Освоение междисциплинарных программ на ступени начального общего образования предусматривает, в частности, следующие результаты: адекватное использование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Advertisements

Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
Результаты обучения личностные метапредметные общие предметные частные предметные.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Об использовании притч в процессе преподавания модуля «Светская этика»
КорреспонденцияКорреспонденция Исследовательский проект ©Ермолаева И.В., Ершова Т.И., МОУ ССОШ, 2006г.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Транксрипт:

Освоение междисциплинарных программ на ступени начального общего образования предусматривает, в частности, следующие результаты: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Коммуникативные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся, включают в себя: умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания слушание; навыки изучающего чтения; умение ведения диалога и построения монологического высказывания говорение; умение, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание письмо, говорение.

Любой текст вне зависимости от того, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочинение, это конечный, зафиксированный на письме результат речевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т. е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах. Таким образом, язык не только выполняет функцию передачи мысли, но и является средством ее формирования.

Типы сплошных текстов: описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

Несплошные тексты: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты...); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

Чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Процесс чтения подразумевает решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, и др.

Основными видами чтения являются: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка, например, художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста;

Основными видами чтения являются: рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений: умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; понимать назначения разных видов текстов; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы специального текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Не только чтение, но и слушание текста для ребенка не должно быть пассивным времяпровождением. Критерием внимания ученика во время рассказа учителя является способность его осмыслить, прокомментировать, осознать, высказать свое отношение к услышанному, решить проблемную ситуацию на основе полученных на слух знаний.

Виды и свойства письменных источников (документов): субъективность - абсолютная зависимость от людей, составляющих и изучающих документы, неисчерпаемость - многообразие информации в содержании документов и «между строк», открытость – возможность постановки самых разных вопросов и непредсказуемость ответов на них, сензитивность - чувствительность к разным способам исследования.

Содержание источника: О ком \ о чем говорится в тексте? О каких событиях, явлениях и процессах рассказывает автор? Как он объясняет и оценивает происходящее? В чем состоит информационная ценность данного источника? и т.п. Условия создания и находки документа: Где и когда был написан документ? Кто его автор? Какие обстоятельства вызвали его появление? Где он был впервые опубликован? Где и как хранился документ, и при каких обстоятельствах он был обнаружен? и т.п. Личность автора: Кто он? Какой он? Какими целями и интересами руководствовался автор, создавая документ? Какими источниками информации он пользовался? Как автор относится к тому, о чем пишет, и к тем, кому адресовано его послание? и т.п. Вид и структура документа: Как выглядит документ (материал для письма, чернила, шрифт…)? К какому виду письменных источников относится этот документ? Каковы особенности содержания и структуры данного документа? В чем состоят его сходства и отличия от ему подобных? И т.п. Контекст документа: О чем говорится «между строк» документа? О чем автор говорит иносказательно или вовсе умалчивает? В чем заключается смысл отдельных слов и выражений? Как этот источник помогает нам понять прошлое? В чем состоит ценность этого документа в развитии критического мышления исследователя, в становлении гуманистической системы ценностей? и т.п.

Общедидактические варианты изучения письменных источников с примерами, близкими к содержанию курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Вариант первый: изучение документов в связи с видовым разнообразием письменных источников. Они условно делятся на документы: 1) государственные; 2) международные; 3) политические; 4) научно-исторические; 5) личностные; 6) литературно-художественные.

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним Вид документаТипология вопросов и заданий к нему 1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д. 1.Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания) 2.Кто является автором документа? Что Вам известно об этом человеке его жизни и деятельности? 3.Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4.Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом? 5.Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? 6.К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа? 7.Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним Вид документаТипология вопросов и заданий к нему 2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д. 1.Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2.Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3.Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом. 4.Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах). 5.Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? 6.Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему? 7.Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. 8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним Вид документаТипология вопросов и заданий к нему 3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п. 1.Кто автор документа? Каковы его политические взгляды? 2.Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился? 3.К чему призывает и что осуждает автор документа? 4.Интересы какого слоя населения, какой политической группы он выражает? 5.Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами? 6.Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа? 7.Дайте историческую оценку документу.

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним Вид документаТипология вопросов и заданий к нему 4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения. 1.Какие исторические факты излагаются в документе? 2.Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3.Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летосчисления. 4.Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 5.По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания? 6.В чем позиция автора совпадает \ не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение или несовпадение можно объяснить? 7.Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним Вид документаТипология вопросов и заданий к нему 5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев. 1.Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям? 2.Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника. 3.Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам? 4.В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту? 5.Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему? 6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

Виды документов и типология вопросов и заданий к ним Вид документаТипология вопросов и заданий к нему 6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр. 1.Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2.По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это? 4.Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами? 5.К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился? 6.В каких других литературных произведениях (время, страны) вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?

Вариант второй: изучение документа в связи с особенностями структуры его содержания. 1. факт-событие, 2. факт-явление, 3. факт-процесс, 4. хронологические сведения, 5. картографические сведения, 6. имена собственные, 7. ссылки на источники и \ или чье-то мнение, 8. цитаты из источников, 9. понятия разной степени обобщения, 10. относительно устоявшиеся и принятые в науке объяснения причинно-следственных связей, 11. авторские интерпретации фактов 12. оценочные выводы.

Вариант третий: тест на понимание прочитанного. По виду – это «закрытое задание» с вариантами ответа. По содержанию – любой письменный текст, содержащий сложную, насыщенную деталями и нюансами информацию, в том числе религиозного содержания.

Вариант четвертый: исследование документа с точки зрения заявленных в нем предков, современников и потомков исторических событий Это – многосубъектный подход к анализу источника, который оживляет и озвучивает немой текст, протягивает нити общения сквозь века и десятилетия, формирует круг общения между представителями разных культур и поколений.

В идеале на страницах исторического и литературного источника присутствуют: реальный персонаж (герои) конкретного события, о котором рассказывается в документе; его (их) современники, которые помогают (соратники, друзья и т.п.) или препятствуют (враги, оппоненты), одобряют или гневно клеймят…; «первый автор» - летописец, историк, просто свидетель исторического события и т.п., материалами которых использует автор документа; «второй автор» - это непосредственный автор данного источника, который открыто выражает и даже навязывает читателю свои мысли по поводу этого события или, наоборот, пытается скрыть от нас свое отношение к происходящему.

Субъекты и уровни диалога в историческом документе Главные персонажи Их современники «Первый автор» «Второй автор» Современный исследователь

Вопросы и задания к документу: На основе источника охарактеризуйте взгляды и убеждения главных героев этого сюжета: старовера и охотника Дерсу. Как вы считаете, почему старовер пренебрежительно отзывался о душе Дерсу и вместе с тем считал его своим добрым знакомым? Предположите, какими могли быть религиозные убеждения Дерсу Узала? Как вы думаете, почему автор рассказа посчитал, что передав Дерсу слова старовера о его душе, он только «доставил бы ему огорчение»? Как вы думаете, почему писатель В.К.Арсеньев посчитал важным рассказать об этом эпизоде в своей книге о путешествиях по Уссурийской тайге? Какими чувствами и мыслями он хотел поделиться со своими читателями? Чем, на ваш взгляд, эпизод из книги В.К.Арсеньева поучителен и интересен нам, людям ХХI века?

Вариант пятый направлен на определение значимости исторического документа в познании прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в нем проблемы. Условно этот вариант работы с источником, широко практикующийся за рубежом, можно назвать гносеологическим или многоперспективным.

Многоперспективный (гносеологический) подход к изучению источника 1.Информационная ценность документа: Что я узнал(а) из источника? О чем рассказывает этот источник? И т.п. 2. Перспективы уточнения и расширения информации источника: Какие вопросы у меня возникли: - по содержанию документа? - к автору документа? - по обстоятельствам создания документа? и т.п. 3. Аксиологическая и праксеологическая ценность источника: Что нового я узнал (а) из источника? Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее? Чем этот источник уникален в изучении истории…? и т.п. 4. Перспективы дальнейшего исследования темы: Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать? В чем ограниченность этого источника? Чем ее можно объяснить? О чем он умалчивает? Что и почему скрывает автор? Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы…? и т.п.

Вариант шестой связан с сопоставлением двух и более документов, «проходящих по одному делу». «Иллюстрации, прочитанные вместе, имеют совсем другое значение в отношении того, какое бы они имели, если их учитывать по отдельности, так как они оказывают влияние друг на друга» - заметил западноевропейский эксперт Alain Choppin, рассуждая об изобразительных компонентах учебника истории.

Важность сравнительного подхода к изучению письменных источников заключается также в возможности перепроверить содержащиеся в них сведения, т.е. выйти на критический уровень анализа документов.

Аналитическое чтение Для организации данного вида чтения перед началом работы необходимо поставить какой-либо проблемный вопрос, побуждающий к рассуждению.

Ведение записей – обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

План текста отражает его содержание и структуру

Памятка для организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана Внимательно прочитай текст. Выдели главные мысли текста. Проверь, как они соотносятся друг с другом. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части). По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана. Сформулируй главные мысли кратко (запиши их в виде пунктов плана). Прочитай текст повторно, проверь, не пропустил ли что-то.

Конспект есть краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные учителем или самостоятельно вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

Макет конспекта Вопросы к текстуКонспект

Пример опорного конспекта по материалу урока 9 «Моральный выбор. Ситуация морального выбора» (модуль «Основы светской этики») Ситуации морального выбора Твои примеры ситуаций морального выбора Выбор между нравственным и безнравственным поведением Выбор между своими интересами и интересами других людей Выбор между различными обязанностями.

Составление словаря терминов и понятий - способствует систематизации и усвоению материала курса. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Греческое слово paraboly означает соположение разных вещей друг с другом с целью их сравнения. Это был технический термин для обозначения фигуры речи в древнем ораторском искусстве.

Функции притч 1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу. 2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов. 3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. 4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.

«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу. Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18,10-14)9.

Способы использования притч в учебном процессе 1. Обсуждение основной идеи и смысла истории. 2. Название притчи. 3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. 4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения). 5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. 6. Выделить ключевые понятия. 7. Инсценировка по рассказу (истории) 8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать) 9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. 10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). 11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.) 12. Сравнение нескольких притч