей, в период выполнения плана социальной реабилитации, рекомендуется проводить как минимум один надомный визит в месяц без предварительного предупреждения.

Примечание: - количество визитов специалиста с семьёй может изменяться в зависимости от изменения степени риска для ребёнка; - в случаях, когда в процессе социальной реабилитации требуется участие нескольких специалистов, в том числе из разных ведомств, необходимо составить и обсудить с семьёй график посещения семьи. При неявке/отсутствии семьи в назначенное время ей направляется соответствующее письменное уведомление о встрече или организуется визит в семью без предварительного предупреждения. Многократные неявки/отсутствие семьи в течение двух-трех месяцев служат основанием для выяснения обстоятельств и принятия решения по дальнейшей работе с семьей. Специалисты встречаются с ребенком один на один не реже одного раза в месяц. Такая встреча не обязательно должна иметь место на дому.

Б. Для случаев со степенью риска от умеренной до высокой: Если интересы безопасности ребенка не требуют его изъятия из семьи, специалисты проводят личные встречи с семьёй не реже одного раза в неделю. Требования плана считаются невыполненными, если встречи были назначены, но личный контакт не состоялся. Для всех семей, дела которых находятся в работе, рекомендуется проводить, как минимум, один надомный визит в месяц без предварительного предупреждения. Неявка/отсутствие семьи в назначенное время может рассматриваться специалистами как отказ от сотрудничества. В таких случаях семье направляется соответствующее письменное уведомление или организуется необъявленное надомное посещение. При многократных неявках/отсутствии семьи в течение двух недель и продолжающемся отказе от сотрудничества специалист, по согласованию с руководителем, инициирует вопрос о необходимости принятия мер для обеспечения безопасности ребенка, (например: изъятие/отобрание ребёнка из семьи).

Не менее одного из двух личных визитов в семью проводится на дому с обязательным участием ребенка и предполагает планируемые собеседования с целью мотивации членов семьи на изменения и осуществление наблюдения за отношениями в семье. Специалисты проводят индивидуальные встречи с ребенком не реже двух раз в месяц. Такие встречи не обязательно должны проходить в домашней обстановке.

Примечание : - При принятии ключевых решений по семье (признание ребенка находящимся в СОП, НГЗ, снятии с учета) специалист, работающий с семьей, привлекает к визитам специалистов других заинтересованных ведомств, соисполнителей плана. - Патронат детей в возрасте от 0 до 3 лет, признанных находящимися в СОП, осуществляется ежедневно всеми заинтересованными ведомствами согласно графика, утвержденного главой администрации соответствующего района. Информация о результатах патроната устно сообщается ежемесячно на заседании Совета профилактики СПЦ по профилактике социального сиротства представителями всей соисполнителей планов, которые являются членами Совета. 1 раз в квартал информация о результатах патроната передается в СПЦ в письменном виде. В случае выявления в ходе посещения семьи ухудшения положения несовершеннолетнего информация передается в СПЦ срочно по телефону, а затем письменно (по факсу). СПЦ принимает меры по обеспечению безопасности ребенка.

4. Информация по выполнению индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, заслушивается на заседании Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не менее одного раза в два месяца. Примечание : на Совет по профилактике приглашаются родители несовершеннолетних, представители организаций-соисполнителей планов, запрашивается письменная информация о выполнении плана.

5. Информация по выполнению планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, ежемесячно предоставляется соисполнителями плана в учреждение образования, где находится ребёнок, или (при назначении опеки) в учреждение образования, в котором он обучается (воспитывается). Через 3 месяца (промежуточная) и 5 месяцев (итоговая) информация предоставляется в КДН для рассмотрения и принятия решения. Примечание : на заседание КДН приглашаются родители несовершеннолетних, представители организаций-соисполнителей планов, запрашивается письменная информация о выполнении плана.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!