Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления Стецкая Н.А. учитель русского языка и литературы 2011 Сургут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления Стецкая Н.А. учитель русского языка и литературы 2011 Сургут.
Advertisements

Тема учебного проекта: Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления Творческое название: Словарное богатство русского языка Автор: Стецкая Н.А.,
Творческое название: Словарное богатство русского языка Учебный предмет: русский язык Участники: учащиеся 10 класса.
Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно! А.Шибаев. Надо учиться языку, надо.
Шкробот Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 38 города Костромы Предмет: литературное чтение.
Тема учебного проекта: Речевое дыхание Творческое название: «Дышите правильно!» Учебный проект по развитию речевого слуха и формированию произносительной.
«Если хочешь быть счастливым – будь им…» Авторы: учитель литературы Филинков П.А. МОУ «Огневская СОШ»
Технология проектов или метод проектов. Этапы работы над учебным проектом Предварительный выбор учеником темы с учётом рекомендаций учителя; Составление.
Тема учебного проекта История фразеологизмов в русском языке Творческое название «Народная физиономия языка» (В. Г. Белинский) Фразеология составляет «народную.
КамГУ имени Витуса Беринга Культура речи. Автор: Самыгина Е.В. г. Петропавловск-Камчатский г.
Н.Т. Евдокимова, учитель русского языка и литературы, МОУ «Сланцевская СОШ 3» УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Горбачёва Ирина Михайловна учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ 1 им. М. В. Серёгина.
Тема учебного проекта: Светофор Творческое название: «Зачем мы переходим дорогу по правилам» Учебный проект по предметно-практическому обучению Автор:
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ Руководитель проекта: учитель КабаковаЛ.А. Участники проекта: ученики 6 класса.
Проектный метод обучения английскому языку Преподаватель английского языка Дяденко Е.Г.
Земля и человечество Сокровища Земли под охраной человека Автор: Селезнева Любовь Дмитриевна, учитель начальных классов.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Тема проекта: КОНУС Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному.
АВТОР: Цейтлина Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ «ЛИЦЕЙ» города Камышлова Свердловской области ПРОЕКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2КЛАСС)
Жанры русского фольклора Учебный проект по литературе. Руководитель Аннина Г.С. Руководитель Аннина Г.С. Участники – учащиеся 6 класса.
Транксрипт:

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления Стецкая Н.А. учитель русского языка и литературы 2011 Сургут

Данный проект направлен на рассмотрение словарного богатства русского языка, на различные сферы употребления русской лексики. Проект рассчитан на учащихся 10 класса (в рамках учебной темы). В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками работы в команде над решением поставленной проблемы. Предметы: Русский язык, литература, информационные технологии, иностранные языки Визитка проекта Представление проекта

Формировать речемыслительные способности, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся. Развивать готовность учащихся к речевому самовыражению. Дидактические цели проекта:

Методические задачи: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики. Научить анализировать языковой материал. Научить определять факторы, влияющие на изменения в языке. Совершенствовать навыки работы со словарями. Совершенствовать речевые умения учащихся.

Учебные вопросы 1.Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления? 2.Что может ограничивать сферу употребления слова? 3.Какие пласты входят в состав лексики, имеющей ограниченную сферу употребления? 4.Какие слова называются диалектизмами? 5.Какие слова называются жаргонизмами? 6.Какие слова называются профессионализмами? 7.Какие слова называются терминами?

Творческое название: Словарное богатство русского языка Учебный предмет: русский язык Участники: учащиеся 10 класса

Основополагающий вопрос: В чем красота русского языка ?

Темы исследований: Зачем современному школьнику изучать диалектизмы? Язык сети Интернет – это путь совершенствования или деградации? Как влияет профессия на речевую культуру?

Этапы работы: I этап Подготовительный этап (1 урок) II этап Практический (вне урока) III этап Заключительный этап (защита исследований) 2 урок Вводная презентация Лист планирования с/д План успешной работы по проекту План оценивания проекта Консультирование учащихся Критерии оценивания презентации Критерии оценивания буклета Итоговое оценивание

Участники проекта I группа II группа III группа Язык сети ИнтернетДиалектизмы – живые свидетели истории Лексика профессиональная и терминологическая Ответ на основополагающий вопрос

Вывод: В чем же сила и ценность русского языка для нас с вами? В чем богатство русского языка? Ответ простой. В его гибкости и многогранности, в музыке слов и словосочетаний, глубоком смысле этих слов, каждое из которых несет частичку души говорящего. К сожалению, многие замечательные русские слова исчезают из обихода, обедняя язык, который по богатству оттенков смыслов и чувств не имеет себе равных. Русский язык дарит человеку, владеющему им, разные ощущения, многостороннее и глубокое понимание жизни. У великого русского языка есть душа. То, что помогает нам понимать друг друга, наслаждаться творениями великих писателей, делает нас гражданами великой страны с великой историей. Но очень скоро мы рискуем лишиться этого богатства, перестав вкладывать мысль в слова, а пользуясь ими лишь для передачи информации. Из обихода и нашего лексикона исчезают слова, несущие в себе глубокий смысл, такие как «благодарю», «ведать», «отведать», «радеть», «честь» и многие другие. Сейчас появился интернет- сленг, низводящий язык Пушкина, Достоевского и Толстого до уровня воробьиного чириканья. Как порой трудно бывает не только понять смысл комментария посетителя сайта, но и просто прочесть его. В результате упрощения и искажения русский язык становится однообразным, лишается духовности. При этом опошляется речь и, как следствие, мышление и поведение людей. Жаргон, нецензурная брань и ненормативная лексика стали приобретать право литературного гражданства, так как постоянно несутся с кино- и теле- экранов. Это то, что всегда наличествовало в устной речи некоторых наших сограждан, но в приличное общество не допускалось. При всей многоликости русского языка популяризировался в первую очередь литературный язык - язык, содержащий мысли умнейших людей, цвета нации. Это то, что составляет духовное наследие. Великий русский педагог Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, – народа нет более!»

Список источников: Метод проектов (теория) Программа Intel «Обучение для будущего» Дифференцированное обучение (теория) Сайт министерства образования (ГО стандарты) Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Словарь литературоведческих терминов. Словарь шахматиста. shaxmatista.htmlhttp://readmas.ru/sports/chess/slovar- shaxmatista.html Словарь компьютерных терминов.