7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г. Лекция 1. Что такое анализ данных в социологии? 1-1. Анализ данных и его методология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Транксрипт:

7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г. Лекция 1. Что такое анализ данных в социологии? 1-1. Анализ данных и его методология 1-2. Модель изучения свойств объекта

2 Иванов О.В Анализ данных Анализ данных является одним из этапов исследования и включает проверку соответствия между эмпирическими данными и выбранной моделью исследования социального явления. Визуализация является одним из способов обработки данных. Анализ данных предполагает наличие модели. Исследователь выдвигает определенную модель социального явления, демонстрирует соответствие (либо противоречие) данных этой модели и ведет дальнейшую разработку модели, отвлекаясь от самих данных.

3 Иванов О.В Содержание отчета об исследовании Титульная страница Сопроводительное письмо Разрешительное письмо Оглавление Резюме для руководства Определение проблемы Подход к проблеме План исследования Анализ данных Результаты Ограничения и предостережения Выводы и рекомендации Приложения Title page Letter of transmittal Letter of authorization Тable of contents Executive summary Problem definition Approach to problem Research design Data analysis Results Limitations Conclusions & recommendations Appendixes Что это такое?

4 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность

5 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Абстрагирование от реальности на основе взглядов исследователя, формирование представлений об объекте и предмете исследования, выделение основных понятий и связей между ними.

6 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Априорная содержательная модель Воспитание молодежи Социально- экономическое положение в стране Влияние

7 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Концептуализация, формирование эмпирической и математической систем, операционализация понятий с учетом «взаимодействия» исследователя и респондента.

8 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Концептуальная модель Определение объектов и их показателей Эффективность работы учителя Материальная обеспеченность учителя Выбор индикаторов и методов анализа Успеваемость школьников Оплата труда учителя Причинно- следственная связь Статистическая связь Операционализация понятий

9 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Определение измеряемых объектов: построение выборки и ее корректировка, процедура измерения объектов.

10 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Формальная модель Результаты измерения Данные об учениках Данные об учителях Статистическая модель изучаемого явления (формальная статистическая закономерность) Анализ данных

11 Иванов О.В Исследовательская деятельность Социальная реальность Априорная содержательная модель Концептуальная модель Формальная модель Апостериорная содержательная модель Интерпретация результатов применения метода. Подведение итогов.

12 Иванов О.В Эмпирическая социология Эмпирической обозначается та часть социологии, где знание о социальной реальности доказательно и последовательно получается на основе использования эмпирических данных или социологической информации. Особую важность представляют социологическое мышление, научная рефлексия (критический анализ содержания и методов получения эмпирического знания) на основе рассмотрения отдельных приемов получения, измерения, систематизации и обобщения информации.

13 Иванов О.В Социологическая информация Социологической информацией называются любые эмпирические данные, которые содержат информацию о социальной реальности: социальных явлениях, социальных процессах, социальных общностях, социальных институтах, социальных системах, социальных группах и других социальных феноменах. Термины: Социальная информация. Эмпирические данные.

14 Иванов О.В Методология Методология это система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле методология данной науки включает в себя теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения. [Энциклопедический социологический словарь, под. ред. Осипова, с ].

15 Иванов О.В Методология анализа данных - определение Рабочее определение (Г.Г.Татарова): Методология анализа данных - это научная рефлексия по поводу существования различных типов информации, специфики приемов ее измерения, логики и методов ее анализа.

16 Иванов О.В Методология анализа данных - области Типы данных в контексте различия исследовательских задач, приемов, способов, методов работы социолога с этими типами. Приемы, подходы к сбору данных, к измерению в различных исследовательских ситуациях. Восходящая стратегия анализа данных. Логика и методы проверки описательных гипотез. Поиск эмпирических закономерностей, начиная с простых и заканчивая сложными для формирования объяснительных гипотез. Нисходящая стратегия анализа данных. Логика и методы проверки объяснительных гипотез в социологических исследованиях, исходя из обозначения «основного языка анализа данных». Типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ как языки анализа данных или метаметодики анализа данных.

17 Иванов О.В Проблема: многозначные понятия Анализ Данные Формализация Операционализация Метод

18 Иванов О.В В социологии анализ включает синтез? Когда социолог строит модель изучения социальной реальности, он «расчленяет» эту реальность на составные части на качественном уровне. В этом состоит понимание изучаемого фрагмента реальности. Модель в этом случае есть часть языка анализа. Когда социолог интерпретирует эмпирические закономерности, он проводит процедуру объединения для перехода от частного к общему.

19 Иванов О.В Термин «анализ» зависит от контекста Логика анализа, стратегия анализа, первичный анализ данных, статистический анализ, вторичный анализ, анализ данных, математичес­кий анализ, типологический анализ, факторный анализ, причинный анализ, сравнительный анализ и т. д. В Энциклопедическом социологическом словаре имеется более 20 словосочетаний с термином «анализ».

20 Иванов О.В Логическая и математическая формализация Логическая формализация – структурирование, построение логических схем изучения чего-либо, анализа чего-либо. Математическая формализация применение в социологии математических формул, методов, моделей. Не противопоставляются, а существуют во взаимосвязи.

21 Иванов О.В От логических схем к формализации Логические сети грубоваты, но строги. Математические же сети сплетены тонко и мелко, но они непрочны. Математические сети великолепный способ «упаковки» проблемы, но они никогда не удержат ее в себе, если проблема не была заранее уловлена в логические сети. Платт Д. Метод строгих выводов // Вопросы философии, 1965, 3

22 Иванов О.В Методы анализа данных Под методами анализа данных (информации) будем понимать совокупность приемов и способов систематизации, обобщения, «переваривания» эмпирии.

23 Иванов О.В Ложные проблемы, проблемы-искушения Поиск одного решающего фактора для описания и объяснения некоторого социального феномена. Представление о целом как о сумме частей, т. е. познание социального по частям не дает знания о целом. Противопоставление качества и количества. Поиск глобальных законов развития общества, а не закономерностей. Поиск ответа на вопрос: куда идет мир?

7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г Модель изучения свойств объекта Три уровня социологического исследования Логическая цепочка вопросов Примеры моделей изучения свойств объекта

25 Иванов О.В Что изучает социолог? Социальные явления (наркомания, образ жизни молодежи …) Социальные общности (молодежь, пенсионеры, наркоманы …) Социальные факты (результаты выборов, феномен г-на X на выборах …) Социальные процессы (социализация, политизация) Социальные нормы, ценности, установки, потребности, поведение, идентичности и т. д. Социолог описывает, объясняет, понимает и пытается предсказать развитие социальных явлений и процессов.

26 Иванов О.В Упрощенная схема исследования Концептуальная схема исследования. Предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотезы, понятийный аппарат. Методика сбора эмпирических данных. Эмпирическая интерпретация задач, гипотез, понятий, инструментарий исследования. Методика обработки и анализа данных. Формы представления информации, методы первичного анализа данных, применение математических методов.

27 Иванов О.В Логическая цепочка вопросов исследования Что изучать? Зачем и для достижения каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? С помощью каких средств изучать? Поиск ответов на эти вопросы позволяет структурировать исследовательскую ситуацию, выработать методику решения исследовательских задач.

28 Иванов О.В Эмпирические объекты Эмпирическими объектами являются объекты сравнения, объекты анализа. Например, студенческие семьи, группы, трудовые коллективы. Источником информации для изучения эмпирических объектов могут выступать отдельные респонденты.

29 Иванов О.В Свойства объектов анализа Социолог изучает социальную реальность через призму проявления свойств либо социального явления, либо социального объекта, либо социального процесса, либо отдельно взятых индивидов. Мы будем рассматривать свойства, относительно которых возможны высказывания: У объекта А изучаемого свойства больше, чем у объекта В Объекты А и В неразличимы с точки зрения изучаемого свойства

7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г. Пример 1. Материальная обеспеченность студенческой семьи Простая и более сложная модель изучения свойств объекта

31 Иванов О.В Постановка проблемы Свойство объекта: Материальная обеспеченность студенческой семьи. Цель: Иметь возможность сравнивать отдельно взятые семьи. Виды заключений: Семья А материально обеспечена лучше, чем семья В. Материальная обеспеченность семьи А и В одинакова.

32 Иванов О.В Один вопрос – один индикатор Будьте любезны, отметьте одно из суждений, которое лучше всего характеризует материальное положение Вашей семьи: 1. Приходится отказывать себе во всем. Денег не хватает на самое необходимое. 2. На ежедневные расходы нам денег хватает, но уже покупка одежды представляет трудность. 3. Нам в основном хватает денег, мы даже откладываем их для покупки вещей длительного пользования. 4. Покупка большинства товаров длительного пользования не вызывает трудностей.

33 Иванов О.В Ограничения Познавательные возможности используемого эмпирического индикатора ограничены констатацией факта существования четырех типов студенческих семей, различных по уровню их материальной обеспеченности.

34 Иванов О.В Более сложная модель Материальная обеспеченность как свойство может изучаться с целью более глубокого анализа во взаимосвязи с другими свойствами. Составные части материальной обеспеченности: 1. Денежные доходы Стипендия Помощь родителей, родственников Постоянный заработок Временные заработки. 2. Материальный достаток Наличие имущества (квартира, автомобиль …) 2.2. Качество имущества, характеристики и свойства.

35 Иванов О.В Как проводить исследование Источники информации: Члены семьи, Друзья, окружение. Методы сбора данных: (1)Анкетирование (жестко-структурированные методы) (2)Лейтмотивное интервью (текстовые данные)

7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г.7 февраля 2013 г. Пример 2. Политическая активность студента Простая и более сложная модель изучения свойств объекта

37 Иванов О.В Постановка проблемы Свойство объекта: Политическая активность студентов. Цель: Иметь возможность сравнивать. Виды заключений: Студент А активнее студента В. Политическая активность двух студентов одинакова.

38 Иванов О.В Измерение социальной установки Когнитивный подход: Насколько вы знаете то-то и то-то? Аффективный (эмоциональный) подход: Как вы оцениваете или насколько вы желаете то-то и то-то? Конативный (поведенческий) подход: Как бы вы повели себя в той или иной ситуации?

39 Иванов О.В Поведенческий компонент – другой подход Измерение бюджета времени Анализ бюджета времени за период. Анкеты простой структуры Измерение самооценки студентами времяпрепровождения. Лейтмотивное интервью Текстовые данные по поводу политической активности.

40 Иванов О.В Эмоциональный компонент - другой подход Анкеты сложной структуры Получение и анализ данных, полученных посредством анкет сложной структуры. Использование методов психологии.

41 Иванов О.В Свойства объектов Престижность районов Москвы Популярность политической партии Сплоченность студенческой группы Общительность студента Отношение молодых людей к пожилым людям Образованность социолога-практика Текучесть кадров в фирме

42 Иванов О.В Престижность районов Москвы 1. Показатели экологической ситуации в районе. 2. Степень развитости инфраструктуры района. 3. Образ района в глазах его жителей. 4. Образ района в глазах жителей Москвы. 5. Образ района глазами экспертов. 6. Рыночная цена жилья.

43 Иванов О.В Спасибо за внимание!

44 Иванов О.В Задание на семинар Выделите пару свойств в рамках некоторой социальной проблемы. Составьте модель изучения каждого свойства с тем, чтобы «спуститься» до того уровня, на котором становятся ясными источники эмпирических данных. Определите виды информации, необходимые для изучения этих свойств.