1 «С отворчество в организации образовательного процесса гимназии» Доклад Степанова С.Ю., д.пс.н.» директора АНО «Павловская гимназия» Кремера Е.З. заместителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель учебного года Обоснование введения модульной системы в Павловской гимназии Москва 2009.
Advertisements

1 «Нестандартный маркетинг частной школы» Доклад Степанова С.Ю., директора АНО «Павловская гимназия»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Воспитательная система - это целостный социально- педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания.
Проект «Активный гражданин». В целях обеспечения постоянного диалога с жителями города Москвы и принятия решений по актуальным городским темам с учетом.
Негосударственное общеобразовательное учреждение «ЮНЭК »
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Учебно-исследовательская деятельность школьников Теория, практика, перспективы 1 1.
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Проектная деятельность учащихся на уроке В педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения.
Транксрипт:

1 «С отворчество в организации образовательного процесса гимназии» Доклад Степанова С.Ю., д.пс.н.» директора АНО «Павловская гимназия» Кремера Е.З. заместителя директора АНО «Павловская гимназия» Доклад Степанова С.Ю., д.пс.н.» директора АНО «Павловская гимназия» Кремера Е.З. заместителя директора АНО «Павловская гимназия»

Пять векторов новой образовательной культурадигмы (миссии образования) 1.От эксплуатации или воспроизводства культуры и социальных отношений в образовании к образовательному социокультурному творчеству. 2.От медиа зависимого образования к медиа созидающему образованию. Школа должна научить ребенка критически относится к информаци и, формировать собственное развивающее информационное пространство: газету, сайт, телерадиостудию и другие информационные ресурсы. 3.От психолого-педагогической наивности в образовании к образовательному психолого-педагогическому профессионализму каждого учителя. Нужна новая система партнерства учителя и психолога. 4.От авторитарно-репродуктивного к сотворчески-одаривающему образованию: педагог до тех пор будет довлеть над учеником, пока декларациям о сотрудничестве и субъект-субъектности не придет на смену глубокое понимание реальной насущности практики взаиморазвития взрослого и ребенка, взаимоодаривания тех, кто уже ушел из мира детства, но не чужд ему, и тех, кто пребывает в нем. 5.От здоровье сберегающего («здоровье разрушающего») образования к здоровье созидающему образованию: даже если все школы России станут школами здоровья, то это мало что изменит по существу в проблеме нарастающей физической и социальной инвалидизации подрастающего поколения. Кто больше преуспеет: тот, кто сберегает, или тот, кто преумножает? Здоровье – это жизненный ритм: накопления и траты сил! 2

Очевидные следствия: динамика состояния здоровья в процессе обучения Согласно докладу 2009 года Совета Федерации РФ «О положении детей в РФ» опасным фактором для здоровья детей становится обучение в школах. Отмечается тенденция, при которой практически каждый здоровый ребенок при поступлении в первый класс к концу учебы приобретает два, а то и три хронических заболевания. В процессе обучения в школе частота функциональных нарушений к 11-му классу возрастает на 86,5%, частота хронических болезней на 100%. В лицеях, гимназиях – эти цифры еще более пессимистичны. Интересны причины! 3

Четвертная организация учебы(здоровье исчерпания) и каникул(здоровье накопления) Организаторами образования, нормами САНПиНа в лучшем случае учитываются состояние и динамика общей и умственной работоспособности учащихся в масштабе учебной недели или дня и, практически, никак – в течение учебного года. Парадоксально, но после наиболее перегруженных четвертей отдых учащихся оказывается менее продолжительным, чем после кратковременных учебных периодов. Естественно, что после первой и третьей четвертей школьники не успевают восстановиться и в результате приступают к очередному учебному периоду недостаточно готовыми к новым нагрузкам. ЧетвертьУчебный периодКаникулы 1-я91 2-я72 3-я101 4-я814 Итого3418 4

Пятиместровая (модульная) система организации годичного цикла Еще при работе над докладом для Госсовета РФ в 2001 году я и Разбивная Г.А. вышли с инициативой по радикальному переустройству, выстроенного по четвертям образовательного процесса, т.к., во-первых, он наносит невосполнимый вред здоровью детей, а во- вторых, воспроизводит порочный круг «аврально- героического» менталитета большинства россиян. И это неочевидные социокультурные следствия четвертной системы, когда девятимесячный объем образовательной нагрузки учителя фактически вынуждены втискивать в семь месяцев!!! А дети приучаются к лени и праздности (летом), а затем к авралам и переутомлению (в течение учебного года)! 5

Госсовет об изменениях учебного года «Хочу обратить особое внимание присутствующих на опасную тенденцию: поступающий в школу практически здоровый ребенок к концу обучения приобретает два-три хронических заболевания. Здесь требует серьёзного совершенствования современная образовательная среда, она должна стать здоровьесберегающей. Путей комплексного решения этой проблемы много. Одним из них является распределение учебного и каникулярного времени в рамках годового цикла. Вдумайтесь: весь объём учебной годовой программы учащимся приходится фактически осваивать не за 9 месяцев, как мы думаем, а за 7 месяцев, ведь май уходит на праздники, четвертные, годовые контрольные, а сентябрь – на восстановление того, что ребята забыли за три летних месяца. И самое большое напряжение приходится на третью четверть – на зимнее и весеннее время. Давно пора приблизить структуру учебного года к мировым стандартам. Например, летние каникулы сократить до полутора-двух месяцев, зато продлить осенние, зимние и весенние. Это позволит равномерно распределять учебную нагрузку и время для восстановления ресурсов молодого организма.» Из доклада О.Н.Кожемяко, губернатора Амурской области на заседании Госсовета по молодежной политике, июль 2009 г.

Предлагаемая модель (распределение времени учебы и отдыха в неделях) МодулиУчебаКаникулы ,52,5 36,52 472,5 579 Итого: модуль: модуль: модуль: модуль: модуль:

Преимущества пятиместровой модульной модели Модульная – пятиместровая система задает новый социокультурный ритм событийности российской семьи (а в перспективе и всего общества), сохраняет достоинства четвертного деления (после учебы – каникулы, которые в основном совпадают с уже ставшими традиционными) и позволяет снять имеющиеся к четвертной и триместровой системе претензии: –Нагрузка распределяется равномерно (5 модулей по 7 учебных недель), а регулярные каникулы не менее, чем по 2 недели дают возможность детям практически полностью восстанавливаться. –Выставление годовых оценок упрощается (из 5 отметок легче вывести годовую оценку чем из трех и четырех). –Каникулы начинаются после подведение итогов обучения за период, дети отдыхают спокойно, да и учителя имеют регулярную возможность не только для методической работы, но и для восстановления сил (нет пресловутого «выгорания»). –Четкая привязка к общероссийским праздникам стимулирует семейный отдых родителей с детьми. –Летние каникулы 2 месяца (за это время можно полноценно отдохнуть и еще не совсем отвыкнуть от школы, не до конца растерять приобретенные в предыдущем году знания). 8

Бонусы новой системы Дети, родители и учителя здоровы и счастливы Качество образовательного процесса растет Учителя профессионально развиваются Семьи крепнут и плодятся Общество процветает Государство инновационно модернизируется 9

Трудности на пути реализации пятиместровой системы Инертность государственной машины по управлению образованием. Жесткие рамки сроков общероссийских аттестационных мероприятий типа ГИА и ЕГЭ – 9 и 11 классы пока вынуждены учиться по четвертям. Консервативность социальных привычек (5 модуль – «Разве можно учиться летом?») – существует стереотип: в «северной» стране России короткое, но малоснежное лето! И поэтому с 1 июня по 31 августа нужно «оторваться» по полной!!! Но весь мир уже преодолел это стереотип. Наши соседи финны тому красочный пример. 10

Педагогика сотворчества – суть и принципы Проведенные исследования и многочисленные рефлексивные практики, позволяют утверждать - полноценное и постоянное развитие, истинная самореализация личности возможны только в условиях «участного бытия»,творческого усилия по преображению себя и мира в конструктивном диалоге с культурой и Другим, под которым подразумевается другая уникальная личность или разномасштабный коллективный субъект. Именно такой способ профессиональной жизни мы называем сотворческим. Он строится с опорой на пять основополагающих принципов рефлексивного (участного) бытия: уникальность, открытость, парадоксальность, избыточность, полифоничность Основные идеи педагогики сотворчества: –Все педагоги и воспитанники равны между собой в рамках своих прав и обязанностей (нет избранных педагогов, особых учащихся), правила едины для всех –Истина не передается, а переживается –Знание приобретается через личное познавательное усилие –Взаиморазвитие педагогов, учащихся и родителей –Опыт совместного со взрослыми и сверстникам творческого освоения действительности – мощнейший источник личностного развития, как ребят так и педагогов –Идеи и ценности должны насыщать образовательную среду, из которой их впитывают дети и взрослые –Образовательная среда создается в совместном творческом усилии ее субъектами, постепенно превращаясь в сотворческий образовательный мир

Ключевые понятия педагогики сотворчества Уникальность – личностная неповторимость, субъектность по отношению к себе и к жизни, способность к саморазвитию, самоопределению и нравственному выбору, Рефлексивность – способность к осмыслению и переосмыслению содержаний сознания и культуры, к адекватной ориентации в социальной среде, в коммуникации, в жизненных ситуациях. Образовательная среда представляется как живой синтез следующих составляющих: –Спектра возможностей и набора условий образовательного движения –Системы педагогической и психологической поддержки продвижения учащегося по образовательному маршруту –Образовательной событийности, зрительного и аудио рядов –Ткани взаимоотношений субъектов образования, социально-психологического климата –Управленческой и организационной структуры (логистика, маршрутизация, кадры, дисциплина и т.п.) Открытость - особое отношение к себе и миру, предполагающее собственную принципиальную незавершенность (неполноту) в социо- культурных пространствах и контекстах, позволяющее изменяться и обогащаться в процессе взаимодействия с людьми и культурой.

Педагогика сотворчества в действии Сегодня подходы педагогики сотворчества реализуются в следующих направлениях: Работа с педагогами –9 развернутых педагогических советов в форме сотворческих практик –Семинары и методобъединения по ключевым вопросам педагогики сотворчества –Посиделки с творектором Взаимодействие с родителями –Участие в событийности (Масленница, турслет, Ярмарка талантов, театр и т.д.) –Родительские собрания в форме сотворческих практик –Сотворческие родительские дни Организация разнообразной событийности –Дни открытых дверей, Ярмарки талантов, Павловская елка –Гимназические праздники (день рождения гимназии, фестиваль успеха, День матери, вернисаж доп.оюразования и т.д.) Учебно-воспитательный процесс –Междисциплинарные проекты –Исследовательская деятельность –Конкурсы и олимпиады –Элементы сотворчества на уроках –Отдельные уроки в сотворческом режиме

Направления сотворчества на уроке Создание нового интеллектуального продукта, прибора, вещи – учитель и ученик становятся соразработчиками и соавторами. Обсуждение «вечных» или актуальных проблем той или иной дисциплины (физики, химии математики, истории и т.д.) – учитель в принципе не может знать решение, поскольку его нет вовсе, либо есть множество равноправных альтернатив. Установление нетривиальных связей и контекстов употребления данных из разных наук, их включенность в жизненный мир или мир культуры – у педагога есть свое мнение, но оно имеет практически тот же гипотетический статус, что и мнения учеников. Разносторонняя интерпретация и осмысление текстов культуры – учитель располагает большим опытом и освоенными мыслительными средствами, которые могут быть не только помощником, но и препятствием для нетривиального понимания, извлечения новых смыслов.

Направления сотворчества на уроке Применение научного усмотрения (химического, физического и т.д.) к житейским явлениям, к опыту учащихся – учитель выступает в роли организатора исследовательских процедур (выдвижение гипотез, их обоснования и проверки). Совместное решение задач с неизвестным учителю ответом (ходом решения) либо ситуативно формулированных, где общие законы вроде известны, но их конкретное применение к происходящему здесь и теперь, по сути, является творческой задачей со множеством неизвестных – учитель и ученик выступают как равноправные участники процесса формулирования, обсуждения и решения задачи. Совместное порождение урока, как со-бытия. Предметом и результатом сотворчества учителя и учеников становится форма и содержание урока – учитель выступает в качестве «зачинщика», занимает открытую позицию, поощряет вклады учащихся, которые могут круто менять первоначальный замысел, превращает ребят в соавторов происходящего на уроке.

16 Павловская гимназия - мир открытых возможностей ! Спасибо за внимание !!!