Реализация системно-деятельностного подхода в работе по новым образовательным стандартам Сапегин К.В., советник ректора ГОАУ ЯО «Институт развития образования»,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательное событие в сети как инструмент сетевой библиотеки Сапегин Кирилл Владимирович.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Проектная деятельность как условие профессионального развития будущих педагогов Автор : Макласова Е.В., студентка 3 курса ИППС СФУ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, РАБОТАЮЩЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Автор: учитель высшей квалификационной категории МКОУСОШ 5 Капустина.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Просто о ФГОС «Как реализуется ФГОС в ГБОУ СОШ 1270?» или.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
МБОУ СОШ 8 г. Выксы - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, обладатель гранта Губернатора.
Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС. Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Транксрипт:

Реализация системно-деятельностного подхода в работе по новым образовательным стандартам Сапегин К.В., советник ректора ГОАУ ЯО «Институт развития образования», кандидат искусствоведения ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Все в природе имеет свое место и назначение. Это в равной степени относится и к людям, хотя многие их них, похоже, не понимают этого, занимаясь всю жизнь неподходящей работой, живя в неподходящем доме, увязнув в неподходящей семейной жизни. Если же познаешь собственную Внутреннюю Природу и будешь уважать ее, то найдешь свое место в жизни – вместо того чтобы занимать чужое (Б. Хофф)

Новые задачи для сельской школы «учить ученика учиться в общении», расширяя спектр собеседников за счет ресурсов электронного обучения; формировать у обучающихся способности к теоретическому мышлению, прежде всего, за счет ресурсов метапредметного подхода в образовании, введения в учебный план метапредметов; организовывать пробы подростками своих возможностей (в том числе, предпрофессиональные пробы) за счёт ресурсов производственных мастерских, стажировок на реальных производствах, в лесничествах, учреждениях торговли, туристической отрасли, программ формирования ИКТ-компетентности школьников, учебно- исследовательской и проектной деятельности, планов внеурочной деятельности.

На пути к внедрению ФГОС Учителя должны понимать, как они уже в этом году смогут апробировать рабочие программы со специально выделенными часами, направленными: –на понимание текстов через его схематизацию, –обсуждение замыслов индивидуального исследовательского проекта подростка в разновозрастной группе, –недели современной науки, техники и производства, –проведение конкурса научно-фантастических проектов и др.

Наличие комплекта учебников, современные технические средства обучения (интерактивная доска и др.), – это важные составляющие ФГОС, но не решающие. Любой учитель-профессионал должен быть готов переструктурировать содержание образовательной области в соответствии с новыми результатами подготовки детей. А что продолжаем делать мы? Мы «вытачиваем» личность как «готовое изделие»…

Еще в рамках БУП 2004 г. Ситуации, провоцирующие активность обучающегося Ученик, не мотивированный к изучению нового материала Ученик, готовый к освоению нового знания Ученик, встроивший новое знание в известное ранее Ученик, освоивший материал Ученик, мотивированный на осознанное использование нового знания в различных ситуациях ? Ученик, актуализиро- вавший прежние знания Ситуации, фиксирующие актуальную проблему Ситуации, обеспечивающие осознанную работу с текстом Ситуации взаимодействия с другими обучающимися, взаимоконтроля Ситуации личностного отношения к новому материалу

Образовательные ситуации –отбор педагогом материалов, провоцирующих обучающихся соотносить исходное знание (личный опыт) с новым знанием; –отбор педагогом средств, позволяющих обучающемуся самостоятельно освоить материал (индивидуально, в паре, в группе); –организация самостоятельной работы (планирование действий, осуществление, самоконтроль, взаимоконтроль); –проектирование следующего шага. Далеко не всегда проектируемый учителем алгоритм деятельности («стандарт», «схема») становится событием для ребёнка. Уроком или «препятствием» – может быть. Но событием – очень редко. Вместе с тем, именно конструирование событий способствует освоению и присвоению новых метапредметных и личностных результатов.

Системно-деятельностный метод Каждый ребёнок уже к концу начальной ступени своего обучения будет на достаточно высоком уровне обладать умениями: –извлекать знания посредством выполнения специальных операций, отвечая и на вопрос «как?», и на вопрос «почему так?», и на вопрос «зачем мне это?», опираясь на приобретенные знания; –самостоятельно обнаруживать и осмысливать учебную проблему; –превращать задание в задачу, моделировать различные способы ее решения; –извлекать смысл текстов и культурных образцов.

Новый стандарт индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов; формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно- исследовательской и художественной деятельности; включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.

События

Событие Проектируя событие, необходимо учитывать, через какие уровни во время события проходит участник. Событие разворачивается как преодоление человеком определённых границ, как практических, связанных с осуществлением нового действия, так и границ в мышлении. В пределе событие может быть понято как сборка субъекта, его оформление самим себя, так и переоформление субъектом самого себя, изменение формы организации. После события нечто меняется (например, организация жизни, самоощущение, формы поведения)…

Планирование результата образовательного события Результат: сформированное знание, позиция, самоопределение Мыследеятельность: проработка версий (тексты). Коммуникация Изобретение: проектирование, конструирование, программирование Рефлексивная практика, оформление порфолио (личного плана, портфолио профессиональных проб) прогноз опыт деятельности

Пример: проект «Воскресный обед» Результат: сформированное знание: что такое пост, традиции великого поста в православии, позиция: организатор события в семье, самоопределение: выбор модели поведения в предлагаемых обстоятельствах Мыследеятельность: проработка версий (4 текста с разных сторон рассматривающих тему «Польза и вред поста», подборка кулинарных рецептов). Коммуникация (схемы «Что такое пост?») Изобретение: проектирование воскресного обеда в семье (замысел, «встраивание членов семьи », реализация Рефлексивная практика, оформление порфолио (разделы: диета на месяц, рецепты семьи, «что я умею приготовить», «10 способов украсить стол», «творческий десерт в столу», записи в блоге сетевого журнала на berealunion.livejournal.com)

В каждом муниципальном районе должна сложиться инновационная практика: –Введение в учебный план метапредметов, массовое использование в образовательном процессе метапредметных технологий, акцент на реализацию междисциплинарных программ, интегрированных занятий, снижение веса (в итоговом результате, в том числе ЕГЭ) предметных результатов. –Реализация практико-ориентированных социальных проектов детско-взрослой общности с привлечением ресурсов реальных производств, бизнес-структур. –Конструирование расписания как дня (недели) ребёнка – цепочки его индивидуальных образовательных событий, включающих образовательный маршрут в системе взаимодействия институтов социальной сферы (СОШ, УДОД, учреждений спорта и культуры, общественных организаций, социальных сетей, дистанционных курсов и т.д.) и семьи. Введение в ОУ должности тьютора. –Создание бизнес-инкубаторов, отрабатывающих практику «start- up» (процесс продвижения новой компании «с нуля» методами маркетинга и рекламы)

Попади Пушкин в руки беспощадно сурового педагога, который, принимая его талант за каприз, всяческой мукой внедрил бы, «вбил» бы в него геометрию и алгебру до конца курса – и, может, роскошный Пушкин не расцвел бы. Или он вырос бы изнеженным, больным, озлобленным. В. Розанов