1 Рынки знаний и современные технологии обмена знаний Гапоненко А.Л. заведующий кафедрой менеджмента РАГС при Президенте РФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
Advertisements

Специфика технологии как товара. Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ЦЕНТРОВ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В РОССИИ.
Окружающая среда предприятия Трегубец Карина 51 группа 2 курс 2017 г.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Рынок следует изучать как определённую совокупность экономических отношений между субъектами рынка (домашними хозяйствами (население), разными типами.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Торгово-промышленная палата Чувашской Республики Роль и задачи системы ТПП по поддержке инновационного развития регионов России.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
LOGO Предпринимательство. Бизнес - благородное дело. 1.Процесс создания товаров и оказания услуг, продуктов питания, жилья, бытовых, информационных и.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Корпоративное обучение как инструмент управления знаниями Белов И.А. Зинченко А.П. Международный институт менеджмента ЛИНК.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
Транксрипт:

1 Рынки знаний и современные технологии обмена знаний Гапоненко А.Л. заведующий кафедрой менеджмента РАГС при Президенте РФ

2 Знания Знание – доказанное истинное убеждение (Платон) Знания – осведомленность о чем-либо, приобретенная из опыта (Оксфордский словарь) Знания – отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий (Википедия) Знания – продукт деятельности людей – предмет потребления – средство тезаврации – предмет купли-продажи – не только предмет трансакций, но и средство трансакций

3 Знания Знания в свернутом виде присутствует в любом товаре и услуге – модный галстук, реактивный истребитель, … Знания вместе со своими носителями становятся основой конкурентоспособности того или иного предприятия – энолог винодельческого хозяйства, шеф-повар ресторана, главный конструктор предприятия, … Знания трудно отделить от носителя (человека) – специалист (менеджер, хирург, специалист по инвестированию), предлагая свои услуги, фактически предлагает свои знания.

4 Рынки Рынок: – абстрактное или реальное пространство, в котором происходит купля-продажа товаров и услуг – совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы вступают в контакт друг с другом Рынки: – сырья, материалов, средств производства – недвижимости, потребительских товаров – услуг, капитала, валюты, рабочей силы – знаний – …

5 Примеры рынков знаний В прикладной науке - рынки результатов научных исследований и разработок В образовании - рынки образовательных услуг (услуг по передаче знаний) В средствах массовой информации - рынки новостной информации В библиотечном и архивном деле - рынки услуг по хранению, поиску и предоставлению информации

6 Взаимосвязь рынков предметов, услуг и знаний Рынки предметов Рынки услуг Рынки знаний

7 Способы покупки и продажи знаний Покупка кодифицированных знаний – передача информации устно или на носителе В процессе обучения Наем сотрудников, обладающих знаниями и опытом Реализация партнерских отношений с другой организацией, сотрудники которой обладают соответствующими знаниями и опытом В процессе слияний и поглощений Покупка консультационных услуг

8 Данные, информация и знания: знания в широком и узком смысле Знания Информация Данные контекстуализация, категоризация, подсчет, коррекция, сжатие сравнение, оценка, определение области применения, установление связей

9 Рынки данных, информации и знаний Рынки данных – данные о биржевых сделках, – данные об опытах на сложном оборудовании (например, на синхрофазотроне). Рынки информации – книжный рынок; – рынок аудио и видеопродукции; – рынок научно-технической информации; – рынок новостной информации; – рынок шпионских сведений; – рынок промышленных секретов. Рынки знаний – рынок консалтинговых услуг – рынок университетского образования – рынок управленческих кадров – рынок специалистов различных сфер деятельности.

10 Виды знаний Групповые и индивидуальные Явные и неявные знания Рынки разных видов знаний Явные индивидуальны е Явные групповые Неявные групповые Неявные индивидуальн ые

11 Особенности рынков знаний Покупатель не только получает готовые знания, но и участвует в создании необходимого знания. – Консультирование по поводу разработки стратегии предприятия: совместная деятельность является главным условием передачи накопленных знаний и производства нового знания. Покупатель должен изначально обладать необходимым уровнем контекстуальных знаний. – Ценность тех или иных знаний зависит от подготовки реципиента. Перенос новых наукоемких технологий требует соответствующей подготовки.

12 Дефекты рынков знаний Условия, при которых рыночные механизмы не способны обеспечить эффективное распределение ресурсов общественные блага внешние эффекты монопольная власть асимметричная информация

13 Государство на рынках знаний Дефекты рынка требуют соответствующего государственного вмешательства Производство общественных благ финансируется через налоги Пигувианские налоги на производителей благ, обладающих внешними эффектами Законодательные ограничения на предоставление ложной информации, снижающие асимметричный характер информации Патентное право, регулирование интеллектуальной собственности, формирование монополий по использованию знаний

14 Развитие системы охраны интеллектуальной собственности Опыт России: – объекты интеллектуальной собственности, созданные при государственном финансировании, принадлежат государству Опыт США: – закон Байя-Доула (1980). Права собственности на изобретения, созданные за счет бюджетных средств, переданы тем организациям, где эти изобретения созданы Принятие закона Байя-Доула привело к расширению сотрудничества между исследовательскими институтами, университетами, лабораториями и промышленностью

15 Краудсорсинг на рынке знаний Краудсорсинг: «crowd» – толпа, «source» – источник. Краудсорсинг - передача задания по созданию нового знания большой группе людей в форме открытого предложения. Предметы краудсорсинга: – создание новой технологии – создание нового продукта (в виде операционной системы, энциклопедии) – обработка большого количества данных

16 Примеры краудсорсинга Википедия – энциклопедия, авторами которой стали тысячи пользователей Интернет «InnoCentive» – проведение исследований в разнообразных областях – от инженерии до менеджмента – объединяет более исследователей, предлагающих свои решения для конкретных компаний «Amazon Mechanical Turk» - интеллектуальная биржаAmazon Mechanical Turk – заинтересованные фирмы и организации выставляют на всеобщее обозрение интеллектуальные задачи – каждый может предложить собственные решения в расчете на вознаграждение

17 Примеры краудсорсинга «Goldcorp»Goldcorp – собрала более 400 мегабайт данных геологоразведки на своем участке в штате Онтарио – предложила приз в долларов тому, кто проанализирует лучшим образом эти данные и укажет места залегания золота – участники конкурса указали на 110 мест залегания золота на сумму более 3 млрд. дол. – приз выиграла небольшая австралийская консалтинговая компания «Fractal Graphics»

18 Примеры краудсорсинга Innovation Jam – людей из 104 стран участвовали в виртуальном мозговом штурме по поводу новых идей в транспорте, в охране окружающей среды, в финансах, коммерции – Компанией IBM сформировано 10 масштабных проектов с начальными инвестициями в 100 млн. долл. каждый конференция ООН по городам в 2006 году (Value Jam) – массовое участие в выработке новых идей – технологическое осуществление IBM

19 Обмен знаниями и распространение знаний Обмен и распространение знаний – Внутри организации – Вне организации Распространение и обмен знаний – на платной основе – на бесплатной основе Рынок знаний – одна из форм обмена и распространения знаний

20 Нерыночные формы обмена знаниями Нерыночные формы обмена внутри организации – мозговые атаки, – интранет, – электронная почта, – совещания, – болтовня в кафе Нерыночные формы обмена вне организации – конференции, – обмен опытом, – участие в профессиональных сообществах, – краудсорсинг

21 Новые механизмы рынков знаний Продаются не знания, а рекламные возможности – Контент – бесплатно, а за рекламу платят Знания не продаются, а распространяются на бесплатной основе с целью укрепления бренда – Раздача на бесплатной основе для построения бренда (семинар, открытые лекции) Аукционные и конкурсные продажи Не единичные трансакции, а связанные цепочки трансакций с элементами рыночного и нерыночного взаимодействия

22 Рынки знаний в России: степень развития Количество поданных заявок на изобретения на 1 млн. населения в России в раза ниже, чем в США и Германии, в раз ниже, чем в Японии Недостаточно развиты процедуры коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Слабо развиты институты рынка знаний, способствующие распространению знаний в инновационной сфере (венчурные фонды, фонды, финансирующие прикладные исследования, корпоративные университеты и пр.) Слабо развиты современные формы обмена знаниями (краудсорсинг, блоги) Не в полной мере используется мировой опыт в сфере государственного регулирования рынков знаний