Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает» (5 класс)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игра «Чем богаты, тем и рады» Русские народные сказки Автор игры Кирякова В.Н.
Advertisements

В гостях у русских народных сказок. Презентация выполнена учителем русского языка и литературы средней школы 11 Гиматовой Н.П год.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
«Царевна-лягушка ». Виды сказок волшебные героические бытовые.
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Факультет гуманитарного образования Выполнила: Крючкова Л.С. Санкт-Петербург 2011 ПУТЕШЕСТВИЕ.
Тесты к сказке «Чего на свете не бывает». Выполнил :Феоктистов Влад.
Мы рисуем отгадки к загадкам 1 часть Составила учитель ИЗО МОУ « ООШ с. Никольское Духовницкого района Саратовской области » Смолякова С. Г.
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида» Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий.
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)
Литература Русские народные сказки. -Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Колобок, герой русской народной сказки. Я помогу вам путешествовать по.
М ОДЕЛИРУЕМ СКАЗКУ Урок информатики в 7 классе Покровская Л.П.
Мустафа Куланда Ибашкызы Мустафа Куланда Ибашкызы Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Актюбинская область Шалкарский.
прививать интерес к чтению, развивать кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать в детях чувство ответственности, гордости на примерах русских народных.
Автор: Максимова Светлана Александровна 2009 Преподаватель: Образовательное учреждение: Класс: 2 Предмет: русский язык Система Занкова Тема урока: «Изложение.
Лисичка-сестричка и волк Художник Литвин-Синявская Татьяна.
Применение деятельностного подхода в комбинированном уроке «Образы животных в музыке, литературе, живописи» «Путешествие в сказочный лес» Авторы разработки:
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
По страницам сказок Урок русской литературы в 5 классе.
Прочитай летом с родителями. Дорогие друзья! Хотите побывать в волшебной и увлекательной стране, где герои путешествуют, преодолевают препятствия,
Транксрипт:

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает» (5 класс)

Цели: - выявление особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки; - формирование навыков выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом; - воспитание чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Подумай и ответь… - В чем смысл сказки «Чего на свете не бывает?» К какому виду сказок она относится? - О чем рассказывают бытовые сказки? - Что мы узнаем о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый-пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает»?

МужикБарин Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю. Может, это и бывает, то я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает! Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси. Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит. Ну, - говорит, - это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся. Наскажу, - думает, - ему всякой всячины; может, что и небывальщины будет. Ну, что хорошенького скажешь? Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку. Повидался с ней, детками и к твоей милости воротился. Как же ты, мужичок, не убился? Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!

Задание по вариантам 1 вариант - Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? 2 вариант - Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о характере героя?

Подумай и ответь… - Почему барин решил пошутить над мужиком? - Как мужик воспринял приказ барина? - Каким был первый ответ мужика? - Почему барин не принял этот ответ? - Почему мужик поверил барину? - Почему мужику всё-таки удалось перехитрить барина?

Выразительное чтение фрагмента от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

Подумай и ответь… - Что такое фольклор? - Почему мы называем его устным народным творчеством? - Были ли авторы у фольклорных произведений? - Что такое сказка? - Какие виды сказок вы знаете?

Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот еде он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…» «Волк и Лиса»

Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Гуси-лебеди» «Жили-были старик со старухой, а у них дочка да сын маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»

Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Царевна-лягушка» «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»

Подумай и ответь… Вспомните название сказки по началу, продолжите её и определите её жанровую разновидность. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Жили-были себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею умерли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету».

Домашнее задание Прочитать сказку «Падчерица». Индивидуальное задание: 1. Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой». 2. Нарисовать героев сказки, подготовить комментарий к своей иллюстрации. 3. Прочитать русскую народную сказку «Морозко» и пересказать её. 4. Прочитать сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и пересказать её. 5. Подготовить сообщение о русском художнике И.Я.Билибине.