ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) Департамент по контролю и надзору Министерства образования Республики Саха (Якутия)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обязанности родителей Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права.
Advertisements

2013 г. воспитанники; учащиеся; студенты (курсанты); аспиранты (адъюнкты); ординаторы; слушатели; экстерны.
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД 15 «СОЛНЫШКО» О внутренних нормативных локальных актах.
ФЗ от «Об образовании в Российской Федерации»
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
От г.. Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять.
Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования Международный Пакт об экономических,
Организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС Расширенное заседание МС отдел воспитания Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
{ Родительская конференция год. Отчет председателя УС – Марины Вячеславовны Ефремовой Отчет председателя УС – Марины Вячеславовны Ефремовой.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Права и обязанности обучающихся в соответствие с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной.
© Миков Павел Владимирович, аспирант АПК и ППРО. Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области.
18 сентября 2012 года. Количество проведенных в 2012 году плановых проверок, в т.ч. в отношении школ культуры и искусств В 2012 году плановые проверки.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ 6-10 декабря 2010 г.
Инсценировка судебного заседания на тему: «Защита конституционного права ребёнка на образование».
Транксрипт:

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) Департамент по контролю и надзору Министерства образования Республики Саха (Якутия)

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Конвенция ООН о правах ребенка; Семейный кодекс РФ Закон Российской Федерации "Об образовании"; Типовое положение об общеобразовательном учреждении; Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Федеральная программа развития образования; Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

К ЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА личные права ребенка (право на жизнь, воспитание в семье, право на имя, отчество и фамилию, на честь и достоинство, право выражать свое мнение и т.д.); имущественные права (право на получение содержания от своих родителей, право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на имущество, приобретенное на средства ребенка); социальные и культурные права ребенка (право на получение социальных льгот, право на образование, право на защиту со стороны государства и т.д.).

П РАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Права и обязанности обучающихся в образовательном учреждении конкретизируются: Типовыми положениями о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта федерации. Правовыми актами органов местного самоуправления. Уставом образовательного учреждения и предусмотренными уставом локальными нормативными актами учреждения. Договором между родителями обучающегося и образовательным учреждением.

П РАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТ. 43 К ОНСТИТУЦИИ РФ, СТ. 7 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на : получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.

П РАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ( В ТОМ ЧИСЛЕ ПЛАТНЫХ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 3 СТ. 45 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Дополнительные платные образовательные услуги оказываются на основе договора и в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг: Получение платных образовательных услуг – право, а не обязанность обучающегося. Образовательные учреждения не могут навязывать данные услуги. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

П ОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМИ РЕСУРСАМИ СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ » ОТ 29 ДЕКАБРЯ 1994 Г. 78-ФЗ В общедоступных библиотеках граждане имеют право: стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей; бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов; получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек; пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

П РАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Как правило, участие в управлении образовательным учреждением реализуется в форме представительства учащихся Совете образовательного учреждения. Могут создаваться специальные органы ученического самоуправления. Порядок формирования органов управления образовательным учреждением, право обучающихся на вхождение в состав таких органов, порядок выбора представителей обучающихся, реализующих право на участие обучающихся в управлении, структура органов управления образовательным учреждением, порядок принятия решений, полномочия данных органов определяются уставом образовательного учреждения.

П РАВО НА СВОБОДУ ИНФОРМАЦИИ, НА СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ МНЕНИЙ И УБЕЖДЕНИЙ СТ. 57 С ЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ, СТ. 14 Ф ЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О Б ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ » «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам». Право на получение информации ограничивается в интересах ребенка посредством защиты от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

П РАВО НА СВОБОДУ АССОЦИАЦИЙ И СВОБОДУ МИРНЫХ СОБРАНИЙ П. 5 СТ. 1 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », П. 15 СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний устанавливается ст. 15 Конвенции. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно- политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются ( «Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются» ( Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ст. 19) предусматривается возможность (право) создания специальных молодежных общественных объединений, членами и участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет и детских общественных объединений, членами и участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет. Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае избрания в руководящие органы указанных объединений граждан, достигших 18 лет. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (п. 3 ст. 9) установил, что обучающиеся образовательных учреждений (исключение – дошкольное и начальное общее образование) могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

П РАВО ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТРУД И СВОБОДУ ТРУДА П. 14 СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », СТ. 32 К ОНВЕНЦИИ, СТ. 63 И ГЛ. 42: СТ Т РУДОВОГО КОДЕКСА РФ Конституция РФ установила свободу труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен (ст. 37). Поэтому «привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Свобода труда подразумевает, что обучающийся вправе трудиться при соблюдении определенных правил, устанавливаемых государством для защиты нравственного и физического здоровья несовершеннолетнего. Заключение трудового договора (прием на работу) допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. Глава 42 Трудового кодекса РФ устанавливает ограничения по видам работы, к которым могут привлекаться несовершеннолетние, обязательные предварительные и ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних, а также гарантии трудовых прав несовершеннолетних.

П РАВО ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ П. 1 СТ. 51 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », П. 3 СТ. 51 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » По Закону РФ «Об образовании» общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения В ст. 51 Закона РФ «Об образовании» закреплен комплекс мер, направленных на охрану здоровья обучающихся: обязательные периодические бесплатные медицинские обследования педагогических работников; для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта РФ; медицинское обслуживание обучающихся образовательного учреждения, которое обеспечивают органы здравоохранения в помещениях, предоставляемых образовательным учреждением; организация питания обучающихся в общеобразовательном учреждении возлагается на сами образовательные учреждения. В учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников, а расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания.

О БЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ч. 4 СТ. 43 К ОНСТИТУЦИИ РФ Обучающиеся обязаны добросовестно учиться. Обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения. Под имуществом общеобразовательного учреждения понимается вся совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в его оперативном управлении и/или самостоятельном распоряжении. Обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения. Право учащихся на уважение своего человеческого достоинства неразрывно связано с обязанностью уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. Обучающиеся обязаны выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

О СОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ Для обучающихся по программе дошкольного образования Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. 666, право обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением не предусмотрено. Типовым положением об общеобразовательном учреждении для детей более старшего возраста такое право уже предусмотрено.

П РАВИЛА ПРИЕМА, ПЕРЕВОДА И ОТЧИСЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТ. 43 К ОНСТИТУЦИЯ Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ, П. П.1.1. СТ.16 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », ПРИКАЗ МО И Н РФ ОТ Г. 107 Право на образование установлено ст. 43 Конституция РФ. Государство гарантирует реализацию этого праву путем закрепления принципа общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Получение основного общего образования обязательно. В связи с этим правила приема в учреждения, реализующие соответствующие программы, вытекают из норм об общедоступности соответствующего образования. При отчислении обучающихся учитывается возраст обучающегося, его психические особенности. Правила приема, отчисления обучающихся в конкретном образовательном учреждении устанавливаются уставом, в строгом соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов. Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования.

П РИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАТЬЯ 16 З АКОНА Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения установлены статьей 16 Закона Российской Федерации «Об образовании». Они конкретизируются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

П ЕРЕВОД ОБУЧАЮЩИХСЯ П. 19 СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », П. 1 СТ. 52 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Перевод в другое образовательное учреждение возможен: А) по желанию обучающего и/или родителей; Б) в связи с длительной болезнью (отклонением в развитии) обучающегося; В) в связи с ликвидацией (реорганизацией) образовательного учреждения. Федеральное законодательство устанавливает следующие правила такого перевода: 1. Перевод несовершеннолетних до получения ими основного общего образования возможет только с согласия их родителей, поскольку они пользуются правом выбора образовательного учреждения для своих детей. 2. На перевод необходимо согласие образовательного учреждения, в которое намерен перевестись обучающийся. Однако законодательство предусматривает случаи, когда обучающиеся имеют льготы при переводе. Так, детям военнослужащих по месту жительства их семей в первоочередном порядке могут предоставляться места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности» (п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ). Отказ образовательного учреждения на перевод должен быть обоснован и объективен (например, ссылкой на отсутствие свободных мест).

П ЕРЕВОД В СПЕЦИАЛЬНОЕ ( КОРРЕКЦИОННОЕ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ( СПЕЦИАЛЬНЫЙ ( КОРРЕКЦИОННЫЙ ) КЛАСС ) Для перевода (направления) обучающихся в специальные (коррекционные) классы (специальные (коррекционные) образовательные учреждения): необходимо заключение психолого- педагогической и медико-педагогической комиссий, а также согласие родителей обучающихся; перевод осуществляется органом управления образованием.

О СОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ П. 17 СТ. 50 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Перевод в другое образовательное учреждение в связи с ликвидацией либо реорганизацией образовательного учреждения в ряде случаев осуществляется учредителем по согласованию с родителями. В определенных ситуациях законодательство возлагает на учредителя ответственность за осуществление перевода. В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

П ОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ОТЧИСЛЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СТ.19 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Отчисление из образовательного учреждения возможно: а) по решению обучающегося и (или) его родителей; б) как мера дисциплинарной ответственности; в) по решению суда; г) в случае смерти обучающегося. Исключение из общеобразовательного учреждения: В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации «Об образовании», возможно исключение обучающегося из образовательного учреждения. Исключение может иметь место: по решению органа управления образовательного учреждения, за совершенные нарушения устава образовательного учреждения, если нарушения были совершены неоднократно и были грубыми, если обучающийся достиг возраста пятнадцати лет, если ранее к нему были применены меры воспитательного характера не они дали результата, если дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

П РАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ РОДСТВЕННИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ч.2 СТ.38 К ОНСТИТУЦИИ РФ, СТ.63 С ЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ, П. 3 СТ. 52 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » В Конституции РФ (ч. 2 ст. 38) закрепляется общий принцип «воспитание – равное право и обязанность родителей». В отношении образовательного учреждения эти обязанности проявляются в следующем: Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны создать необходимые условия для получения ими образования. При этом они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны соблюдать устав образовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей.

З АКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОБУЧАЮЩИХСЯ П. 1 СТ. 64 С ЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ Законными представителями несовершеннолетнего являются лица, которые действуют его имени и в его интересах, обеспечивают защиту прав несовершеннолетнего в пределах, установленных законодательством. По общему правилу, законными представителями обучающихся являются их родители. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В случае отсутствия родителей, законными представителями ребенка могут быть: усыновители, опекуны, попечители, руководитель воспитательного, лечебного и иного учреждения, в котором ребенок находится на полном государственном обеспечении.

П РАВА РОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ П. 1 СТ. 52 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », П. 7 СТ. 15 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », СТ. 38 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » Родители (законные представители) обучающихся пользуются в общеобразовательном учреждении следующими правами: имеют право выбирать формы обучения и образовательное учреждение для несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования; родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением; родителям несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся если родители сочтут низким качество образования, предоставляемого общеобразовательным учреждением или учреждением дополнительного образования детей, или сочтут его несоответствующим требованиям государственного образовательного стандарта, они вправе на общем собрании родителей обучающихся данного учреждения принять решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. Решение общего собрания родителей является основанием для рассмотрения соответствующим органов вопроса о направлении в образовательное учреждение обязательного для исполнения предписания.

У ЧЕТ МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ П. 28, П.29, П. 30, П.35 Т ИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, П. 4 СТ. 17 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ », П. 4 СТ. 5 Ф ЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ », П. 6 СТ. 19 З АКОНА РФ «О Б ОБРАЗОВАНИИ » В определенных законодательством случаях администрация образовательного учреждения обязана принимать решения с учетом мнения родителей обучающихся: общеобразовательное учреждение вправе открывать по запросам родителей группы продленного дня; с учетом интересов родителей по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения; исходя из запросов обучающихся и их родителей, при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям; определение порядка дальнейшего образования ребенка, который на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программу учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам; обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия обучающихся и по просьбе их родителей; по согласию родителей и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования; органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. При этом перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов.

З АЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СТ.56, 67 С ЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ Особенность правового положения ребенка состоит в том, что в любой жизненной ситуации закон предусматривает для ребенка право на защиту в первую очередь со стороны родителей, а при отсутствии родителей или их неспособности по уважительным либо неуважительным причинам обеспечивать права ребенка – со стороны усыновителей, опекунов, попечителей, фактических воспитателей – членов семьи, домов ребенка, детских домов, специальных школ-интернатов, т.е. физических или юридических лиц, заменяющих родителей. По общему правилу ст. 56, 64 Семейного кодекса РФ, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется их родителями, а также органом опеки и попечительства, прокурором и судом в случаях, предусмотренных законом. Согласно статье 56 Семейного кодекса, должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

В ОЗМОЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ П. 3 СТ. 9 Ф ЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О Б ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ », СТ.56 С ЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РФ Возможности несовершеннолетних по самостоятельной защите своих прав и интересов: Обучающиеся, за исключением обучающихся по программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Согласно статье 56 Семейного кодекса, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» от 24 июня Статья 14. Органы управления образованием и образовательные учреждения 1. Органы управления образованием в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях; разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; создают психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.

ФЗ – 124 Об основных гарантиях прав ребенка от 24 июля 1998г. 124 Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей 1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации. 2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. 3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях. 4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.экспертная оценказаконодательством

К ОНТРОЛЬНО - ИНСПЕКЦИОННАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Нормативные документы Постановление Правительства РФ от 07 марта (ред. от 10 марта 2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г «О примерных требования к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. N 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН »; Перечень приказов Министерства культуры РФ по утверждению ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств.

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр; дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция; детская школа искусств, в том числе по видам искусств; детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР); детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Департамент по контролю и надзору Министерства образования Республики Саха (Якутия)

О СНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЕЗДНЫХ И ДОКУМЕНТАРНЫХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (2009, 2010, 2011 ГОДЫ, 1 ПОЛУГОДИЕ 2012 Г.)

Н АИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2009, 2010, 2011 ГОДЫ И 1 ПОЛУГОДИЕ 2012 ГОДА несвоевременное внесение изменений и дополнений в уставы и отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством РФ в области образования; неудовлетворение спроса населения на обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; недостаточное обеспечение безопасных условий для осуществления образовательного процесса; нарушение правил приема детей в образовательные учреждения; нарушение положения о детях, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, и отсутствие единого информационного банка данных о детях, подлежащих обязательному обучению; недостаточный мониторинг продолжения образования учащихся, недостаточный уровень работы по обеспечению сохранности контингента обучающихся; недостаточная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; слабая материально-техническая база муниципальных дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей; нарушение порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, отсутствие предварительной оценки последствий создания, реорганизации, ликвидации ОУ для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей; реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; нарушение правил разработки и утверждения образовательных программ и учебных планов; недостаточная работа по повышению квалификации работников образования; осуществление профессиональной подготовки обучающихся без соответствующей лицензии; нарушение правил оказания платных образовательных услуг; отсутствие аттестации руководителей вновь назначаемых на должность; недостаточный уровень использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

ВЫВОДЫ КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2009, 2010, 2011 ГОДЫ И 1 ПОЛУГОДИЕ 2012 ГОДА Анализируя итоги работы контрольно-надзорной деятельности Департамента по контролю и надзору, отмечаем позитивную тенденцию образовательных учреждений по соблюдению законодательства РФ в области образования : повысилось правовая грамотность руководителей образовательных учреждений и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; Учредителями и руководителями муниципальных образовательных учреждений нормативно-правовая база приведена в соответствие с законодательством РФ в области образования: разработаны, утверждены и функционируют локальные акты, изданные организацией в пределах их компетенций; активизировалась деятельность руководителей образовательных учреждений и органов местного самоуправления по устранению нарушений в процессе деятельности, повысилась эффективность исполнения предписаний Министерства. упорядочены осуществления процедур лицензирования и государственной аккредитации, в том числе контроля за их своевременным проведением.

С ПАСИБО ! Департамент по контролю и надзору Министерства образования Республики Саха (Якутия)