Культурная среда образования: философский аспект Международная научно – практическая конференция «Образовательная среда как фактор повышения качества образования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Advertisements

Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
От школьника до профессора: образовательные траектории «Уязвим тот, кто информационно изолирован (недостаточно информирован)»
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения Совместный педсовет ОУ образовательного.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Развитие метапредметных компетенций учащихся Лебедева Л.И.заместитель директора по научной работе, Орлова Т.Ю., заместитель директора по УВР ГБОУ школа.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
Презентация окружной инновационной площадки Дети и искусство: инновационные подходы к организации и содержанию педагогической поддержки Научные руководители:
Проект «Школа будущего» Проблема стоящая перед школой до 2015 года: сохранение уровня качества образования и существующей динамики инновационной деятельности.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Транксрипт:

Культурная среда образования: философский аспект Международная научно – практическая конференция «Образовательная среда как фактор повышения качества образования» Грешилова Ирина Александровна к. филос.н. ГБОУ ДПО ЗабКИПКРО Чита, ноября,2011г.

Философия есть эпоха, схваченная в мысли (Г.Гегель) Особая форма познания, система обобщённых знаний и представлений о мире и существовании человека

Образование как социокультурный институт обеспечивает: устойчивость культуры духовность социальных связей и отношений личностное начало процессу передачи культурного наследия

Категория «образовательная среда» - изучение на протяжении последних десятилетий учеными как в нашей стране, так и за рубежом философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова и др.) конструирование образовательной среды (О.С. Газман, М.В. Кларин, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и др.) «образовательная среда» в трактовке основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Панов, Б.Д. Эльконин)

Из каких показателей складывается качественное (хорошее! ) образование? социальная и культурная среда, в которой проходит обучение общий образовательный и культурный уровень качество полученных знаний

Понятие «среда»: многообразие подходов культурная образовательная обучающая социальная социокультурная информационная

Ключевые вопросы, волнующие философов современности Как современное образование выполняет мировоззренческую и культурологическую миссию? Почему образование остаётся в стороне от важнейших мировоззренческих проблем современности?

Что влияет на развитие образования? 1. Улучшение качества взаимодействия основных потребляющих, производящих и управляющих структур 2. Упрочение позиций инновационных моделей

Что влияет на развитие образования? Изменение характера всей культурной среды образования

Культурная среда Совокупность условий, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности учащегося, педагогической культуры не только педагогов, но и родителей учащихся

Функционально – образующие компоненты культурной среды Информационный (вариативность учебного материала) Мировоззренческий (нравственная атмосфера) Коммуникативный ( равноправные отношения) Интерактивный (сотрудничество и сотворчество)

Образование ( словарь педагогических терминов ) Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

Образование ( философский словарь) Духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека

В.М.Розин «Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы ещё недостаточно знаем»

Проблема бытия человека в современном мире Существование на разломе крупных исторических эпох в истории человечества Время становления постиндустриальной («техногенной», «информационной» цивилизации) Время опережающего развития науки и роста искусственного мира Расширение рамок индивидуальной свободы

Что должна учитывать современная модель образования? Знания, ориентированные на будущее Собственную траекторию развития каждого человека Способность личности ориентироваться в культурном измерении

Роль педагога в создании культурной среды - полифункциональный характер деятельности Отбор из многообразия имеющегося материала только значимого Сохранение в удобной для усвоения форме (различные виды учебно – познавательной деятельности) Трансляция культурного опыта

Приоритетные задачи педагогической деятельности Первая задача Трансляция из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем наиболее стабильных и нравственно ёмких мировоззренческих культурных ценностей

Вторая задача Целенаправленное обогащение индивидуальных и общественных духовных качеств социума качествами общегуманистическими через активный диалог культур

Третья задача ( наиболее ответственная в нравственном отношении!) Преобразование в необходимых случаях ценностных жизненных ориентиров, которые пришли в противоречие с социальной практикой Вопрос: как осуществить это в практической деятельности?

Ответ: Изменение мировоззрения, освоение культуры саморазвития Педагог Управленец Методист Психолог Авторы учебников и учебных пособий Родители

Педагогическая деятельность системно организованная интегрированная в целостность, взаимодействующая совокупность людей, идей и средств, порождающих педагогический процесс и заранее заданный результат

Инвариантные стороны педагогической деятельности Познавательная - определяется объемом и качеством знаний Ценностно – ориентировочная - системой ценностных ориентаций в трудовой, нравственной, политической, эстетической сферах Преобразовательная Коммуникативная Эстетическая

Какой педагог нужен современной школе? педагог – исполнитель (операциональный уровень) педагог - деятель (тактический) педагог – творец (стратегический)

Педагогическая деятельность - сопровождение человека в культуру «Образование – передача знаний, научение – передача умений, воспитание приобщение к ценностям» (М.С.Каган) В процессе усвоения происходит развёртывание предметного мира культуры

Философская притча (Юй Дань «Конфуций:от сердца к сердцу. Уроки Луньюя» Какие люди важнее всего? Какие из совершаемых дел самые важные? В какое время важнее всего заниматься делами?

Ответ на три философских вопроса: Самым важным является тот человек, который нуждается в помощи Самые важные дела те, что не терпят отлагательств Самое подходящее время для этого – текущий момент

Вопрос: Почему наблюдается низкая эффективность прямого воспитательного воздействия? Что нужно делать для изменения ситуации?

В.М.Розин Образование должно быть нацелено на создание такой полноценной жизненной среды ( семиотической и практической), в которой происходило бы желательное для общества становление человека

Образ современного педагога соответствие новым социальным ожиданиям мобильность способность к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию восприятие и создание инноваций обогащение педагогической теории и практики высокий уровень культуры

Что может гарантировать эффективность реализации инноваций, гуманизации культурной среды образования? Научно - методическое сопровождение Привлечение возможностей специалистов муниципальной методической службы Активизация внутреннего личностного потенциала субъектов образования

Миссия института повышения квалификации и профессиональной переподготовки Поддержка и сопровождение процессов формирования и развития профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей образовательных учреждений научно-методическое обеспечение процессов модернизации региональных, муниципальных систем образования и образовательных учреждений

Совершенствование модели повышения квалификации Проектирование новых способов деятельности Рефлексия деятельности Совместное решение профессионально значимых проблем

Благодарю за внимание