Читательская конференция «Что же вы делаете, взрослые люди?» по повести «Солнечное затмение»
Неужели нет дома, нет семьи, где было бы все в порядке? А. Лиханов Ход конференции I. Вступительное слово ведущего. Постановка проблемы. Взрослые и дети… Два мира с общими проблемами. Современная общественная ситуация сложна и проблематична. Это проявляется в отсутствии взаимопонимания, нарастания взаимного отчуждения. Отсюда – острая необходимость в примере положительной деятельности, в примере, достойном подражания. Всегда ли мы понимаем друг друга – взрослые или дети? Можем ли осуждать поступки старших? Умеем ли мы прощать? Как важно сохранить мир семьи, ее покой и уют
II. Мини-сообщения учащихся III. а) Тепло родного очага, духовной близости с родителями (запись на доске) Единый дом Вывод: Счастливая семья – атмосфера любви, дух доброжелательства, взаимопонимания. б) Двое взрослых любят друг друга, но мучают и терзают. Зачем? (запись) со-переживание со-радость дети и взрослые – единое целое
Конфликт в семье (постройте ассоциативные ряды) Вывод: Конфликт в семье – атмосфера подавленности, взаимных обид, разлада. ? ……….. страдание ? ………… обида ? ……….. разрушение ? ……….. отчуждение
IV. Конкурс на самого внимательного читателя. Вопросы конкурса. 1. Кому из героев принадлежат слова: «Что же вы делаете, взрослые?» (Федор) 2. Почему Федору стыдно за отца? (Над ним издеваются другие, обзывают Американцем, он слабоволен). 3. Какова история имени отца? 4. В какой ситуации мать говорит сыну: «Оправдай и помоги». (Когда предлагает ему уехать к бабушке). 5. Какие жизненные уроки извлек герой из этой ситуации? (Взрослые просят у него помощи, с ним считаются, его любят, он должен спасти родных, забыть обиды. Он нужен семье). 6. Какая беда случилась с матерью? (Недостача на базе). 7. Как беда объединила членов семьи? (Желание помочь).
VI. Портретная характеристика отца, матери Федора. Микродетали для создания образа матери Микродетали для создания образа отца Узкие плечи, лицо заострилось Робкий, как будто тайна у него Чернявая, худая, совсем как старуха от глаз к вискам морщины тянутся Ходит, опустив голову Взгляд сухой и острый Смотрит виновато, озирается вокруг, «пивнушка» притягивает его Вывод: Усталость матери, неуверенность отца подтверждают неблагополучие в семье.
V. Поделитесь своими впечатлениями. Проанализируйте эпизоды, отметьте ключевые слова. 1. За отца стыдно. 2. Разговор с матерью. Отца жалко. 3. Беда в доме. 4. Перерождение отца. Заметки на полях: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л. Н. Толстой).
VII. Как пытается сын примирить родителей. (Найти примеры из текста). Зачитайте от слов: «Федор убрал в комнате, вымыл посуду…до «оглядел свою работу». (Ощущение беды не покидает Федора. Он горячо желает помочь отцу и матери обрести, вернуть утерянное счастье. Любит он и отца, не меньше, чем мать. Федор берет на себя ответственность сохранить мир в семье, помочь взрослым.) Вывод: Только доброта, взаимопонимание смогут уберечь мир семьи.
VIII. Сообщение: Все беды – это солнечные затмения. IX. Знакомство с выставкой иллюстраций к произведению. (Защита художников). X. Поделитесь своими открытиями. Чтение любимых фрагментов из повести на заданную тему. Разговор по душам (диалог). Жили просто – и вот и все. Как же хорошо и ясно.
XI. Конкурс думающего читателя. Учащиеся объединяются в три группы, выбирают для анализа одну из цитат, написанных на доске и пытаются объяснить смысл, используя текст. Поверим в себя, в свои силы (отец Лены). Поверим в себя, в свои силы (отец Лены). Мера ценностей взвешивается на весах сердечности и души. Мера ценностей взвешивается на весах сердечности и души. Счастье до конца, без оговорок. Счастье до конца, без оговорок.
XII. Сюрпризы читательской конференции. Чтение стихов – посвящений своей семье, героям повести, друзьям. XIII. Подведение итогов конференции. В конце встречи учитель прикрепит лист бумаги в виде сердца, на котром ребята могут оставить свое мнение и впечатление о конференции в письменной форме. В конце встречи учитель прикрепит лист бумаги в виде сердца, на котром ребята могут оставить свое мнение и впечатление о конференции в письменной форме.
XIV. Заключение. Спасибо за работу! Надеюсь, что разговор о взаимной ответственности взрослых и детей у нас продолжится. Вы поделитесь своими жизненными наблюдениями. К этому призывает нас автор повести. А. Лиханов утверждает зависимость детских судеб от жизни и поведения взрослых. Старайтесь хранить мир вашей семьи. Спасибо за работу! Надеюсь, что разговор о взаимной ответственности взрослых и детей у нас продолжится. Вы поделитесь своими жизненными наблюдениями. К этому призывает нас автор повести. А. Лиханов утверждает зависимость детских судеб от жизни и поведения взрослых. Старайтесь хранить мир вашей семьи. XV. Домашнее задание. 1. Продолжи фразу, обсуди ее в классе: «Жить в ясности - …» 2. Эссе «Я и мои родители». 3. Модель счастливой семьи. Аргументы. 4. Составить памятку «Как хранить мир в семье».