Возможности использования технологии критического мышления Презентацию составила учитель географии Ширшова Т. В. МОУ «Общеобразовательная Октябрьская средняя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Advertisements

Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
«Согласно Федеральному Государственному Стандарту процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся»
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Основные методические приемы развития критического мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
1 Ключевой тезис – конструирование собственного знания в рамках своей поисковой деятельности. Философия – нельзя научить, можно научиться. Цель – развитие.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Мастер-класс «Активизация познавательного интереса учащихся на уроках информатики посредством использования приемов технологии развития критического мышления"
Транксрипт:

Возможности использования технологии критического мышления Презентацию составила учитель географии Ширшова Т. В. МОУ «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа 2» п. Октябрьский, 2011

Кластер ( вызов, целеполагание) Тихий океан течения Великий Магеллан «огненное кольцо» Эль-Ниньо цунами

Кластер (вызова, рефлексии) Европейский Север Кижи Ломоносов ? Белое море Архангельск ? ? ?

Кластер (осмысление) Течения По температуре по происхождению По времени По глубине

Кластер (рефлексия) Тихий океан Самый-самый S = 179,7 млн. км2 49% поверхности воды в МО V=710 млн км2 Средняя глубина 3980 м Наибольшая – м

Кластер Технология развития критического мышления Стадия вызова Стадия рефлексии Стадия осмысления ? ? ?

Инсерт Этот приём работает на стадии осмысления I interactive интерактивная N noting размечающая S system система для E effective эффективного R reading and чтения и T thinking размышления Это маркировка текста значками по мере его чтения. « V» уже знал «+» новое «-» думал иначе «?» не понял, есть вопросы

Инсерт V «галочка» (то, что уже известно) - знак «минус» (то, что противоречит представлению) + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопроситель ный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Эссе 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. 5-ти минутное 10-ти минутное Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?

Ключевые термины Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Ключевые термины биоценоз биотоп продуценты консументы редуценты

Ключевые термины Экосистема, или экологическая система биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.биоценозбиотоп экологии Примеры экосистем пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живую компоненту системы биоценоз. Другой пример экологической системы лиственный лес в средней полосе России. Немаловажным аспектом, позволяющим определять типы и границы экосистем, является трофическая структура сообщества и соотношение продуцентов, консументов и редуцентов, а также показатели продуктивности и обмена вещества и энергии.пруд растениямирыбамибеспозвоночными животными микроорганизмамилеспродуцентовконсументов редуцентов

Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения

Перепутанные логические цепочки 1 Образование областей с разным атмосферным давление. 2 Неравномерное нагревание земной поверхности. 3 Образование ветра. 4 ВЭС 2, 1, 3, 4

Перепутанные логические цепочки Задание. Восстановите последовательность событий. И Филин обиделся и улетел в другой лес. Ц Мыши стали поедать соты и разорять ульи. З Пришлось мужику мириться с филином. Е Не стало пчел – не опылились травы, их урожайность понизилась. О Худо стало мужику без меда и молока. О Не стало филина – расплодились мыши. Н Мало стало травы – корова не дает молока. Б Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!» Биоценоз

Верите ли вы, что …(вызов) У мухи орган вкуса находится на лапках. 2 Майский жук улавливает запах самки на расстоянии 3 км. 3 С помощью свиней можно собирать грибы. 4 Вороны могут разговаривать. 5 Шимпанзе любят щекотать друг друга. Что объединяет все эти предложения? О чем в них идет речь?

Верите ли вы, что …(вызов, рефлексия) 1 Глаза хамелеона могут смотреть в разные стороны, независимо друг от друга. 2 У змей нет языка. 3 Змеи спят с открытыми глазами. 4 Варан может достигать 3-х метров в длину. 5 Вараны живут в Арктике сразу В конце урока

Знаете ли вы, что …(вызов, рефлексия) Морская выдра-калан питается моллюсками, которых ловит на дне водоема. А затем переворачивается на спину, на живот кладет камень и бьет по нему ракушку, пока та не расколется.

Знаете ли вы, что …(осмысления) На экваторе каждый день идут ливневые дожди. Почему?

Толстые и тонкие вопросы «Почему..?», «Можно ли..?», «Являются ли..?», «Как..?», «Зависит ли..?» «Что если..?» «Объясните, почему...?» «В чем различие..?» * Кто? * Что? * Когда? * Может...? * Будет...? * Мог ли...? * Как звать...? * Было ли...? * Согласны ли Вы...? * Верно ли...?

Корзина идей В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношения к теме урока.

«Свойства воздуха» (5 класс) ЗнаюХочу знатьУзнал Прозрачный газообразный Какие еще свойства воздуха существуют? Сжимаемость Упругость

Понятийно-терминологическая карта Падение реки – превышение истока реки над устьем. Уклон реки – отношение величины падения реки к ее длине. Половодье – наиболее высокий уровень воды в реке, повторяющийся ежегодно в одинаковые сроки. Межень – наиболее низкий уровень воды в реке. Паводок – кратковременный подъем воды в реке. Годовой сток – количество воды, протекающее в речном русле за год. Река – поток воды, текущий в выработанном им углублении. Исток – начало реки, с которого появляется постоянное течение воды в русле. Устье – место впадения потока в другую реку, море, озеро.

Понятийно-терминологическая карта Река (поток воды) Годовой сток (за год) Исток (начало) Устье (конец) Падение (превышение) Уклон (отношение) Половодье (max) Межень (min) Паводок (кратковременно)

Верные или неверные утверждения. 1 Белый дымок, вырывающийся из носа чайника при закипании- это туман. 2 Лед может «течь» 3 Вода нагревается быстрее, чем суша. 4 2/3 веса человека- это вода. 5 Вода замерзает при температуре -2°С.

Верные или неверные утверждения. 1Технология даёт учащимся возможность размышлять. 2Школьники учатся работать в группах и парах. 3Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. 4Повышается интерес к процессу обучения, к урокам, в целом к предмету 5 Разнообразие приёмов, которые педагог может варьировать, изменять, подстраивать под себя. 6Отбирают важную информацию из прочитанного, представляют в сжатом, лаконичном виде. 7Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию. 8 Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая). 9В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

Круги по воде М – Ы - Ш - Л – Е - Н – И – Е - мыслить школьникам лень, если нет исследователей- единомышленников

Кластер Технология развития критического мышления Стадия вызова Воспитание критической личности Стадия рефлексии Интересный процесс обучения Множество стратегий Формирование навыков работы с информацией Стадия осмысления

Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим» (Луи Паскаль)

Использованная литература: Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. ЗаирБек, И.В. Муштавинскаяю – М.: Просвещение, с. Артюгина Т. Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. Пособие / авт. Т. Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, – 58с.