Антропогенез Эволюция человека, или антропогенез (греч.anthropos- человек, genesis- развитие), - исторический процесс эволюционного становления человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель биологии Носовец Ю.А.. Вопрос происхождения человека всегда интересовал людей. У разных народов и племен существуют различные легенды, придания,
Advertisements

Происхождение человека Выполнила: Кондрашова Ангелина.
Антропогенез - эволюция человека.
Урок изучения нового материала Разработала учитель биологии Вдовина С.Ю.
Эволюция приматов «Свет да будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч. Дарвин.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К. Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве. Ж.-Б. Ламарк еще в начале ХIX века высказывал предположение о родстве человека и.
Цели: Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; Проверить усвоение знаний о стадиях эволюции.
ВИДЫ РАС: ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 1. Антропология. Доказательства происхождения человека от животных. 2. Эволюция приматов. 3. Стадии эволюции человека. 4. Современный.
Место человека в системе органического мира. Задачи Познакомиться с основными группами доказательств происхождения человека от животных Убедиться, что.
Происхождение человека «Свет будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч.Дарвин Положение человека Положение человека в системе животного мира.
Дитя Земли Цель работы: о пределить место человека в системе органического мира. Задачи: Изучить информацию по данной теме в учебнике и дополнительной.
Урок: Доказательства эволюционного происхождения человека Цель: познакомить с историей научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека.
Выполнила: Ученица 11 класса Голева Алёна Руководитель: Учитель географии и биологии Лаптев А. В. МОУ «Новоиушинская средняя общеобразовательная школа»
Происхождение человека 9 класс Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В.
Надцарство Эукариоты Царство Животные Подцарство Многоклеточные животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд.
Доказательства происхождения человека от животных МОУ Заболотовская СОШ Учитель биологии Коленова Ю.Н.
Основные стадии антропогенеза. Урок биологии в 11 классе Учитель: Мощенко С.И.
1. Гипотеза о происхождении человека. 2. Эволюция человека, биологические и социальные факторы. 3. Первые люди. 4. Стадии эволюции человека. 5. Современные.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: презентация "поделки из бросового материала"
Транксрипт:

Антропогенез Эволюция человека, или антропогенез (греч.anthropos- человек, genesis- развитие), - исторический процесс эволюционного становления человека. Учитель высшей категории МОУ лицей имени В.Г. Сизова Г. Мончегорска Мурманской области Скрутелева И.А.

«ЗНАЮ» Человек – биосоциальное существо. Человек как и другие живые организмы появились на Земле в процессе эволюции. Первые приматы появились в конце мелового периода. Эволюция человека происходит в кайнозойскую эру (антропоген 1.5 млн.лет назад) «ХОЧУ УЗНАТЬ» В чём сходство человека с другими животными? С какими животными человек находится в наиболее близком родстве? Каково систематическое положение современного человека? В чём отличия человека от животных? Что доказывает происхождение человека от животных? Каковы движущие факторы эволюции? Каковы основные этапы антропогенеза? Сколько видов людей существует в настоящее время? В чём причина отличий представителей разных рас?

Развитие взглядов на происхождение человека. История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека – АНТРОПОЛОГИИ, которая возникла на рубеже XVIII-XIX вв. 1. Античный мир – Аристотель – признавал предками человека животных. Относил человека по его классификации к группе «кровяных» животных. Гален – признавал близость человека к животным. 2. К.Линней в 1735г. В своей книге «Система природы» выделил род людей с одним видом – Человек разумный и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760г. Опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчёркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян. 3. Ж.-Б. Ламарк в труде «Философия зоологии» указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошёл от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причём стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

4. Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внёс Ч.ДАРВИН. В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872г.) он на большом фактическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. Пришёл к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека. 5. В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных

Доказательства происхождения человека от животных

Метод: эмбриологический У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития: Внутренний скелет представлен хордой; Нервная трубка закладывается на спинной стороне; Тело имеет двустороннюю симметрию; Есть жаберные щели и т.д. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируется череп, пять отделов головного мозга, сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей и т.д. Биогенетический закон

Метод: сравнительно- анатомический Как и у других представителей Млекопитающих: Позвоночник разделён на пять отделов Кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы Характерно живорождение Наличие диафрагмы Наличие молочных желёз. Вскармливание детёнышей молоком, четырёхкамерное сердце. Теплокровность Черты, характерные для подкласса Плацентарные: Мать вынашивает плод внутри своего тела Питание плода происходит через плаценту

У человека как и у человекообразных обезьян: Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа; Хорошо развитые лобные доли головного мозга; Большое число извилин коры больших полушарий; Исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры; Наличие ногтей, а не когтей на пальцах; Форма глаз и ушей; Одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов, полная смена молочных зубов и т.д.

Рудименты Атавизмы На какие группы вы разделите изображённые органы? Что такое рудименты? Что такое атавизмы? Можно ли считать наличие таких органов доказательством родства человека с другими животными?

Метод: физиологический Сходные резус – факторы; Антигены групп крови (А В О) Наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев Сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней Сходство гормонов ( инсулин свиней применяют в лечении сахарного диабета) Метод: молекулярный. Сходство хромосомного аппарата: у человекообразных обезьян – 48 хромосом, у человека – 46. Предполагают, что хромосома 2 у человека возникла в результате слияния двух негомологичных хромосом Различия в генном составе менее 1 %, что характерно для видов-двойников Сходство белков человека и шимпанзе – 99%

Систематическое положение современного положения Царство ЖИВОТНЫЕ Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Тип ХОРДОВЫЕ Подтип ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ) Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Подкласс ПЛАЦЕНТАРНЫЕ Отряд ПРИМАТЫ Подотряд ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ Семейство ЛЮДИ (ГОМИНИДЫ) Род ЧЕЛОВЕК (Homo) Вид ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ (Homo sapiens) Подвид Homo sapiens sapiens

Отличия человека от животных Позвоночник имеет S – образную форму; Сводчатость стопы; Большой палец нижней конечности приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры; Тазовые кости стали более широкими; Грудная клетка уплощена в переднезаднем направлении; Гибкие кисти верхних конечностей и противопоставленный большой палец; Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым; Средняя масса мозга составляет у человека 1350 – 1500г, тогда как у гориллы и шимпанзе – всего 460 – 600г; Обладает сознанием и абстрактным мышлением; Имеется вторая сигнальная система (речь) и абстрактные символы (письмо); Способность передавать и воспринимать знания

С чем связаны эти отличия? Прямохождение Общественный образ жизни Труд

Факторы эволюции Биологические Естественный отбор Борьба за существование Мутации Дрейф генов Популяционные волны Изоляция Социальные Трудовая деятельность Общественный образ жизни Речь Мышление Воспитание Образование

Изменение взглядов на эволюцию человека.

Стадии антропогенеза IV. Ископаемые люди современного анатомического типа – неоантропы (кроманьонцы). III. Древние люди – палеантропы (неандертальцы). II. Древнейшие люди – прогрессивные австралопитеки, архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы, гейдельбергский человек и др.) Homo erectus I. Предшественники человека – австралопитековые. Homo habilis

Гипотезы о происхождении человека Конец 80-х годов XX в. антрополог Гипотеза происхождения предков Ян Линдбланд. Гипотеза околоводного человека на открытых простран- происхождения предков человека. ствах саванн.

Пути и даты расселения неоантропов

Расы и их происхождение Человеческие расы – это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens sapiens.

Физические особенности представителей европеоидной расы Светлая кожа, прямые или волнистые светло-русые или тёмно-русые волосы, серые, серо-зелёные, каре-зелёные и голубые широко открытые глаза, умеренно развитый подбородок, неширокий выступающий нос, нетолстые губы, хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин и др.

Физические особенности представителей монголоидной расы Жёлтая или жёлто-коричневая кожа, тёмные жёсткие прямые волосы, широкое уплощённое скуластое лицо, узкие и слегка раскосые карие глаза со складкой верхнего века во внутреннем углу глаза (эпикантусом), плоский и довольно широкий нос, редкая растительность на лице и теле и др.

Физические особенности представителей австрало-негроидной расы Негроиды - тёмная кожа, курчавые тёмные волосы, широкий и плоский нос, карие или чёрные глаза, редкая растительность на лице и теле. Австралоиды – темнокожи как негроиды, но тёмные волнистые волосы, крупная голова и массивное лицо с очень широким и плоским носом, выступающим подбородком, значительный волосяной покров на лице и теле. Часто выделяют в отдельную расу.

Расогенез – процесс возникновения и становления человеческих рас. Гипотезы, объясняющие происхождение рас: 1. Полицентризм – «расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах». 2. Моноцентризм – «общность происхождения, социально-психического развития, а также одинаковый уровень физического и умственного развития всех рас, возникших от общего предка». Доказательства: - Различия между расами касаются второстепенных признаков, так как основные признаки были приобретены человеком задолго до расхождения рас; - Генетическая изоляция между расами отсутствует, так как браки между представителями разных рас дают плодовитое потомство; - Наблюдаемые в настоящее время изменения, проявляющиеся в снижении общей массивности скелета и ускорении развития всего организма, характерны для представителей всех рас; - Результаты изучения ДНК позволяют утверждать, что первое разделение единой африканской ветви на негроидную и европеоидно-монголоидную произошло около тыс. лет назад. Вторым было разделение европеоидно-монголоидной ветви на западную – европеоиды и восточную – монголоиды.

Варианты проверочной работы по теме «Антропогенез» I вариант. 1 задание. 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в системе животного мира. 2. Укажите признаки, свидетельствующие о принадлежности человека к соответствующему царству, типу, подтипу, классу, подклассу, подотряду. 3. Укажите методы, предоставляющие данные доказательства 4 Назовите признаки, отличающие человека от других животных. Ответы занесите в таблицу: Систематическая категория Признаки, определяющие систематическое положение Методы, предоставляющие доказательства Царство -

II вариант. Задание: выберите правильный вариант ответа. 1. Рудиментарным органом человеческого организма является: а. аппендикс в. копчиковый отдел позвоночника б. третье веко г. все перечисленные 2. К обезьянолюдям относят: а. кроманьонца в. питекантропа б. австралопитека г. неандертальца 3. В эпоху великого оледенения жили: а. кроманьонцы в. синантропы б. неандертальцы г. все перечисленные 4. Человек умелый, изготавливающий из камня орудия труда, относится: а. древнейшим людям в. обезьянолюдям б. древним людям г. новым людям 5. Членораздельная речь в процессе антропогенеза появилась: а. у неандертальцев в. у питекантропов б. у кроманьонцев г. у австралопитеков

6. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления а. к использованию различной пищи б. к наземному образу жизни в.к жизни в различных природных условиях г. к невосприимчивости к различным заболеваниям 7. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии эмбриогенеза свидетельствует о: а. возникших мутациях в. нарушениях развития плода б. проявлении атавизма г. происхождении от животных 8. Эволюция какой группы приматов привела к появлению человека: а. гиббонов в. дриопитеков б. орангутанов г. горилл 9. Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека? а. движущий в. массовый б. стабилизирующий г. методический 10. Зачатки культуры появились у: а. неандертальцев в. кроманьонцев б. питекантропов г. австралопитеков 11. Какой процесс относят к социальным факторам антропогенеза? а. борьбу за существование в. появление речи б. мутационный процесс г. естественный отбор