Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами.
Advertisements

Навык чтения Техника чтения Понимание текста Чтение строчек наоборот по словам Развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих.
Ю н и о р Учение с увлечением КГС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида» Школьный диагностико-реабилитационный.
Развитие и коррекция навыков чтения Л.Н. Лисенкова Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста В.П.Иванова. Ш/с "Родничок".
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Трудности при обучении чтению и методы их преодоления Подготовила: Молокова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ лицея 4 г. Славянска на Кубани.
Использование методической сказки для совершенствования техники чтения учащихся 5 класса Степанова Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Формирование самообразовательных умений, как средство повышения продуктивности самостоятельной работы младших школьников. Тема:
Пути повышения эффективности обучения технике чтения на английском языке.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
АЛГОРИТМЫ, ВИДЫ АЛГОРИТМОВ, ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ. ФОРМАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АЛГОРИТМА ( ЗАДАЧИ ЕГЭ ). АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ГБОУ 246 КАРАБОРЧЕВА М.А. Диагностика уровня развития внимания.
Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника собрание - тренинг для родителей.
Консультация по теме: « Формирование навыка чтения у младших школьников» «Чтение- вот лучшее учение!» А.С. Пушкин «Люди перестают мыслить, когда перестают.
« Использование нетрадиционного оборудования на занятиях по развитию фонетико - фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза » Подготовила.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Учимся читать Как помочь ребёнку научиться правильно читать.
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Учитель начальных классов МОУ-СОШ 33 Силаева Н.А..
Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций,
Транксрипт:

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Компоненты сформированности навыка чтения техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой); понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Комплекс упражнений направлен на: формирование у ребенка интереса к процессу чтения; на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности; на формирование, автоматизацию и «шлифовку» следующих компонентов чтения: строгий побуквенный анализ (без прогнозирования); прогнозирование, опирающийся на зрительный образ слова; прогнозирование, опирающиеся на смысл; быстрое различение похожих по написанию слов, букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции; развитие устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти на слова и др., на тренировку вторичной зоны отдела коры мозга левого полушария, отвечающего за осуществление функции чтения.

Организация занятий Группа детей из 3-4 человек Форма проведения: соревнование Ежедневно, допустимо через день, два дня Продолжительность – от 5-10 до 30 минут

1.Чтение строчек наоборот по словам. Цель: развитие тонкости движения глаз. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

2.Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, читается по буквам в обратном порядке. Цель: развитие способности строго побуквенного анализа слова; создание в речедвигательной системе установки на непривычные сочетания звуков; формирование произвольности регуляции движения глаз; создание предпосылок для устранения ошибок «зеркального чтения».

3. Поочередное чтение слов нормальное и наоборот. Первое слово читается как обычно; второе справа налево; третье - как обычно и т.д. Цель: развитие способности перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух установок: на хорошо знакомые образы и на новые комплексы – гибко переходить от одной из них к другой; формирование установки на то, что обычное чтение – это сравнительно несложное дело.

4. Чтение только второй половины. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя. Мысленная линия раздела проходит примерно посредине слова. Цель: акцент на конец слова как существенную часть. 5. Чтение «зашумленных» слов. Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из – за различных линий, штрихов. Цель: закрепление в памяти целостных зрительных образов букв, их сочетаний; развитие вторичной зоны затылочной коры левого полушария.

6.Чтение пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых частей. 7. Чтение наложенных друг на друга слов. Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним. 8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки и т.д. Можно вырезать из газет, журналов строчки и разрезать их пополам.

9. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Упражнение аналогично 8,только прикрывается верхняя часть. Цель: формирование сильной игровой мотивации; быстрое прочтение; беглое охватывание сразу несколько слов; формирование словесно – логической памяти (ее объема). 10. Классификация слов на группы. Дается 8-16 карточек, на каждой из которых напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь их надо быстро расставить по местам. Налево слова, которые относятся к кухне, направо – детский сад. ( можно раскладывать на 3-4 группы) Цель: развитие навыка чтения; снятие напряженности, связанной с фиксацией ребенка на чтении.

11. Отделение слов от псевдослов. Дается карточек: на одних написаны слова, на других псевдослова. Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами – в другую. Цель: развитие способности быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении – сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой. 12. Поиск в тексте заданных слов. Задаются 2-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем на слух. Эти слова нужно подчеркнуть в тексте. Цель: развитие способности схватывать целостные образы слов и умение опираться на них в задаче поиска; развитие словесной памяти; ее устойчивости к интерференции.

13. Выбор карточек со словами, сов падающими с эталоном. В качестве эталона – длинное слово или псевдослово. Затем ребенку дается набор из карточек, на которых написаны как это слово – эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на 1-2 буквы. Нужно быстро разложить карточки на 2 группы: со словами, совпадающими и несовпадающими с эталоном. Сначала: эталон перед глазами постоянно, затем оставлять на секунд. Постепенно задание усложняется. Слова раскладываются на 2 подгруппы: 1- слова в которых не совпадает 1 буква, 2 буквы или не совпадает 1 гласная буква, 2 гласных букв. Цель: развитие способности к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова; развитие словесно – логической памяти. 14. Поиск смысловых несуразностей. Предлагается специально подготовленный текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Цель: формирование установки на глубокий анализ смысла прочитанного и постоянное соотнесение понимания текста с текущим восприятием и произнесением читаемых слов.

15. Складывание слов из половинок. Берется от 3 до 10 слов и каждое из них пишется на двух маленьких карточках, так чтобы первая часть была написана на одной карточке, а другая – на второй. Цель: развитие способности по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом; формирование установки на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения. 16. Классификация карточек со сходными псевдословами. Ребенку дается 12 – 15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех слов: заркунабул, зархулчебул, заркунчебул – каждое из них встречается от 3 до 6 раз. Задача: как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали тождественные слова. Цель: создание ощущения быстроты; формирование самоуверенности ребенка; усиление произвольного внимания в процессе чтения; развитие глазодвигателной активности.

17.Чтение перевернутого текста. Страница текста переворачивается «вверх ногами» на 180о. Задача – двигая глазами справа налево, прочитать текст. Можно поворачивать текст на 270о. Цель: формирование в памяти целостных эталонов букв, чему способствует их восприятие в необычной форме; развитие способности одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов, последующих слов; совершенствование тонкости координаций движения глаз и точности переработки воспринятой информации в затылочном отделе коры мозга. 18. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами. Цель: формирование умения учитывать контекст каждого слова при его прочтении; развитие словесно-логической памяти. 19. Восполнение пропусков в предложении. Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными словами. Цель: Развитие способности одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста; Формирование умения выдвигать контекстно обусловленные гипотезы о значении отдельных слов и быстро их проверять на основе одномоментного схватывания целого предложения.

20. Прохождение словесных лабиринтов. Сообщается, что слово можно записать вертикально по буквам: ме мел л од одия ия Учить детей читать написанные таким образом слова. Варианты: вписывать буквы, не несущие смысла, в результате получается квадрат или прямоугольник, следуя которому, преодолевая препятствия, прочитать слово. пев счл рка Двигаться надо из верхнего левого угла только вправо или вниз и прийти к правому нижнему углу. Цель: Развитие строго анализа слова, формирование умения совмещать первое со вторым и использовать каждый шаг в продвижении в одной из этих операций для продвижения и в другой. 21. Составление предложений из отдельных слов. Предложения пишутся на полосках бумаги, затем полоски разрезаются так, чтобы на каждом ее куске осталось только одно слово. Цель: Формирование умения сочетать в процессе чтения ориентировку на буквенный анализ слов и на понимание смысла описываемой ситуации.

22. Чтение текста через слово. Читать, перескакивая через слово. Цель: создание ощущения быстроты; формирование самоуверенности ребенка; усиление произвольного внимания в процессе чтения; развитие глазодвигателной активности. 23. Двукратное произнесение каждого слова. Каждое слово в тексте произносится дважды. Цель: помочь ребенку проникнуть в смысл воспринимаемого и озвучиваемого текста.

24. Чтение с повторным произнесением некоторых слов. Некоторые слова произносятся 2 раза. Сначала каждое второе слово; каждое третье слово; только подчеркнутые слова (несущие смысловую нагрузку). Цель: развитие, «расщепление» единой активности ребенка на 2 процесса. 25. Быстрое неоднократное произнесение предложений. Дается предложение или стихотворная строка и рекомендуется много раз подряд произнести ее вслух, без пауз и как можно быстрее. Цель: развитие и тренировка речедвигательных операций и способностей; формирование возможности их гладкого, безупречного прочтения в быстром темпе.