Контексты развития тьюторской практики в российском образовании Суханова Е.А., к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ресурсы тьюторства для решения задач профессионального образования Суханова Е.А., Степанов С.А. Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации.
Advertisements

Организационные изменения в образовательных учреждениях и системах как условие реализации практики тьюторства и индивидуализации Е.А.Суханова к.п.н., доцент.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как условие создания образовательной среды для формирования современных компетенций школьников Е.А.СУХАНОВА,
Многообразие и индивидуализация как возможность становления образовательной культуры 1-3 февраля 2016 XX юбилейная в Томске.
Основания для разработки тьюторского проекта Материалы программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ»
Тьюторство. Латыпова Р.И. – учитель математики гимназии 1 г.о.Стрежево й ТЬЮТОР (от англ. Tutor) означает «домашний учитель, репетитор, школьный наставник,
«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Т.Д.Яковлева, доцент кафедры общей педагогики и психологи ГОАУ ЯО ИРО.
Контексты развития современного образовательного учреждения (материалы программы профессиональной переподготовки «Управление социальными и образовательными.
Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная тьюторская ассоциация»
Основные стратегии современного образования Кошелева Любовь Александровна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики преподавания языков и литературы АКИПКРО.
Влияние организационных изменений на качество инновационного развития образовательных учреждений Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием.
«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Т.Д.Яковлева, доцент кафедры общей педагогики и психологи ГОАУ ЯО ИРО.
Организационные формы и образовательные эффекты тьюторского сопровождения в системе образования Архангельск Т.М.Ковалева.
Основные положения компетентностного подхода в образовании Е.А.Суханова, к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Транксрипт:

Контексты развития тьюторской практики в российском образовании Суханова Е.А., к.п.н., доцент кафедры управления образованием ФП ТГУ, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» Томского государственного университета, председатель Правления Межрегиональной тьюторской ассоциации

ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ТЬЮТОРСТВА

История тьюторства Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун». Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах : Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.) В России в связи с немецкой моделью университетского образования нашло применение в домашнем обучении 3>3>

ИСТОРИЯ ТЬЮТОРСТВА Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента: сопровождение обучения (культурный модус) сопровождение учения (соединение культурного и индивидуального) сопровождение построения студентом Своего образа в самом широком смысле слова (индивидуальный модус).

История тьюторства в России гг. – проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики (П.Г. Щедровицкий), г.Москва г. – создание первой тьюторской группы в школе «Эврика- развитие» (науч.рук. Т.М.Ковалева), г.Томск 1996 – 2011 гг. – Ежегодные научно-практические тьюторские конференции (г.Томск) 2007 г. – создание Межрегиональной тьюторской ассоциации 2008 г. – введение в реестр профессий, в номенклатуру должностей 2009 г. – президентская инициатива «Наша новая школа», проект ФГОС 2010 г. – открытие магистерской программы подготовки тьюторов (МПГУ) гг. – разработка стандарта профессиональной тьюторской деятельности 2012 г. – концепт тьюторской модели образования стал одним из победителей конкурса «Школа Сколково» 5>5>

…А тьютор - КТО? Тьютор – герой другой педагогики. Это прямой антипод традиционному педагогу, отрицающий не только конкретную технологию школоцентрированной педагогики, но и идеологию, которая обосновывает и поддерживает существование педагогического воспроизводства. П.Г.Щедровицкий, к.ф.н., директор Института философии РАН, методолог

…А тьютор - КТО? Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос к… Тьютор отвечает как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек? А.И.Адамский, к.ф.н., ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»

…А тьютор - КТО? Тьюторство– это одна из форм посреднического действия, с помощью которой человек строит свой собственный образ. Б.Д.Эльконин, д.пс.н., зав.лабораторией психологии развития Института психологии РАО

…А тьютор - КТО? Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и реализации подопечным его индивидуальной образовательной программы. Т.М.Ковалева, д.п.н., профессор МПГУ

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТОК 1996 – I межрегиональная тьюторская конференция «Тьюторство: идея и идеология» II научная тьюторская конференция «Индивидуально- ориентированная педагогика» III Всероссийская тьюторская конференция «Школа и открытое образование» V конференция «Открытое образование и региональное развитие» IX конференция «Индивидуальные образовательные программы: проблемы институционализации в массовых практиках» XIV конференция «Тьюторство и новый стандарт образования» Юбилейная конференция «Тьюторство и практики работы с новым» XVI т конференция «Стандартизация профессиональной тьюторской деятельности»

ПРАКТИКА ТЬЮТОРСТВА Представители из 40 регионов – члены Межрегиональной тьюторской ассоциации из 40 регионов – члены Межрегиональной тьюторской ассоциации Созданы 7 Региональных центров развития тьюторской практики, сеть подготовки тьюторов Открыта магистерская программа по тьюторству в МПГУ, ДФУ В Региональные проекты модернизации образования включены тьюторские модели (Томская обл., Волгоградская обл., Удмуртия, Чувашия, Краснодарский край, Архангельская обл.) Издается журнал «Тьюторское сопровождение» Разработана тьюторская модель «Школы Сколково» Стандарт профессиональной тьюторской деятельности МТА прошел экспертизу РСР, ФИРО и находится на утверждении в НАРК Черноморский университет тьюторства

Практика тьюторства Тьюторское сопровождение детского интереса в дошкольном образовании Тьюторское сопровождение образовательной инициативы в начальной школе Тьюторское сопровождение пробно-поисковой деятельности, проектной деятельности в подростковой школе Тьюторское сопровождение построения ИОП старшеклассников Тьюторское сопровождение ИОП в Открытом образовательном пространстве Тьюторское сопровождение образовательной деятельности студентов в вузе Тьюторское сопровождение процесса профессионализации и повышения квалификации Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании Тьюторское сопровождение семьи Тьюторское сопровождение в дистанционном обучении

ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЙСВИТЕЛЬНОСТИ

БАЗОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 1.Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. 2.Ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. 3.Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. 4.Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.

ВЫЗОВЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (материалы форсайта «Образование 2030» 1.Инновационная экономика ( «экономика знаний») - модель развития, построенная на основе ускоренного создания и использования новых знаний и технологий 2.Социальный капитал - способность к самоорганизации и совместным действиям ради общего блага. Составляющие СК: доверие, нормы поведения и социальные сети. 3.Информационно-технологическая революция - глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров умственного труда. 4.Интеграция России в единое европейское пространство: политическое, правовое, экономическое, культурное, образовательное.

Актуальные темы образовательной политики 1.Создание современной системы оценки качества образования 2.Индивидуализация образования и, прежде всего, обучение в старшей профильной школе по ИОП 3.Разработка и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов 4.Доступность образования для всех слоев населения (в т.ч. инвалидов, мигрантов, малоимущих) 5.Готовность педагогов и управленцев к современной образовательной деятельности. Привлечение новых («непедагогических») кадров в сферу образования 6.Социализация учащихся/студентов, принятие ими социальных норм

Актуальные темы образовательной политики 7.Качество профессиональной (и допрофессиональной) подготовки учащихся/студентов. Участие субъектов реального сектора экономики (предприятий, бизнес-организаций) в профессиональной подготовке учащихся/студентов 8.Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, соответствие современным стандартам обустройства образовательной среды 9.Согласование форм и содержания образования на разных ступенях, преемственность образовательных программ 10.Повышение эффективности управления системой образования, дебюрократизация и децентрализация систем управления.

Проекты «Образование 2030» (материалы с форсайт-теплохода, август 2012) 1.«Новая плоть» – современные архитектурные решения для образования 2.«Человек 3.0» – системы и инфраструктуры формирования компетенций 3.«Информационная кожа» – представление города в мировых сетях 4.«City – tutor» - навигационные системы по городским ресурсам 5.«Магистрат Urbo-Ludens» – системы вовлечения горожан в управление развитием города

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Новые требования к системе образования (ФГОС профессионального, общего образования, ФГТ дошкольного образования) Предметные знания и умения Компетентности Личностное развитие Результат Включение в деятельность Индивидуализация Разработка и презентация продукта Процесс Вариативность, доступность, оптимизация Учет интересов и заказов разных субъектов среды Взаимодействие в среде Условия

«Школа»-конвейер Линейное расписание Педагоги- предметники Технологии массового обучения Закрыта для внешнего воздействия «Школа»-профиль Модульные программы Педагогические команды Технологии продуктивного обучения Учитывает запрос и ресурсы внешней среды «Школа»-среда Индивидуальные маршруты Тьюторы Технологии индивидуализированного обучения Использует внешнюю среду для образования Организация образования

Образовательная задача школы Образовател ьная задача Воспроизводство культуры (традиционное образование) Подготовка к успешной жизни в социуме (компетентност- ный подход) Становление и развитие индивидуальности (антропологическ ий подход) Содержание образования Передача опыта: знаний, умений, навыков Формирование способности и готовности к деятельности Порождение, осознание и использования СВОЕГО способа образования Организация практики образования Образовательная программа: перечень учебных дисциплин и учебных тем Образовательная программа: деятельность по освоению компетенций – проба, изучение, применение Индивидуальная образовательная программа Оценка качества образования Унификация требований к процессу и результату. Соответствие НОРМЕ Дифференцированные требования к процессу и результату. Соответствие ЦЕЛИ Индивидуализирован- ные требования к процессу и результату. Соответствие ЗАКАЗУ

НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ , г. Томск, пр. Ленина 36, Томский государственный университет корпус НИИПММ, офис 145 тел.(3822) Сайт: Готовы к сотрудничеству!