Выполнила: студентка группы СП – 34 Ермолкина Наталья 2011 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
В середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации благодаря обширным по тем временам знаниям. Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях и т.п. В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ
В Древнем Египте только тот допускался к обучению искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образованности; кроме того, оценивались внешность и умение вести беседу. В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
Основал школу, в которую допускал только тех, кто был способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Как свидетельствуют источники, Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что "не из каждого дерева можно выточить Меркурия", и потому, вероятно, придавал большое значение диагностике именно этих способностей. УЧЕНЫЙ ДРЕВНОСТИ ПИФАГОР
Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на раздумывание не отводилось ни секунды. Как отмечает Н.В. Абаев, в чаньских поединках-диалогах сама парадоксальность постановки вопросов создавала драматическое напряжение, которое усиливалось всем образом действий наставника. Хватая своего оппонента и крича на него: "Говори! Говори! Отвечай немедленно!", он создавал ситуацию психического напряжения. УЧЕНИЕ ЧАНЬ-БУДДИЗМА
Всего за два года в период с 1370 по 1372 г. удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников, что позволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. В результате этого Вьетнам стал сильным и жизнеспособным феодальным государством; особое внимание было уделено созданию боеспособного офицерского корпуса. В XV в. конкурсные испытания были упорядочены. Они проводились по этапам и турам. Присвоение высших степеней на экзаменах сопровождалось большими почестями. Лауреаты получали подарки от короля, их имена вносились в "золотой список. В СРЕДНЕВЕКОВОМ ВЬЕТНАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
У некоторых народов, например у эскимосов, чуть ли не каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманству, но эти претензии отвергались в процессе испытаний. Проверка и ее результат - признание были непременными условиями шаманской деятельности. У разных народов проверка шамана принимала различные формы. В частности, когда у казахов кто - либо объявлял себя шаманом, то он по требованию народа должен был в трескучий мороз ходить по снегу босиком и с обнаженной головой, лизать языком раскаленные докрасна железные предметы. У народности ханты неудачного претендента считали сумасшедшим. Ульчи подвергали шаманов испытаниям во время поминок, такой же обычай был у нанайцев. ОБУЧЕНИЕ ШАМАНОВ
Ф. Гальтон, известный английский ученый, в течение гг. провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату проверить свои физические качества ( сила, быстрота реакции и др.), ряд физиологических возможностей организма и психических свойств - всего по семнадцати показателям. ТЕСТЫ ФРЕНСИСА ГАЛЬТОНА
Дж. Кеттел первым увидел в тестах средство измерения. В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных тестов, которые мы бы теперь назвали не тестами, а контрольными заданиями. Эти задания обладали только двумя из известных сейчас требований к тестам - имелась инструкция по их применению и подчеркивался лабораторный (т.е. научный) характер испытаний. ЗАСЛУГА ДЖ.КЕТТЕЛА
Само понятие психодиагностика появилось впервые после публикации в 1921 г. работы Г. Роршаха "Психодиагностика" в Берне на немецком языке. Прикладное направление возникло и в педагогике под названием "педология" (в буквальном смысле - наука о детях). Хотя педология претендовала на звание науки о комплексном развитии ребенка, в тот период она была в основном прикладной педагогикой, в недрах которой закладывались основы современной педагогической диагностики. ПОЯВЛЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
а) воспитанность и сформированность интегративных качеств личности; б) поведение и деятельность воспитуемых; в) воспитательное влияние в зоне социального окружения; г) возможности и особенности семейного, общешкольного, группового коллективов, их педагогическая характеристика; д) содержание и эффективность школьной деятельности. ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Задачи педологии: 1) изучение учащихся в целях поднятия качества образования и воспитательной работы, укрепления сознательной дисциплины; 2) работа с трудными детьми и работа по профилактике детской трудновоспитуемости; 3) работа по ознакомлению педагогов, вожатых, родителей с основами педологии: 4) профориентационная работа. ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАРКОМПРОСА РСФСР "О СОСТОЯНИИ И ЗАДАЧАХ ПЕДОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ" ОТ 7 МАЯ 1933 Г
головной институт в виде межведомственной педологической комиссии и педологической группы при Наркомпросе РСФСР; педологические кабинеты и лаборатории в качестве научно-методических центров педологической помощи при облоно, гороно, роно; работа педолога или школьной комиссии, ячейки, бригады непосредственно в педологическом пункте школы. ТРЕХУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕДОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
РАБОТА ПЕДОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА Профилак- тическая Диагнос- тическая Коррекци- онная
В 1976 г. появляется термин педагогическая диагностика с полным его обоснованием. Данное понятие было предложено в 1968 г. немецким педагогом К. Ингенкампом по аналогии с медицинской диагностикой в рамках одного научного проекта. В отечественной педагогической литературе понятие "педагогическая диагностика" в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как А.С. Белкин (1970), А.И. Кочетов (1987), Н.К. Голубев (1988), В.П. Беспалько (1989), Б.П. Битинас и Л.И. Катаева (1993), В.Г. Максимов (1993) и др. ПОЯВЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»