СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА (СМК). ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ. Тема 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель лекции – освоить методы анализа различных моделей менеджмента качества в вузе.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Основные направления реализации Болонского процесса Развитие системы высшего образования, основанной на двух основных циклах Введение системы зачетных.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего,
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Поровский Г.С., ОСР НовГУ1 Система менеджмента качества вуза Краткий курс.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Итоги проведения апробации модели мониторинга систем управления качеством образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
Цель лекции – ознакомиться с деятельностью международной организации по стандартизации ISO и составом стандартов ISO серии 9000.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» Отчет о результатах участия ОУ в региональном.
«Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: рекомендации регионального оператора.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Транксрипт:

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА (СМК). ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ. Тема 3.

Поровский Г.С., НовГУ.2 «Вступление РФ в ВТО – позитивный шаг» заместитель председателя комитета госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков Вступление РФ в ВТО - это вызов российским предприятиям, которые теперь должны модернизировать свое производство и качество управления, чтобы стать более конкурентоспособными.

Поровский Г.С., НовГУ.3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 9001:2008 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ. 0.1 Общие положения. Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации

Поровский Г.С., НовГУ.4 Мероприятие 5.1. Создание и развитие эффективной системы управления в вузе Проект «Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качетства НовГУ» Стратегический план развития НовГУ на период до 2015 г. Совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления Формирование классического адаптивного университета. Внедрение процесса непрерывных улучшений Переход к управлению на основе качества

Поровский Г.С., НовГУ.5 Система менеджмента качества (СМК) Понятия и определения; Условия создания; Основные модели и принципы СМК;

Поровский Г.С., НовГУ.6 Система менеджмента качества (СМК) Основные понятия и определения. Менеджмент качества. (ISO9000:2008, п. 3.1) Качество? Менеджмент? Система ? Качество – степень с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования; Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией; Система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству

Поровский Г.С., НовГУ.7 Система менеджмента качества Основные понятия и определения. Менеджмент качества. (ИСО 9000:2008, П. 3.1) Менеджмент качества - это менеджмент применительно к качеству. Управление качеством – часть менеджмента качества. Об этом четко говорит стандарт ИСО 9000:2008.

Поровский Г.С., НовГУ.8 Менеджмент качества (в соответствии с международным стандартом ИСО 8402) «Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребите- лей, достижение целей долговремен- ного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом»

Поровский Г.С., НовГУ.9 Менеджмента качества (ИСО 9000:2008, П )

Поровский Г.С., НовГУ.10 Система менеджмента качества (общая схема)

Поровский Г.С., НовГУ.11 Система качества ОУ Под Системой качества образовательного учреждения понимается «система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей». В узком смысле управление качеством образования это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ. (Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. Санкт-Петербург, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», с.)

Поровский Г.С., НовГУ.12 Система качества образовательного учреждения Система качества ОУ является частью системы менеджмента организации, и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели ОУ, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Различные части системы менеджмента ОУ могут быть интегрированы вместе с СК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Система качества ОУ является основой постоянного улучшения процессов ОУ и предназначена для практической реализации стратегии ОУ по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.

Поровский Г.С., НовГУ.13 Система менеджмента качества УСЛОВИЯ создания. Условие первое: поддержка руководства; Условие второе: назначение ответственного в области качества; Условие третье: создание рабочей группы и активное участие сотрудников; Условие четвертое: составление и соблюдение плана действий; Условие пятое: планирование и обес- печение всего необходимого для реализации проекта средства.

Поровский Г.С., НовГУ.14 Методологические основы построения системы менеджмента качества 1. Принципы Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) (Ивановский энергетический университет); 2. Критерии модели EFQM (Европейский фонд по менеджменту качества), (Ярославльский госуниверситет им. Демидова); 3. Модель отраслевого конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» (Ухтинский гостехуниверситет); 4. Оценочный метод - SWOT-анализ (Петрозаводский государственный университет и Новосибирский государственный технический университет); 5. Модель национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования. 6. Требования и рекомендации международных стандартов серии ИСО 9000; (МИСИС, Новосибирская академия ВТ….; 7. Стандарты и директивы ENQA. 8. Интегрированные модели СМК. Требования ИСО серии стандарты и директивы ENQA (Новгородский госуниверситет им. Ярослава мудрого)

Поровский Г.С., НовГУ.15 Всеобщий менеджмент качества (TQM) Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management - TQM) : подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии ее членов и направленный на достижение долго- срочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества». (ISO 8402:1994)

Поровский Г.С., НовГУ.16 Совершенствование управленческой деятельности в ВУЗе Основные принципы всеобщего управления качеством (TQM) Менеджмент процессов Вовлечение, участие и мотивация сотрудников Уверенное руководство Ответственность перед обществом Развитие корпоративного сотрудничества Ориентация на результат и на достижение целей Постоянное обучение сотрудников, инновации Ориентация на потребителя

Поровский Г.С., НовГУ.17 Структура модели EFQM (модель делового совершенства, 1999 г.) Управление процессами Результаты- потребители Влияние на общество Политика и стратегия Потенциал персонала Лидерство руководства Ключевые результаты работы Результаты- сотрудники Ресурсы и партнеры В о з м о ж н о с т иР е з у л ь т а т ы Анализ, постоянное улучшение и инновации

Поровский Г.С., НовГУ.18 Принципы модели EFQM (модель делового совершенства) Ориентированность на конечный результат; Сосредоточенность на интересах потребителя; Лидерство и постоянство целей; Управление на основе объективной информации о состоянии организации; Развитие персонала и его вовлеченность в дела организации; Непрерывное обучение, инновации и усовершенствования; Развитие партнерства; Социальная ответственность.

Поровский Г.С., НовГУ.19 Модель отраслевого конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Удовлетворен- ность ППС и сотрудников работой в вузе 80 баллов (8%) Удовлетворенност ь студентов уровнем качества и содержанием подготовки 80 баллов (8%) Влияние ИЭУ на общество 120 баллов (12%) Результаты, которых добился вуз в отношении заплани- рован- ных целей повышения качества подготовки выпуск- ников 120 баллов (12%) Политика и стратегия в области обеспечен ия качества подготовки выпуск- ников 150 баллов (15%) Использование потенциала ППС, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки 100 баллов (10%) Рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских) 100 баллов (10%) Управле- ние процес- сами обеспе- чения качества подго- товки выпуск- ников 150 баллов (15%) ВОЗМОЖНОСТИ 500 БАЛЛОВ (50 %) %) РЕЗУЛЬТАТЫ 500 БАЛЛОВ (50%) Удовлетвор енность работодате лей качеством подготовки выпускни- ков ИЭУ 100 баллов (10%)

Поровский Г.С., НовГУ.20 «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» В соответствии с приказом от года 389 Федеральной службы по надзору в сфере образова- ния и науки (Рособрнадзор) объявляется в 2009 году конкурс «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Главная задача конкурса – стимулировать вузы и ссузы к поиску современных методов управления, установить ориентиры в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов.

Поровский Г.С., НовГУ.21 Критерий 7б. Показатели работы вуза по повышению удовлетворенности студентов обучением в вузе Оцениваются внутренние показатели деятельности, обеспечивающие удовлетворенность студентов: Как используются результаты опросов студентов для совершенствования деятельности?; Как совершенствуется система содержания образования и методов обучения?; Какова система мотивации студентов?; Как строятся взаимоотношения студентов с преподавателями, администрацией?; Как строятся взаимоотношения администрации с профкомом студентов?.

Поровский Г.С., НовГУ.22 Метод SWOT - анализа Цель SWOT - анализа: исследование сильных и слабых сторон деятельности ИЭУ и определение возможностей успешного функционирования института в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка. Задачи SWOT – анализа: 1. Определить сильные и слабые стороны института. 2. Провести анализ внешней среды (определить внешние возможности и угрозы). 3. Выяснить в какой мере сильные стороны института позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них). 4. Определить какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз. Объект SWOT-анализа: анализ проводится по вузу в целом.

Поровский Г.С., НовГУ.23 Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT – анализ) Предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза. Такая модель управления используется в Новосибирском государственном техническом университете, Ивановской государственной текстильной академии, Петрозаводском государственном университете и ряде других вузов.

Поровский Г.С., НовГУ.24 Таблица SWOT -анализа Strenghts (Сильные стороны) Weakness (Слабые стороны) Opportunities(Возможности)Threats (Угрозы) (Угрозы)

Поровский Г.С., НовГУ.25 Модель СМК ИЭУ на основе SWOT – анализа и процессного подхода

Поровский Г.С., НовГУ.26 Модель американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования.

Поровский Г.С., НовГУ.27 Критерии в образовании для достижения превосходства (США) 1. Лидерство; 2. Стратегическое планирование; 3. Фокус на студентов, стейкхолдеров и рынок; 4.Измерения, анализ и менеджмент знаний; 5. Фокус на факультеты и персонал; 6. Менеджмент процессов; 7. Результаты.

Поровский Г.С., НовГУ.28 Модель СМК на базе стандартов ИСО серии 9000: 2008 ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования ИСО 9004:2008. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности ИСО 19011:2001. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Поровский Г.С., НовГУ.29 Восемь принципов менеджмента качества – основа ISO 9000:2008

Поровский Г.С., НовГУ.30 Европейские стандарты для внутреннего обеспечения качества в вузах. (стандарты ENQA) 1. Политика и процедуры для обеспечения качества (Кудряшова); 2. Утверждение, мониторинг и периодическая переоценка ООП (Окомина); 3. Оценка студентов (Шорохова); 4. Обеспечение качества преподавательского состава (Калина); 5. Ресурсы для обучения и поддержки студентов (Руденко); 6. Информационные системы (Кузьмин); 7. Информирование общественности (Сазонова).

Поровский Г.С., НовГУ.31 Стандарты ENQA и ИСО 9001:2008. (6.2 Человеческие ресурсы) 1.4 Обеспечение качества преподавательского состава (ENQA): Учебные заведения должны разработать способы и критерии оценки компетентности преподавателей, обучающих студентов. Данные критерии должны быть доступны организациям, осуществляющим внешнюю оценку, и прокомментированы в отчётах Компетентность, осведомленность и подготовка (ИСО 9000) Организация должна: а) определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции; б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей; в) оценивать результативность предпринятых мер; г) обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; д) поддерживать в рабочем состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте.

Поровский Г.С., НовГУ.32 Корреляция требований ИСО 9001 и ENQA Треб. ENQA Треб. ИСО Полити- ка и про- цедуры гарантии качества 1.2 Утвер ж- дение и мо- нито- ринг прог- рамм 1.3 Оцен- ка сту- ден- тов 1.4 Обес- пече- ние качест- ва препод. 1.5 Мате- риаль- ное обеспе -чение 1.6 Инфор- маци- онные сис- темы 1.7 Инфор- миро- вание общес- твен- ности 4. СМК. Общие требования 5. Ответствен. руководства 6.Менеджмен т ресурсов 7. Процессы ЖЦП 8. Измерение, анализ, улучше-ние

Поровский Г.С., НовГУ.33 Предпочтения вузов по выбору модели системы менеджмента качества (СМК)

Поровский Г.С., НовГУ.34 ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СМК 1-й уровень Высшее руководство Принципы менеджмента качества (принципы TQM) Принципы Болонской декларации 2- й уровень: Менеджер по качеству Стандарт ИСО 9001:2000 Требования Стандарт SA 8000:2001 Методология управления социальной ответственностью Стандарты качества ENQA 3- й уровень: Уполномочен- ные по качеству Стандарт ИСО 9004:2000 Руководство по улучшению Директивы ENQA 4-й уровень Аудиторы Стандарт ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества Критерии (требова- ния) ENQA

Поровский Г.С., НовГУ.35 В чем состоят выгоды вуза, который внедряет СМК? Получение преимущества перед конкурентами при участии в конкурсах на получение грантов; Необходимое (?) условие для получения государственного заказа на подготовку специалистов; Упрощение и удешевление процесса получения лицензий, прохождения аттестации и аккредитации; Повышение имиджа ИЭУ в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов и потребителей; Снижение непроизводительных затрат на учебно- воспитательный процесс; Повышение качества образовательной деятельности и выпускников; Усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности; Повышение ответственности и вовлеченности персонала.

Поровский Г.С., НовГУ.36 Что надо сделать для внедрения системы менеджмента качества и ее сертификации по ИСO 9001:2008? 1.Сформулировать политику и цели ИЭУ в области качества; 2.Определить специалистов, основной служебной обязанностью которых станет организация разработки и внедрения системы; 3.Обучить персонал (высшее руководство, руководителей подразделений, менеджеров по качеству и внутренних аудиторов); 4.Определить и описать основные бизнес - процессы ИЭУ; 5.Проанализировать организационную структуру, ответственность и полномочия руководителей подразделений организации при реализации бизнес-процессов; 6.Разработать или уточнить документы, на основе которых станет функционировать система менеджмента качества; 7.Внедрить документы в деятельность института при активном участии руководителей подразделений ИЭУ; 8.Провести внутренние аудиты системы качества ИЭУ; 9.Проанализировать результаты аудитов и внести необходимые изменения в систему; 10.Выбрать орган по сертификации и подать заявку на проведение сертификационного аудита;.