Подготовка к реализации нового образовательного стандарта основного общего образования Из опыта работы МБОУ «Солонцовская СОШ» Емельяновского района в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Advertisements

1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Транксрипт:

Подготовка к реализации нового образовательного стандарта основного общего образования Из опыта работы МБОУ «Солонцовская СОШ» Емельяновского района в учебном году Лубкова Галина Анатольевна, заместитель директора по УР

Кто не знает, куда направляется, тот очень удивится, попав не туда

3 Обсуждение standart.edu.ru, isiorao.ru Официальные документы

4 Утверждение стандартов завершено: 1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного)общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года 413(зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 года 24480)

Ключевые особенности ФГОС Стандарт предыдущего поколения – стандарт содержания образования Стандарт нового поколения – совокупность требований, обязательных при реализации ООП образовательными учреждениями

Что изменилось? 1.Структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: 1) к структуре основной образовательной программы; 2) к условиям реализации основной образовательной программы; 3) к результатам освоения основной образовательной программы. 2.Методология стандарта Во ФГОС последовательно реализуется системно- деятельностный подход. 3. Требования к результатам Ориентация не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.

Структура стандартов первого и второго поколения 2004 годновые стандарты Требования к уровню подготовки выпускник ов Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания Требования к условиям реализации образовательных программ Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к результатам освоения образовательных программ Требования региона Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Общие требования Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Начальная школа Старшая школа 10 Требования к результатам: базовые компоненты Система нормативных требований Основная школа

Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа –с 2011 года Основная школа –с 2015 года Старшая школа –с 2020 года По ступеням образования Начальная школа –с 2010 года Основная школа –с 2012 года Старшая школа –с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р

12 СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое

Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Примерная ООП План-график введения ФГОС Инструктивно- методическое письмо Порядок проведения экспертизы учебников в соответствии с ФГОС Федеральный перечень учебников Федеральные требования в части охраны здоровья обучающихся Разработка примерной ООП в части региональных, национальных и этнокультурных особенностей План-график введения ФГОС в субъекте РФ При необходимости установление дополнительных к федеральным требований по охране здоровья ООП основного общего образования образовательного учреждения Нормативная база образовательного учреждения, в том числе определение списка учебников и учебных пособий План–график (программа) введения ФГОС в ОУ

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровеньУровень ОУ Методика формирования расходов на реализацию ФГОС Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда Подготовка нормативных правовых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), устанавливающих: нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС основного общего образования; новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС основного общего образования Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональны е образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов Обеспечение повышения квалификации педагогических работников по вопросам ФГОС и готовности руководителей ОУ к введению ФГОС План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары) Обновление должностных инструкций работников учреждения

Организационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровеньУровень ОУ Создание и организация деятельности Координационного совета Всероссийские семинары- совещания по вопросам введения ФГОС Общероссийский мониторинг введения ФГОС общего образования Всероссийские научно- практические конференций Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения» Создание органов, координирующих деятельность по подготовке к введению и введению ФГОС Создание постоянно действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров Координация взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС Организация деятельности пилотных площадок Координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей Модернизация системы методической работы Привлечение органов государственно- общественного управления к проектированию основной образовательной программы школы

Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Информировани е общественности (СМИ, научно- методические издания, официальные сайты) Сетевой комплекс информационно го взаимодействия Субъектов РФ по введению ФГОС Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на ФГОС Организация публичной отчетности ОУ региона о ходе и результатах введения ФГОС Использование социальной рекламы для обеспечения участия в проектировании ООП общего образования Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Региональный уровень Уровень ОУ Федеральные требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений Методические рекомендации по организации и материально- техническому оснащению внеурочной деятельности Установление при необходимости для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений Требования к объектам инфраструктуры учреждения, их оснащению Оборудование помещений Учебно- методические комплекты, ЭОР Банк программ, разработок занятий, дидактических материалов

Разработка программы деятельности образовательного учреждения по созданию условий для перехода на ФГОС ООО

Формат программы деятельности Пояснительная записка: цель программы; задачи программы; целевая группа участников программы; ожидаемые результаты; предполагаемые изменения в системе образования МБОУ (…..); принятые обозначения.

Формат программы деятельности: деятельностьпланируе мый результат срокиответств енный участни ки Использ уемые ресурсы организационно-управленческое направление методическое направление нормативно-правовое направление кадровое направление…

Технология разработки основной образовательной программы ООО

Требования к структуре ООП Основная образовательная программа –целостный документ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ и СТАРШАЯ ШКОЛА Целевой пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы система оценки достижения планируемых результатов Содержательный программа формирования универсальных учебных действий программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности программа духовно-нравственного развития и воспитания программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы Организационный учебный план план внеурочной деятельности система условий реализации ООП Целевой пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы система оценки достижения планируемых результатов Содержательный программа развития универсальных учебных действий: использования ИКТ учебно-исследовательской деятельности проектной деятельности программы отдельных учебных предметов, курсов программа воспитания и социализации: духовно-нравственное развитие и воспитание социализация и профессиональная ориентация экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы Организационный учебный план система условий реализации

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа ООО Образовательный процесс Запросы семьи, общества, государства ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Поясни- тельная записка Плани- руемые резуль- таты Система оценки СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Програм- ма разви- тия УУД Учебные програм- мы Програм- ма воспи- тания и социали- зации Програм- ма кор- рекцион- ной работы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Система условий реализа- ции ООП Основная образовательная программа ООО МБОУ

Алгоритм составления основной образовательной программы 1. Подготовительный этап 1.1. Организация и проведение аналитической работы по выявлению образовательных дефицитов ОУ Организация и проведение мониторинга образовательных потребностей и запросов субъектов образовательного процесса.

2. Основной этап. Разработка ООП ООО МБОУ 2.1. Разработка пояснительной записки на основе анализа и учета типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов субъектов образовательного процесса Планирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы ступени Составление учебного (образовательного) плана и плана внеурочной деятельности (на 2-ой ступени обучения) Разработка программ отдельных ученых предметов, курсов Описание системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ступени.

Структура основной образовательной программы Структура основной образовательной программы Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Структура основной образовательной программы Структура основной образовательной программы Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования Содержательный раздел включает: программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу коррекционной работы ( Данная программа разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья)

Структура основной образовательной программы Структура основной образовательной программы Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Структура программы учебного предмета. Пояснительная записка. Основное содержание учебного предмета. Условия реализации учебного предмета. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

Структура пояснительной записки: общая характеристика учебного предмета: место предмета в структуре учебного плана; цели и задачи предмета – требования к результатам освоения; роль предмета в формировании УУД; рекомендуемое количество часов на освоение предмета.

Тематический план и содержание учебного предмета: Раздел курса Содержание учебного предмета (дидактичес кие единицы) Количес тво часов Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные умения Универса льные учебные действия

Условия реализации учебного предмета требования к минимальному материально- техническому обеспечению (оборудование учебного кабинета, перечень технических средств обучения); информационное обеспечение обучения (перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета: результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания); формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

35 Критерии готовности МБОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования МБОУ; -нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС основного общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

36 Критерии готовности МБОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО; -осуществлено повышение квалификации учителей 5 – 9-х классов (поэтапно по мере введения ФГОС ООО); - обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.