Учебное исследование на тему: «На каком языке мы говорим?»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
Advertisements

Проект «Борьба за чистоту русского языка» Выполнила: Юркова Анна, 9 «А» Руководитель проекта: Бочкарёва Л.Г.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Исследовательская работа Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и их классификация Автор Касимова Алена (10 класс) Руководитель Подлужная.
Слова-паразиты в речи шестиклассников. Участник проекта. Петрунина Софья 6В класс.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
«ШКОЛА ДЛЯ ВОЖАТЫХ» Советы для начинающих. Образ вожатого Хороший вожатый. Кто это?
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Молодёжный сленг (жаргон) Номинация: общешкольные проекты Русский язык Учащиеся школы 7-11 классов изучение жаргонизации речи современных школьников, в.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
В моде - правильная речь. Автор: Куколева Юлия, Автор: Куколева Юлия, ученица 8 класса ученица 8 класса руководитель: Моргун руководитель: Моргун Елена.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
В поисках утраченного смысла Понять бы людям, что у них нет другого Пути, кроме как возрождать исконное Слово с исконным Смыслом. Иначе никакое умствование.
Исследовательская тетрадь школьника «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Аристотель.
Транксрипт:

Учебное исследование на тему: «На каком языке мы говорим?»

Над проектом работали ученики 7 класса «А» МСШ 1. Авторы проекта Коровина Евгения и Витман Екатерина Руководитель проекта: Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы.

Гипотеза Целью нашей исследовательской деятельности являлась речь жителей нашего села. Начиная наше исследование, мы ставили следующую гипотезу, над которой потом работали. Гипотеза первая: наш язык болен, так как в нем присутствуют признаки языковой болезни. Гипотеза первая: наш язык болен, так как в нем присутствуют признаки языковой болезни. Гипотеза вторая : наш язык здоров, он лишь подвергается изменениям в век НТП и информационных технологий.

Мы наблюдали, как живет русское слово в сегодняшней речи, знакомо ли оно нам, подвергается ли принудительному изменению. Нашими партнерами по проекту были родители, учителя нашей школы, старшеклассники. Отвечая на вопрос, болен ли наш язык, мы провели ряд исследований, одним из которых был сопоставительный анализ грамотности двух поколений.Вот пример анкет, которые были предложены участникам нашего исследования:

Вариант 1 Вариант 1 I. По образцу закончи предложения: 1. Июль – макушка лета. 2. Декабрь – шапка зимы. 3. Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. 4. Январь - … 5. Октябрь - … 6. Март - … 7. Май - … 8. Сентябрь - … II. Есть ли ошибки в выражениях: Вскочить на ноги, обоюдная драка, заклятый друг, очень прекрасно? очень прекрасно?

Вариант 2 Вариант 2 I.Расставьте ударение в словах: кулинария, жалюзи, ворожея, апартаменты, вахмистр, досуг, общо, дояр, нувориш, коклюш, баловать, каталог, омнибус, отбуксировать, партер, процент, проткнутый, кухонный, сливовый, столяр, страховщик, утеплить, флюорография, шестерня, шофер, свекла, феномен. II. Объясните, как по –вашему, почему эти изделия из теста так называются: Кулебяка- Кулебяка- Колобок- Колобок- Ватрушка- Ватрушка- Баранка- Баранка- Кулич- Кулич- Расстегай- Расстегай-

Вариант 3 Вариант 3 I.Какова форма именительного падежа множественного числа существительных 2 склонения: дно, шило, полено, судно/корабль/, договор, инженер, директор, шофер? дно, шило, полено, судно/корабль/, договор, инженер, директор, шофер? II. Мы говорим: «Дом сгорел дотла». Что означает «тло»? Есть ли к этому слову однокоренные в современном языке? III. Определите, в чем особенность стихотворения В. Брюсова? Алый бархат вечереет, Алый бархат вечереет, Горделиво дремлют ели, Горделиво дремлют ели, Жаждет зелень, и июль Жаждет зелень, и июль Колыбельной лаской млеет. Колыбельной лаской млеет. Есть ли ошибки у Брюсова? В чем? Есть ли ошибки у Брюсова? В чем?

Вариант 4 Вариант 4 I.Какое из следующих слов может означать не только «лес»? а/ сосняк б/ березняк в/ ельник г/ осинник д/ дубрава II. В каком предложении/или предложениях/ вы видите речевую ошибку? а/Каждый человек хоть один раз в жизни писал автобиографию. б/Нам нужно успеть купить сувениры. в/Суть разговора свелась к обсуждению предстоящего похода. г/Во время экзаменов дорога каждая минута времени. д/Отчет по предмету просим предоставить в администрацию в сентябре месяце. III.Как же называется предмет? Выбери правильное название: грейфрукт, грейпфрукт, грейфрут, грейпфрут.

Вариант 5 Вариант 5 Какие слова, по – вашему, написаны с ошибкой? Подчеркните их. Галочкой отметьте слова, значение которых вам неизвестно. Абонент, абонемент, ангажимент, праобраз, праотец, прадед, профессор, профессия, капуччино, каппучино, интенсифекация, интеллегент, интеллект, линчевать, коньюктура, капуцин, кристалл, кристалик, кристальный, персонал, здравница, здравица, апофиоз, аналогия, деффект, дрожжать, жужжать, интузиазм, диллемма, инциндент, подравнять волосы, подравнять строй, изваяние, пацефист, аппелляция, ленолеум, коммюнике, бацила, пьесса, пассивный, терасса, суррогат

Вариант 6 Какие слова, по – вашему, написаны с ошибкой? Подчеркните их. Галочкой отметьте слова, значение которых вам неизвестно. Абонент, абонемент, ангажимент, праобраз, праотец, прадед, профессор, профессия, капуччино, каппучино, интенсифекация, интеллегент, интеллект, линчевать, коньюктура, капуцин, кристалл, кристалик, кристальный, персонал, здравница, здравица, апофиоз, аналогия, деффект, дрожжать, жужжать, интузиазм, диллемма, инциндент, подравнять волосы, подравнять строй, изваяние, пацефист, аппелляция, ленолеум, коммюнике, бацила, пьесса, пассивный, терасса, суррогат, коммюнике, компромисс, дифференциация, коммюнике, компромисс, дифференциация.

Вариант 7 Вариант 7 Задание 1:соедини заимствованные слова с их русским названием Алмаз, фонтан, тротуар, эгоизм, инстинкт, бильярд, архипелаг, фигура, философия, лагерь, маршрут, корректор, телефон, попугай, гимнастика. Широтык, побудка, сверкальце, водомет, топталище, ячество, многоостровье, извитие, любомудрие, стан, путевик, правщик, дальнеразговорня, переклитка, ловкосилие.

2. Найдите ошибки в данных примерах: 2. Найдите ошибки в данных примерах: Лексические Лексические -Необходимо устранить пороки изготовления детале. -Но частенько в трамвае, на улицах и даже на лекциях в голову приходили какие –то воспоминания. -И очень хорошо, когда на этом пути их постигает удача. -В детях, благодаря этому, происходит становление лени и корысти. Морфологические ошибки Морфологические ошибки -Медицинское и санитарное обслуживания в городе были на высоте. -На рынке было видимо-невидимо всего :помидоров и баклажанов, валяных сапог и Чулков, кочерег, оглобель, розг. -Он был более старее, чем его соседи. -В обоих руках его были сумки. Грамматические Грамматические -В этот период в городе расцветало взяточничество -У меня сегодня совершенно нет время сесть за уроки -Помощь собирали с мира по нитке -От ушедших в поход уже целую неделю не было ни слуха, ни духа -Деревья в вишневом саде были чудесные -В партизанском движении участвовали слои населения

Результаты, представленные в таблице, говорят о том, что молодое поколение почти в два раза менее грамотно, чем старшее. /Были проанкетированы 25 одиннадцатиклассников, 12 учителей, 20 родителей.

Причем интересная закономерность была выявлена при анкетировании учащихся: отвечая на вопрос, как вы оцениваете свои знания по русскому языку, многие не смогли реально оценить свои способности. Допуская до 11(!) ошибок в написании 28 слов, тем не менее, дети оценивают свои знания как хорошие. Причем интересная закономерность была выявлена при анкетировании учащихся: отвечая на вопрос, как вы оцениваете свои знания по русскому языку, многие не смогли реально оценить свои способности. Допуская до 11(!) ошибок в написании 28 слов, тем не менее, дети оценивают свои знания как хорошие. Как вы оцениваете свои знания по русскому языку? Отличные /»5»/ Средний уровень /»4»/ Низкий уровень /»3- 2»/ 1 человек 25 человек5 человек

Было предложено ответить на два вопроса.1). Как вы понимаете выражение «исследовательская деятельность по русскому языку»? 2). Кого, по вашему мнению, можно назвать компетентным носителем русского языка? Результаты ответов представлены в таблице. Было предложено ответить на два вопроса.1). Как вы понимаете выражение «исследовательская деятельность по русскому языку»? 2). Кого, по вашему мнению, можно назвать компетентным носителем русского языка? Результаты ответов представлены в таблице. Ответы на вопросы Поняли вопрос и ответили на него Ответили на вопрос, не понимая смысла Не поняли вопрос и не ответили на него 4 147

Что касается грамотности /компетентности/ учителей, то здесь налицо ситуация, не зависящая от того, какой предмет преподает учитель. Здесь та же самая тенденция :чем моложе учитель, тем менее он грамотен. Об этом свидетельствуют результаты исследований, они представлены на графике. /Было проанкетировано 12 учителей разного возраста/ Что касается грамотности /компетентности/ учителей, то здесь налицо ситуация, не зависящая от того, какой предмет преподает учитель. Здесь та же самая тенденция :чем моложе учитель, тем менее он грамотен. Об этом свидетельствуют результаты исследований, они представлены на графике. /Было проанкетировано 12 учителей разного возраста/ ошибки 5 -6 ошибок 7 -8 ошибок 9 – 15 ошибок возраст

Язык нашего села ярко демонстриру ют СМИ. Нами были проанализир ованы с точки зрения грамотности предвыборны е буклеты кандидатов на должность главы Мамонтовско го района, содержащие до 500 слов. Вот пример такого буклета: Язык нашего села ярко демонстриру ют СМИ. Нами были проанализир ованы с точки зрения грамотности предвыборны е буклеты кандидатов на должность главы Мамонтовско го района, содержащие до 500 слов. Вот пример такого буклета: Язык нашего села ярко демонстрируют СМИ. Нами были проанализированы с точки зрения грамотности предвыборные буклеты кандидатов на должность главы Мамонтовского района, содержащие до 500 слов. Вот пример такого буклета:

Результаты просто удручающие/см. таблицу/: Фамилия кандидата Количество ошибок /грамматических, орфографических, пунктуационных/ Тыщенко Н.Ф.6 Поротников С.С. 8 Вопиловский А.И. 12 Беляев В.В.7 Момонт С.П.12 Итак, можно подвести первые итоги. Результаты исследования подтверждают первую гипотезу: наш язык болен. Несомненно, в нашей речи присутствуют симптомы языковой болезни, которые выражаются в следующем. Падает речевая и орфографическая грамотность всего населения и молодого поколения в частности, оскудевает речь. Сегодня, в век НТП, мы стремимся к ясности мышления, но это не ведет нас к ясности изложения своих мыслей. Каковы же причины «языковой болезни»? Ведь мало выявить болезнь, надо, чтобы успешно бороться с недугом, выявить причины ее возникновения. Поскольку особые опасения внушает речь молодого поколения, мы попытались ответить на вопрос: как говорят сегодняшние подростки?

Нами был создан «Сравнительный словарик молодежного слега», в котором мы предлагали нашим родителям и нашим сверстникам «перевести» общеупотребите льные слова на язык молодежного сленга. Вот пример такого «словарика»: Нами был создан «Сравнительный словарик молодежного слега», в котором мы предлагали нашим родителям и нашим сверстникам «перевести» общеупотребите льные слова на язык молодежного сленга. Вот пример такого «словарика»: СловаРодителиДети Юношачувакбой, мен Девушкачувихапипетка, бикса Родителипредкичерепа, олды Другкорифан, корешдружбан, кент Хорошоништяк, клевоОК, классно Плохоотстойфигово Бесплатнохолявана холяву Обувьшкерыботы, лапти Телевизортелекящик Задуматьсячесать репувзмедитнуть,завис нуть Непонятноенепоняткикрезаторий Утомитьдостать, заканатьзадолбать, заколебать Шутитьприкалыватьсядурковать, лепить горбатого Приезжийлимитазалетный

Но, исходя из наших наблюдений, можно отметить, что наиболее развитые, начитанные и толковые ребята менее склонны к употреблению жаргонизмов. Их довольно высокой культуре, приобретенной вследствие развитых познавательных интересов, претит уродование родного языка, и так богатого, чтобы выразить любые эмоции и понятия. Думается, что огромная роль здесь принадлежит и семье, в которой ребенку нет необходимости «шифроваться от предков». Сегодня молодому человеку, даже обладающему сильным личностным стержнем, нужна поддержка, чтобы не сломаться под напором агрессивно насаждаемых стандартов. Это и реклама, и ТВ, и СМИ, и повседневная речь окружающих. Но может быть, новому поколению, жесткому, ироничному, «продвинутому» нельзя обойтись без сленга? Может быть, не стоит волноваться? Ведь это новое поколение, дети- «индиго»? Но нет ли тут обратного процесса? Не становимся ли мы сами, жесткими, ироничными, бесчувственными? Кто на самом деле правит: мы сленгом или сленг нами? Эти вопросы мы задавали, когда работали над своей темой. Эти вопросы зазвучали еще острее, когда появились первые результаты. Эти результаты мы называем доказательством оскудения нашей речи. Мы неоднократно отмечали здесь, что речь на ша обедняется., но чтобы это доказать, необходимо было также провести ряд исследований. Вот пример такого исследования, проведенного нами. Задание состояло в следующем ученикам 5 класса и их родителям/группы работали отдельно: дети на уроке, а родители дома/ было предложено описать картину Петра Кончаловского «Сирень в корзине»

Данную работу следовало провести с помощью опорных слов. Вот какие слова были предложены: Петр Кончаловский / / -… Среди его картин много…, на которых изображены… Особенно Кончаловский любит… Именно эти цветы мы видим на … Картина называется… Перед нами… Кисти сирени …, можно рассмотреть… Цветы самые разные … Художник желает передать впечатление… Ему нет необходимости тщательно выписывать… Кажется, что сразу на нас пахнуло … И сразу нахлынули воспоминания о…

Попробуем сделать предварительные выводы: 1. Наш язык болен. 2. Наша речь заметно оскудела. 3. В повседневной речи в огромном количестве присутствуют сленговые выражения, канцеляризмы. 4. Катастрофически падает грамотность, и это уже считается нормой, «опечаткой». 5. Исчезает такое понятие, как речевой этикет.

Можно отметить следующие причины языковой болезни 1.Низкий информационный уровень нашего села. У нас отсутствуют книжные магазины. А те немногочисленные предприниматели, торгующие «с лотка», предлагают не книги, литературу, а «чтиво». Скуден библиотечный фонд, в котором очень редко бывает обновление. Книги поступают в единичных экземплярах. Учителя придумали выход – показывают на уроках литературы кино. «Войну и мир» Бондарчука, «Тихий Дон» Герасимова, теперь вот «Мастера и Маргариту» Бортко. Конечно, мы понимаем, что это не выход, кино – не книга. Лев Толстой, Шолохов и Булгаков превращаются в сознании наших детей в простых сценаристов, а то и просто в авторов идеи. Настоящая книга исчезает. У нас отсутствуют книжные магазины. А те немногочисленные предприниматели, торгующие «с лотка», предлагают не книги, литературу, а «чтиво». Скуден библиотечный фонд, в котором очень редко бывает обновление. Книги поступают в единичных экземплярах. Учителя придумали выход – показывают на уроках литературы кино. «Войну и мир» Бондарчука, «Тихий Дон» Герасимова, теперь вот «Мастера и Маргариту» Бортко. Конечно, мы понимаем, что это не выход, кино – не книга. Лев Толстой, Шолохов и Булгаков превращаются в сознании наших детей в простых сценаристов, а то и просто в авторов идеи. Настоящая книга исчезает.

2.Информация в огромном количестве поступает из Интернета, СМИ, ТВ. О качестве такой информации мы говорили. Отказ от русской классики равнозначен потере права называться русскими людьми. По данным опросов, 50% школьников считают, что книги отомрут, потому что есть Интернет, видео, телевидение. Что противопоставить этому? И кажется, что до конца всю глубину катастрофы мы все-таки не осознаем. Почему? Проблема нечитающих детей существовала и раньше, но она не была такой глобальной. Выросло целое поколение, убежденное, что до их рождения в России был сплошной мрак и ужас. Выросло целое поколение, для которых остались неизвестными имена наших замечательных писателей, «не включенных» в список изучаемых на уроках литературы. О качестве такой информации мы говорили. Отказ от русской классики равнозначен потере права называться русскими людьми. По данным опросов, 50% школьников считают, что книги отомрут, потому что есть Интернет, видео, телевидение. Что противопоставить этому? И кажется, что до конца всю глубину катастрофы мы все-таки не осознаем. Почему? Проблема нечитающих детей существовала и раньше, но она не была такой глобальной. Выросло целое поколение, убежденное, что до их рождения в России был сплошной мрак и ужас. Выросло целое поколение, для которых остались неизвестными имена наших замечательных писателей, «не включенных» в список изучаемых на уроках литературы.

3.Русский язык для изучения сейчас не престижен. 3.Русский язык для изучения сейчас не престижен. Главная цель большинства молодых людей –получить «денежную» специальность. А зачем изучать русский? Чтобы стать учителем, филологом? Такой вопрос даже не поднимается. К сожалению, мы забываем что язык – это основа нации.О связи мышления и речи на протяжении веков говорили многие философы. Так, Сенека утверждал, что о глубине мысли свидетельствует, в частности, форма ее выражения. А вот американец (!) Брюс Бартон сказал прямо : «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа» Главная цель большинства молодых людей –получить «денежную» специальность. А зачем изучать русский? Чтобы стать учителем, филологом? Такой вопрос даже не поднимается. К сожалению, мы забываем что язык – это основа нации.О связи мышления и речи на протяжении веков говорили многие философы. Так, Сенека утверждал, что о глубине мысли свидетельствует, в частности, форма ее выражения. А вот американец (!) Брюс Бартон сказал прямо : «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа» Свой проект мы назвали «Раб и царь XX века». А ключом к нему послужили слова Валерия Брюсова: Свой проект мы назвали «Раб и царь XX века». А ключом к нему послужили слова Валерия Брюсова: Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Действительно, слово может все. Но в то же время, как беззащитно бывает оно, это слово в наших устах. Хочется, чтобы следующий этап нашей работы шел под девизом: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» /Анна Ахматова/. Действительно, слово может все. Но в то же время, как беззащитно бывает оно, это слово в наших устах. Хочется, чтобы следующий этап нашей работы шел под девизом: «Но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» /Анна Ахматова/.