Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан Основные положения проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Advertisements

Астана, 2011 Согласование сделок M&A с государственными органами: потенциальные «ловушки», рекомендации Есен Масалин Директор департамента корпоративной.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Современное состояние антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и перспективы развития в условиях Единого экономического пространства Максим.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЧАСТИЕ В КАРТЕЛЕ.
Транксрипт:

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан Основные положения проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции»

МЭРТ Республики Казахстан 2 Законопроект предусматривает дополнения и изменения в: – Закон Республики Казахстан «О конкуренции» –Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан –Уголовный кодекс Республики Казахстан

МЭРТ Республики Казахстан 3 1. Гармонизация антимонопольного законодательства в рамках формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Справочно: Статьей 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции (далее – Соглашение о конкуренции), предусмотрена гармонизация антимонопольного законодательства (Соглашение подписано в г. Москва 9 декабря 2010 года от РК Первым заместителем ПМ РК Шукеевым У.Е. и ратифицировано Законом РК от 8 июля 2011 года) 2. Совершенствование антимонопольного законодательства в целях улучшения механизмов защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности 3. Снижение административных барьеров для субъектов рынка направленное на снижение нагрузки на бизнес, оптимизацию разрешительных процедур и в целом на развитие конкуренции 4. Усиление ответственности субъектов рынка за нарушение антимонопольного законодательства в целях обеспечения надлежащего исполнения субъектами рынка требований законодательства Цели законопроекта

МЭРТ Республики Казахстан 4 В целях гармонизации антимонопольного законодательства 1. Для приведения в соответствие с Соглашением о конкуренции в Закон «О конкуренции» вводятся 2 новых понятия : - косвенный контроль Справочно: косвенный контроль - возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через юридическое лицо или несколько юридических лиц, между которыми существует прямой контроль - прямой контроль Справочно: прямой контроль - возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: - осуществление функций его исполнительного органа -получение права определять условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица - распоряжение более 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица С вводом данных понятий в Закон «О конкуренции» соглашения субъектов рынка, между которыми установлен прямой или косвенный контроль, не будут являться антиконкурентными

МЭРТ Республики Казахстан 5 В целях гармонизации антимонопольного законодательства 2. Для приведения в соответствие с Соглашением о конкуренции в Закон «О конкуренции» вводится запрет на вертикальные соглашения между субъектами рынка при условии, когда: соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара соглашением предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар субъекта рынка, который является конкурентом продавца

МЭРТ Республики Казахстан 6 В целях гармонизации антимонопольного законодательства 3. Для приведения в соответствие с Соглашением о конкуренции: на следующие 4 вида антиконкурентных соглашений, которые ранее Законом «О конкуренции» запрещались и признавались недействительными полностью или частично, вводится полный запрет: - установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок - повышение, снижение или поддержание цен на торгах - раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) - отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками) в Закон «О конкуренции» вводится один новый вид антиконкурентного соглашения, на который также предусмотрен полный запрет: - сокращение или прекращение производства товаров

МЭРТ Республики Казахстан 7 В целях гармонизации антимонопольного законодательства 4.Действующей редакцией Закона «О конкуренции» предусмотрен запрет на 7 видов действий субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение: Справочно: 1) установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен; 2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка 3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также по количеству, цене 4) навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые не касаются предмета этих соглашений 5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации товара 6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами 7) необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки

МЭРТ Республики Казахстан 8 В целях гармонизации антимонопольного законодательства В целях приведения в соответствие с Соглашением о конкуренции указанный перечень дополнен 3 новыми видами: изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка

МЭРТ Республики Казахстан 9 В целях совершенствования антимонопольного законодательства 1. Введение в понятийный аппарат Закона РК «О конкуренции» следующих 2-х новых понятий: потенциальный конкурент Справочно: потенциальный конкурент - субъект рынка, который имеет возможность (владеет оборудованием, технологиями) производить и (или) реализовать аналогичный либо взаимозаменяемый товар с товаром конкурента, но не производит и не реализует его на соответствующем товарном рынке конкурент Справочно: конкурент - субъект рынка, находящийся в состоянии состязательности с другими субъектами соответствующего рынка, ввиду того, что производит и (или) реализует на соответствующем товарном рынке аналогичный либо взаимозаменяемый товар с товаром субъектов рынка Внесение данной поправки обусловлено тем, что по тексту Закона «О конкуренции» применяются указанные понятия, однако в понятийном аппарате они не были отражены

МЭРТ Республики Казахстан 10 В целях совершенствования антимонопольного законодательства 2. Изменение в Законе РК «О конкуренции» 2-х существующих понятий: - субъект рынка действующая редакция - физическое и (или) юридическое лицо Республики Казахстан, а также иностранное юридическое лицо (его филиал и представительство), осуществляющее предпринимательскую деятельность предлагаемая редакция - физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, иностранное юридическое лицо, его филиалы и представительства, осуществляющие деятельность, приносящ им доход - расследование действующая редакция - мероприятия антимонопольного органа, направленные на выявление фактов, подтверждающих нарушения настоящего Закона, их фиксацию и принятие соответствующего решения предлагаемая редакция - мероприятия антимонопольного органа, направленные на сбор доказательств, подтверждающих совершение нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан в порядке, предусмотренным настоящим Законом 3. Регламентирование процедуры формирования и ведения Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (данная поправка вводится в целях прозрачности проводимой АЗК работы по ведению Реестра)

МЭРТ Республики Казахстан 11 В целях снижения административных барьеров 1. На сегодняшний день АЗК выполняет следующие 3 вида функций по рассмотрению ходатайств и выдаче разрешений: - на экономическую концентрацию - на создание и дальнейшую деятельность государственных предприятий - на предоставление государственной помощи государственными органами Справочно: государственной помощью является предоставление государственными органами субъектам рынка имущества и (или) денег, которые обеспечивают отдельным субъектам рынка по сравнению с другими субъектами рынка более выгодные условия ведения предпринимательской деятельности Проектом закона предусматривается исключение одной функции АЗК по рассмотрению ходатайств и выдаче разрешение на предоставление государственной помощи государственными органами Справочно: указанная функция по сути является нерабочей и анализ деятельности АЗК показал незначительное количество рассмотренных ходатайств на предоставление государственной помощи (2009 г. – 0, 2010 г. – 6, 2011 – 0)

МЭРТ Республики Казахстан 12 В целях снижения административных барьеров 2. На сегодняшний день АЗК согласовывает 5 видов сделок при совершении экономической концентрации : 1. Реорганизация субъекта рынка путем слияния или присоединения 2. Приобретение лицом голосующих акций в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций 3. Получение в собственность, владение и пользование субъектом рынка основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего или передающего имущество 4. Приобретение субъектом рынка прав, позволяющих давать обязательные для исполнения указания другому субъекту рынка либо осуществлять функции его исполнительного органа 5. Участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров, наблюдательных советах или других органах управления двух и более субъектов рынка В целях снижения административных барьеров предполагается перевод последних 2-х видов сделок на уведомительный порядок

МЭРТ Республики Казахстан 13 В целях снижения административных барьеров 3. Увеличение в 5 раз пороговых значений совокупного объема реализации товаров, при которых осуществляемая субъектом рынка сделка признается экономической концентрацией и подлежит согласованию с антимонопольным органом Справочно: В действующей редакции - совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает двухмиллионнократный размер месячного расчетного показателя, действующего на дату подачи ходатайства (3 млрд. 236 млн. тенге) В предлагаемой редакции - совокупный объем превышает десятимиллионнократный размер месячного расчетного показателя (16 млрд. 180 млн. тенге)

МЭРТ Республики Казахстан 14 В целях усиления ответственности субъектов рынка за нарушение антимонопольного законодательства 1. Действующий Закон «О конкуренции» запрещает антиконкурентные соглашения, касающиеся координации физическими и юридическими лицами экономической деятельности субъектов рынка В целях установления административной ответственности за указанные действия в Кодекс об административных правонарушениях вводятся нормы, предусматривающие размеры административных наказаний Справочно: Предусматривается штраф на физическое лицо в размере двухсот месячных расчетных показателей, на юридическое лица - в размере десяти процентов от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности 2. В связи с вводом уведомительного порядка о совершении экономической концентрации в Кодексе об административных правонарушениях предусматриваются административные наказания за не представление в антимонопольный орган соответствующего уведомления Справочно: Штраф на физических лиц в размере ста, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - в размере трехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере четырехсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в двух тысяч месячных расчетных показателей

МЭРТ Республики Казахстан 15 В целях усиления ответственности субъектов рынка за нарушение антимонопольного законодательства 2. Вносится д ополнение в статью 196 «Монополистическая деятельность» Уголовного кодекса Республики Казахстан в части определения размера крупного ущерба Так, статья 196 предусматривает наказание в виде штрафов (от 500 до 1000 МРП) либо исправительных работ (на срок до двух лет), либо ограничением свободы (на срок до двух лет) в том числе и за деяния, направленные на ограничение конкуренции, если они причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением субъектом рынка дохода в крупном размере. Вместе с тем, в данной статье не определен размер крупного ущерба, что приводит к проблеме применения норм данной статьи В этой связи в статью 196 вносится поправка связанная с определением размера крупного ущерба Справочно: Крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в тысячу раз превышающую месячный расчетный показатель ( тенге), либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в десять тысяч раз превышающую месячный расчетный показатель ( тенге), установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения преступления

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!