Воронцов А.Б. г. Москва. П.Г.Нежнов (научный руководитель) Б.Д.Эльконин (соруководитель группы) А.Б.Воронцов (координатор Проекта) Г.А.Цукерман (работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка.
Advertisements

ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования Ушакова Е.Г. Сургут, 16 апреля 2013 ИПОП «Эврика»
Новая модель инструментария для проведения квалификационного испытания выпускника учреждения профессионального педагогического образования. Шиян И.Б. Орехово-Зуево,
Учитель: Бобылева О.С.. Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Замена одного объекта (процесса или явления )
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Ежегодный семинар Центра международного сотрудничества по развитию образования Методическое обеспечение и рекомендации по использованию результатов мониторинга.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2014 г. Индивидуальный прогресс «Насколько избыточны или недостаточны вклады в школу, если у детей в результате преподавания часов за 11 лет нет.
Становление культурной формы действия представляется в виде трех этапов-уровней опосредствования: формальный – овладение внешними особенностями.
Урок в рамках деятельностного подхода. Урок – это зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: ее цели, содержание, методы и формы. Урок – особый.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
Транксрипт:

Воронцов А.Б. г. Москва

П.Г.Нежнов (научный руководитель) Б.Д.Эльконин (соруководитель группы) А.Б.Воронцов (координатор Проекта) Г.А.Цукерман (работа с информационными текстами- грамотность чтения) Б.И.Хасан (анкетирование) С.Ф.Горбов (математическая грамотность) Е.В.Чудинова (естественнонаучная грамотность) Г.Н.Кудина, З.Н. Новлянская (грамотность чтения художественного текста) Соколова О.В.,Рябинина Л.А.

Всемирный банк (2006) Федеральная программа развития образования в рамках проекта «G-8» Министерства образования и науки РФ (2007) Центр международного сотрудничества развития образования АНХ при правительстве РФ (2008) в рамках международной программы повышения качества базового образования (далее - ПКБО) в странах СНГ, Азии и Африки. Разработка ФГОС

Компетентностный подход - вовсе не готовый «золотой ключик» к педагогическому успеху, а проблема. Два «минуса» в разработке компетентностного инструментария, который выступает как некий образец для всеобщего подражания ( PISA): Первый – отсутствие теоретического обоснования тестовых разработок, а именно, развернутого психолого-педагогического осмысления предмета оценивания. Как следствие – обоснованного выдвижения критериев, позволяющих констатировать уровень достижений. Второй – вынужденное смещение тестирования в сторону количественного аспекта и преимущественной опоры на формально-эмпирические методы отбора тестовых содержаний, а также математические методы обработки получаемых данных.

Основание для разработки инструментария: психолого-педагогическое представление об этапах присвоения предметных содержаний, опирающееся на теоретическую модель «культурного развития» Л.С. Выготского.

«Конструктор» с помощью которого учитель сможет самостоятельно создать комплект тестовых заданий для диагностики индивидуального прогресса в освоении культурных средств (способов действий) в различных учебных дисциплинах. Шкала «слабый – сильный - продвинутый» должна одновременно прочитываться как последовательность закономерных этапов продвижения.

7 Пройденная часть учебной программы Внешнее освоение культурных средств/способов Освоение «внутренней формы» культурного образца («рефлексивный») Функциональное овладение средствами/способами действия («ресурсный»)

8 Функциональное овладение культурным образцом действия Освоение «внутренней формы» культурного образца действия Внешнее освоение культурного образца действия Пройденная часть учебной программы

Уровни решения задачиЧем обеспечивается? Критерии достижения 1 уровень (формальный) - овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы Формой образца (фиксируется правилом, схемой, алгоритмом действия) Умение реализовать образец (алгоритм, правило, схему) действия, опираясь на внешние признаки 2 уровень ( предметный ) - освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия Моделью, фиксирующей существенное основание некоторой области предметных преобразований Действия в ситуации, где внешняя форма и конкретное содержание не обеспечивают ориентировку действия, а структура существенных отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации 3 уровень (функциональный) - включение способа в состав психологических ресурсов индивида Набором «функциональных полей», которые обеспечивают свободу «маневра» при решении разнообразных задач Свободное (функциональное) владением неким культурным способом действия как ресурсом

Критериальные представления об уровнях опосредствования 1 уровень2 уровень3 уровень Общее определение для решения предметных задач Ориентация на внешние (формальные) признаки образца действия Ориентация на существенное (предметное) отношение, лежащее в основе образца действия Ориентация на внутреннюю границу образца действия (образец как предельный континуум возможных воплощений) Математическая грамотность Действие по правилу в стандартных условиях Действие при «зашумленности» существенного отношения ситуации при невозможности опоры на внешние признаки Действие при необходимости преобразования ситуации действия (условий, средств и способа). Выход за рамки образца в более широкий деятельностный контекст. Спонтанное применение способа.

1 уровень2 уровень3 уровень Языковая грамотность Учет единства формы и значения слова в простых случаях. Понимание предложения Учет единства формы и значения слова в сложных случаях. Понимание предложения в контексте Учет единства формы и значения слова за рамками правил. Преобразование содержания по форме Естестественно- научная грамотность Ориентация по схеме, иллюстративной по отношению к отображаемой реальности Ориентация по «ненатурально заданной» схеме Ориентация по схеме при необходимости ее преобразования Чтение художественных текстов Понимание моментов, явно выраженных в тексте (прямое цитирование) Понимание моментов, неявно выраженных в тексте (умозаключения, доказательства, обобщение прочитанного) Понимание моментов, противоречащих явно выраженному в тексте. Выход за пределы задачи или текста, создание созвучных художественных образов Чтение информационных текстов Реконструкция эмпирической картины Реконструкция логической схемы рассуждения по поводу эмпирии Использование авторской фактологии и логики для построения новой картины

Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет тестирования – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области)

Предметно- содержательные линии Способы действияПонятийные средства Вычисления Алгоритмы выполнения действий; оценка результата; прикидка; элементы рационального вычисления Позиционный принцип записи чисел; свойства арифметических действий; четность-нечетность Измерение величин Прямое измерение; косвенное измерение; геометрические измерения (вычисление по формуле, измерение с помощью единиц, перекрой) Однородные величины; соотношение единиц; отношение между числом, величиной и меркой; отношение между целым и его частями; прямая пропорциональная зависимость (производные величины)

14 Прочитай задачу. Расставь числа из задачи на чертеже. Решать задачу не надо Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу. Когда велосипедист проехал 30 километров, а пешеход прошел 5 километров, они встретились. Каково расстояние между пунктами А и Б? АВ

15 Прочитай задачу. Найди чертеж, который к ней подходит. Пометь этот чертеж. Решать задачу не надо. Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу, встретились, продолжили движение и остановились, когда между ними было расстояние 10 км. Каково расстояние между А и Б, если известно, что велосипедист проехал 60 км, а пешеход прошел 15 км?

Рассмотри чертеж и прочитай начало задачи. Допиши вопрос к задаче так, чтобы все числа, которые есть на чертеже, использовались при решении задачи Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу, встретились, продолжили движение и остановились, когда велосипедист проехал 60 км, а пешеход прошел 15 км. Какое расстояние _____________________________, если известно, что ___________________________ ? 16

Сравнение результатов тестирования май –сентябрь на лучших классах; Проведение экспертизы методики оценки; Разработка теста для оценки учебной грамотности; Формирование банка задач по предметам ; Описание «конструктора» по изготовлению задач; Компьютеризация тестирования и способов обработки результатов.

Задачный принцип построения образования Система учебных задач Система конкретно- практических задач Система проектных задач Общие способы решения большого круга частных задач Отработка отдельных операций входящий в способ Деятельностное содержание Перенос общих способов действия в реальную (модельную) жизнь

Описание квазижизненной, модельной ситуации Задание 1Задание 2Задание 3 Итоговое задание

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза. Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия; неопределенность относительно способа решения и конечного результата (отсутствия явной ориентации на определенную тему, область знания; результат, как правило, невыразимый конкретным числом, определенным, однозначным ответом и т.п.); значительный объем материал, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумленных сведениями не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объема необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам, либо содержится в сопровождающей справочной информации

отсутствие жестко определенного «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причем важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов работы.

Рассмотрение квазижизненных, модельных ситуаций (работа со способом в чистом виде) Рассмотрение реальных конкретно-практических ситуаций (перенос способа) Применение нескольких способов одного года обучения (итоговая задача) Использование способов из разных предметов (межпредметная задача) Применение способов из разных Классов (разновозрастная задача)

Комплексный подход к проблеме качества современного образования 27 через «призму» ученика: - Мотивы и учебно-познавательный интерес; - Время на выполнение домашнего задания; - Время на самостоятельное изучение учебного материала; - Развитие самооценки и самоконтроля (самооценка своих учебных возможностей и уровня знаний) Через «призму» учителя: - Время на подготовку к урокам; - Наличие и качество рабочей программы; - Формы организации ОП (их кол-во на единицу времени) - Наличие современных образовательных технологий и их эффективность; - Количество времени на изучение учебного предмета в форме урока

Комплексный подход к проблеме качества современного образования 28 Через «призму» родителей : - время, затрачиваемое родителями, на домашние уроки детей; - наличие полной (неполной) информации об образовательном процессе от ребенка; - самочувствие ребенка после школы (утомляемость, раздражительность и т.п); - принятие идеологии и технологии организации обучения в школе; Через «призму» работы администрации: - реализация образовательной программы школы; - уровень самостоятельности педагогов и наличие внутреннего аудита в школе; - подход к составлению расписания учебных занятий;