Формирование универсальных учебных действий При подготовке использованы материалы Молчановой Татьяны Вячеславовны, (центр образования управленческих кадров)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

Семинар по разработке ООПНОО Разработка проекта программы по формированию универсальных учебных действий Г.В. Раицкая.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
«Особенности первого года работы по ФГОС» Форма проведения: семинар.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Универсальные учебные действ ия ФГОС II поколения.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий При подготовке использованы материалы Молчановой Татьяны Вячеславовны, (центр образования управленческих кадров)

«... Кардинально меняются представления о целях образования и путей их реализации. От признания знаний, умений и навыков произошел переход к ПОНИМАНИЮ обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

В основе реализации Стандарта лежит системно- деятельностный подход. Компоненты учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы, особенности целеполагания (учебная цель, учебную задачу), учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Понятия, функции УУД

учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающихся к совместно-разделенной (начальная школа). При оценке сформированности УУД

Термин «Универсальные учебные действия» означает УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно- морального выбора.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (см. пособие: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.) содержит: 1) описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; 2) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; 3) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; 4) типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; 5) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

личностные (обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию); регулятивные (обеспечивают собственную организацию учебной деятельности); познавательные (обеспечивают общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы); коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей). Виды универсальных учебных действий

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов должна быть осмыслена методическим объединением и внесены коррективы в методы преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с реализуемым УМК.

Смысловые акценты УУД Русский языкЛитературное чтениеМатематикаОкружающий мир личностныежизненное само- определение нравственно-этическая ориентация Смыслообразованиенравственно- этическая ориентация регулятивны е целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познаватель ные общеучебны е моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познаватель ные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникат ивные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Приоритеты предметного содержания и формирования УУД

Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся раскрывают максимально достижимый результат. В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий).

Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий (причем следует точно определить для себя какого именно?). Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов).

Виды универсальных учебных действий в 1 классе Личностные универсальные учебные действия Наличие ответственности за дело, реализует собственную инициативу Проявляет интерес к выполнению определенного вида работы (обозначает участие в определённом виде деятельности, берет на себя роль) Принадлежность ребенка к группе, общности детей (умение выстраивать взаимоотношения в группе сверстников, с взрослыми) Оказание помощи другому человеку Умение отвечать на вопрос: «Какой смысл имеет для меня учение (конкретная цель урока)?» - с помощью взрослого. Умение соотносить свои поступки и поступки окружающих с общепринятыми нормами и умение давать им оценку - с помощью взрослого. Сформированность положительного отношения к учению, школе Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Ориентация на понимание предложения, оценок товарищей, учителей, родителей и других людей Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение Осознание этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения Ориентация на здоровый образ жизни (выполнение режима дня, занятия физической культурой) Принятие ценности природного мира

Виды универсальных учебных действий в 1 классе Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание - умение соотнести «что знаю», «что не знаю», с помощью учителя. Планирование – определение во время работы последовательности своих промежуточных целей-действий (в две-три промежуточных цели-действия), с помощью взрослого Контроль - умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него Коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в результат своей деятельности с помощью взрослого. Оценка - сопоставляет (сравнивает) результаты своей работы с образцом, выделение и осознание того, что ещё нужно усвоить Саморегуляция - способность к мобилизации сил, преодолению препятствий

Виды универсальных учебных действий в 1 классе Познавательные универсальные учебные действия Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов Ищет и использует полученную информацию с помощью взрослых Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков (Чем похожи? Чем отличаются?) Синтез: составление целого из частей (с помощью взрослых) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (с помощью взрослых) Приведение доказательства Осознанное и произвольное построение простого речевого высказывания в устной форме Формулирование проблемы (с помощью взрослых) Моделирование – составление звукобуквенных моделей слов, схем предложений, кратких записей и т.д.

Виды универсальных учебных действий в 1 классе Коммуникативные универсальные учебные действия Работа в паре: - умение слышать друг друга, - слушать с пониманием - вступать в диалог, - договариваться – о чем (выразить суждение), найти общее, найти отличие. Сделать обобщение. Работать с простым текстом Знать правила речевого этикета: не перебивать друг друга в разговоре, не выкрикивать с места и т.д. Вести диалог (умение задавать вопросы для сбора информации, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с заданным вопросом) Умение формулировать собственное мнение и позицию Использование речи для регуляции своего действия (проговаривание своих действий при выполнении учебной задачи)

УУДПланируемые результаты Типовые задачи Учебно- практическ ие задания РезультатМетод контроля Регулятив ные Целеполаг ание Принимать реализовать в деятельности учебную задачу (услышать вопрос, понять его); - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Типовая задача «Выкладыван ие узора из кубиков» Графический диктант Русский язык: «Выпиши из текста все слова, начинающие ся с гласного звука» Математика: «Запиши числа в порядке убывания» записано не менее четырёх нужных слов, ненужные слова не записаны. - Устанавлива ет последовател ьность чисел в пределах 10. Диагностика сформирова нности проверочные работы контрольные работы Связь УУД с содержанием учебных предметов

УУДПланируемые результаты Типовые задачи Учебно- практичес кие задания РезультатМетод контроля Самоопре деление Внутрен няя позиция школьни ка - Чувство необходимости учения; - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; - адекватное содержательное представление о школе; -предпочтение классных коллективных занятий индивидуальны м занятиям дома; Методика «Беседа о школе» (модифицир ованный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) Динамика развития личностных УУД проводится только с помощью типовых заданий в ходе неперсонифицированных процедур Диагностика сформирова нности Связь УУД с содержанием учебных предметов

УУДПланируемые результаты Типовые задачи Учебно- практичес кие задания РезультатМетод контроля Познават ельные Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; - поиск и использование полученной информации с помощью взрослых; - анализ объектов с целью выделения существенных и несущественны х признаков (Чем похожи? Чем отличаются?); «Проба на определение количества слов в предложени и» С. Карпова 11 субтест теста Д.Векслера в версии А.Панасюка Русский язык моделирован ие (например, состава слова путем составления схемы) и преобразова ние модели (видоизмене ние слова) -производит действия замещения, моделирован ия, преобразова ния модели грамматичес кие задания

Связь УУД с содержанием учебных предметов УУДПланируемые результаты Типовые задачи Учебно- практичес кие задания РезультатМетод контроля Коммуни кативны е Работа в паре: - умение слышать друг друга, - слушать с пониманием - вступать в диалог, - договариваться – о чем либо (выразить суждение), найти общее, найти отличие. Сделать обобщение. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.) Математика Совместное выполнение школьникам и заданий: решение математичес кой задачи - вступает в диалог, договаривае тся -диалог

Раздел курса Тема урокаЭлементы содержания Кол-во чел. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные умения Универсальные учебные действия (формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий). 1 Предложен ие и слово Слово и предложениеРазличие слова, словосоче­ тания и предложения 1 Уметь: - находить грани­цы предложения; - отличать пред­ ложение от слова П. - выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя. - постановка и формулирование проблемы. Р. - с помощью учителя поставить учебную цель. К. - работать с простым текстом - знать правила речевого этикета 2 Как получается предложение Связь слов в предложении 1 3 Главные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения Звуки и буквы Различие звука и буквы 2 Знать гласные и согласные звуки и буквы русского ал­ фавита, их основ­ные отличия. Уметь: - делить слова на слоги; - обозначать на письме мягкость со­гласных звуков бук­вами е, ё, ю, я, Р. - Контроль - умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него П. - Синтез: составление целого из частей (с помощью взрослых) - Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель К. - Работа в паре и группе: - умение слышать друг друга, - слушать с пониманием - вступать в диалог, - договариваться – о чем (выразить суждение), найти общее, найти отличие. Обобщение. 6-7 СлогиДеление слов на слоги 2 8 Гласные и согласные звуки Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие 1 9 Гласные звукиСлогообразующая функция гласных звуков 1 10 Согласные звукиПризнаки согласных звуков 1 11 Перенос словСлово и его значение. Пра­ вила переноса слов 1 Уметь делить сло­ва на слоги

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы УУД Личностные результаты Осуществляется в ходе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития. Метапредме тные результаты Оценивается как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. А также как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно- практических заданий средствами учебных предметов. Оценивается успешность выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, портфель достижений Предметные результаты оценку достижения у обучающихся планируемых результатов по отдельным предметам. Осуществляется в форме контроля успешности освоения действий с предметным содержанием на основе опорной системы знаний проверяемого учебного курса.