Формирование исследовательской компетенции у школьников на уроках географии Учитель географии МБОУ «Романовская СОШ» Т.М. Бескоровайная 2011 г. 07.02.2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Advertisements

Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Организация исследовательской работы на уроках МХК.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Проект по окружающему миру (1 класс) на тему: Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Опыт организации проектной деятельности учащихся в школьной библиотеке. Презентацию подготовила зав. библиотекой ГБОУ СОШ 896 (2 подр.) Сулименко Елена.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Приоритеты математического образования – это развитие способностей к: 1 логическому мышлению, коммуникации и взаимодействию на широком математическом.
МБОУ СОШ 12 Организация самостоятельной работы учащихся в исследовательской деятельности Организация самостоятельной работы учащихся в исследовательской.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
«Научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся » Выполнил: Выполнил: Пархоць К.А., учитель Пархоць К.А., учитель английского языка английского.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Транксрипт:

Формирование исследовательской компетенции у школьников на уроках географии Учитель географии МБОУ «Романовская СОШ» Т.М. Бескоровайная 2011 г

Содержание 1.Что такое исследовательская компетенция? 2.Современные технологии 3.Проблемы и пути их устранения 4.Диагностика 5.Выводы

Что такое – компетенция ? Компетентность Качество личности, которое опирается на минимальный опыт в решении жизненных и профессиональных задач Компетенция Аспекты деятельности, которые необходимо освоить, чтобы быть компетентным Знания, умения, навыки Компетенции (освоенные и включенные в индивидуальны й опыт ученика способы деятельности) Самоуправление Субъективность (способность использования способов деятельности на практике) Компетентность

Компетенции учащихся VI класса 1.Умение ориентироваться в пространстве. 2.Умение пользоваться на местности планом и топокартой. 3.Умение проводить измерения с помощью приборов и инструментов. 4. Умение проводить съемку на местности. 5.Умение наблюдать за погодой, объектами гидросферы, литосферы, биосферы. 6.Умение описывать признаки, объекты на местности. 7.Умение использовать источники географической информации (картографо-топографические источники, космические снимки, ресурсы Интернета)

Компетенции учащихся VII класса 1.Умение читать и понимать географические карты различной тематики. 2.Умение ориентироваться в различных источниках географической информации. 3.Умение сбора, систематизации и обобщения информации из картографо-топографических, литературных, космических и геоинформационных источников. 4.Умения вести наблюдения за изменениями окружающей среды своей местности

Компетенции учащихся VIII-IX классов 1.Умение применять географические карты различного содержания, статистические, справочно-информационные ресурсы, ресурсы Интернета, как источников географической информации. 2.Умение определять поясное время. 3.Умение социально-ответственного поведения в природе. 4.Умение проведения геоэкологического мониторинга своей местности. 5.Умение оценивать качество окружающей среды своей местности, прогнозировать тенденции развития хозяйства. 6.Умение ориентироваться в мире профессий, связанных с изучением географии

Компетенции учащихся X-XI классов 1.Умение выявлять и объяснять географические аспекты текущих событий и ситуаций. 2.Умение находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационных системы и ресурсы Интернета. 3.Умение правильно оценивать важнейшие социально- экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах мира, тенденций их возможного развития. 4.Умение понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения

Виды компетенций (по А.М. Кондакову) Личностные компетенции – развитие духовных, нравственных и физических качеств личности. Социальные компетенции – воспитание гражданина демократического общества, патриота, освоение социальных практик. Общекультурные компетенции – освоение основ отечественной и мировой культуры. Интеллектуальные компетенции – развитие интеллектуальных качеств личности, освоение основ наук. Коммуникативные компетенции – формирование способности и готовности свободно осуществлять коммуникацию и общение на родном и иностранных языках, овладение современными средствами коммуникации

Что такое исследовательская компетентность? Исследовательская компетенция - умение учащихся, решать творческие задачи с заранее неизвестным ответом и предполагающее наличие основных этапов, характерных для исследования Исследовательская компетентность - готовность и способность выпускника школы самостоятельно искать новые знания, новые методы и способы деятельности, устанавливать истину в ходе процедуры исследования

Технологии обучения – средство формирования ключевых компетенций Проблемное обучение Проектно-исследовательские технологии Личностно-ориентированные технологии Информационно-коммуникационные технологии Модульная технология обучения Технология развития критического мышления Компетентностно-ориентированное образование Современные технологии открытого образования

Этапы исследовательской деятельности 1.Подготовительный 2.Планирование 3.Исследование 4.Оформление результатов исследования 5.Предоставление отчёта 6.Самоанализ

Памятка «Этапы исследовательской деятельности » ЭтапыДеятельность ученика 1.Подготовительный1. Распознавание проблемы и определение темы исследования 2. Формулирование целей и задач работы 2. Планирование1. Выдвижение гипотезы 2. Выбор уже известного приёма исследовательской деятельности или разработка нового алгоритма действий 3. Выбор источников информации 3. Исследование1. Самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группах 2. Изучение теории, связанной с выбранной проблемой 3. Получение консультаций учителя 4. Работа с картографическими, статистическими, текстовыми и другими источниками географической информации 4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение 5. Обсуждение результатов исследования 6. Подтверждение или опровержение гипотезы 4. Оформление результатов исследования 1. Выбирает наиболее рациональную форму и способ предоставления результатов 2. Получает консультацию учителя по правилам оформления результатов 3. Самостоятельно оформляет результаты исследовательской деятельности 5. Предоставление отчёта 1. Демонстрируют итоги работы 2. Поясняют полученные результаты 3. Формулируют и аргументируют основные выводы 6. Самоанализ1.Анализируют процесс работы 2. Называют трудности и причины их возникновения. 3. Определяют степень удовлетворённости итогом выполненной работы 4. Выясняют, реализованы ли их личные цели

Структура исследовательской работы Введение: тема (творческое название), актуальность, цель, предмет и объект исследования, гипотеза, задачи и методы исследования Глава 1 Литературный анализ исследуемой проблемы Глава 2 Описание исследования Глава 3 Основные результаты Заключение Список литературы Приложение

Проблемы 1.Где найти место и время в учебном плане?Где найти место и время в учебном плане? 2.Как организовать взаимодействие учителя и ученика?Как организовать взаимодействие учителя и ученика? 3.Как организовать работу учеников: в группе или индивидуально?Как организовать работу учеников: в группе или индивидуально? 4.Как планировать урок?Как планировать урок? 5.Какие методические приемы использовать?Какие методические приемы использовать? 6.Как оценивать?Как оценивать? 7.Как проверять уровень полученных знаний?Как проверять уровень полученных знаний? 8.Как проанализировать результативность опыта?Как проанализировать результативность опыта?

Место в тематическом планировании для организации исследования КлассМесто в тематическом плане 7 классНароды и страны регионов мира 8 классПриродно-хозяйственные зоны 9 классРайоны России 10 класс1.География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды 2.География отраслей мирового хозяйства 11 класс1.Региональная характеристика мира 2. Россия в современном мире 3. Глобальные проблемы человечества

Взаимодействие учителя и ученика в процессе организации исследования КлассСегодняЗавтра 6 классВместо ученикаВместе с учеником 7 классВместе с ученикомСамостоятельно 8-9 классВместе с ученикомСамостоятельно классСамостоятельно

Степень участия педагога на различных этапах работы Этапы работы6-7 классы8-9 классы10-11 классы 1. Подготовительный Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства Участие по запросу учащихсяМинимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащихся 2. Планирование 3. Исследование 4. Оформление результатов исследования Организующая, стимулирующая и обучающая помощь 5. Предоставление отчёта 6. Самоанализ Помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя

Преимущества и недостатки групповых и индивидуальных работ Тип работыПреимуществаНедостатки Групповая1.Навык сотрудничества 2.Глубина проекта 3.Распределение обязанностей 4.Комфортность ситуации 5.Обогащение опытом 6.Групповое сплочение 1.Возможность не проявлять активности 2.Не получение всестороннего опыта 3.Снижение ответственности 4.Трудности организации и координации работы 5.Трудности оценивания Индивидуальная1.Полный и разносторонний опыт 2.Развитие личных качеств 3.Учет интересов автора 4.Результат зависит от автора 5.Справедливость оценки 1.Нет опыта сотрудничества 2.Нет возможности обогащения чужим опытом 3.Трудоемкость работы 4.Ответственность на всех этапах

Планирование уроков по теме урок а Деятельность учащихся на урокеДомашнее задание 1.Выбор темы исследования, организация работы, заполнение листа планирования Подобрать литературу по теме исследования, проанализировать источники информации, заполнить листы анализа источников информации 2.Обзор источников информации, оценивание и заполнение оценочных листов: деятельность, направленная на создание конечного результата работы Оформить результаты исследования, приготовиться к публичной защите 3.Защита и публичное представление отчета по результатам исследования Приготовиться к итоговой письменной работе по изученной теме

Лист планирования самостоятельной исследовательской деятельности Имя (имена) учащихся ………………………………………………... Тема исследования ……………………………………………………. Основополагающий вопрос ………………… Актуальность (проблема) исследования …………………………….. Цель ……………………………………………………………………. Объект исследования …………………………………………………. Предмет исследования ………………………………………………... Гипотеза ……………………………………………………………….. Задачи ………………………………………………………………….. Методы исследования ……………………………………………….... Этапы работы этапаНазвание этапаВид деятельности 1. …

Вопросы для собеседования на этапе планирования Почему выбрана эта тема? Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Какой конечный продукт ты создашь, чтобы цель была достигнута? Какие шаги ты должен проделать, чтобы реализовать цели? Все ли у тебя имеется, чтобы выполнить работу? Когда ты будешь осуществлять задуманное?

Теоретическое обоснование на основе различных источников информации Лист анализа источника географической информации 1 Имена участников группы ……………………………….. Название документа, файла, видеоролика и т.д…… Имя автора (авторов) ……………………………………... Дата публикации ………………………………………….. Место размещения документа (название учебника, журнала, газеты, сайта и т.д.)………………………….. Страницы издания или адрес сайта ……………………... Краткое содержание документа по теме исследования (не более 10 предложений) …………………………… ………………………………………………………………

Вопросы для собеседования по листам анализа источников географической информации Почему выбраны эти источники информации? Каким образом данные источники информации могут помочь решить поставленные задачи? Какие новые знания ты получил при работе с этими источниками информации? Какие приемы работы с данными источниками ты использовал? Возникли ли у тебя проблемы с поиском нужной информации? Как ты их решил?

Памятка «Как может быть представлен конечный результат работы?» Бумажный вариант Рекламный проспект Дневник-путешествие Картограмма Коллекция Таблица Схема Серия иллюстраций Сочинение-эссе Информационный бюллетень Стенд Газета Брошюра Электронный вариант Мультимедийная презентация Мультимедийная публикация Заочная экскурсия Электронная коллекция Электронная модель Электронная схема Электронная таблица Фотоальбом Видеофильм Свой вариант

Памятка для подготовки к публичной защите 1.Выделить основные понятия и дать им определения. 2.Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, явления, события. 3.Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. 4.Проранжировать основные идеи. 5.Предложить примеры, сравнения, сопоставления. 6.Сделать выводы, умозаключения. 7.Указать дальнейшие пути исследования. 8.Подготовить текст сообщения. 9.Приготовить чертежи, рисунки, схемы и т.д. 10.Приготовиться к ответам на вопросы

Вопросы для рефлексии Вспомни поставленные тобой цели задачи. Удалось ли их выполнить? Что можно считать твоим личным достижением? Как создание работы способствовало твоему интеллектуальному, творческому и общекультурному росту. Может ли твоя работа приобрести общественную значимость?

Роль учителя в подготовке защиты и публичного представления отчета по результатам исследования 1.Предварительно просмотреть созданные учащимися работы 2.Разработать сценарийРазработать сценарий 3.Подготовить ведущего 4.Назначить учеников ответственных за регламент 5.Составить список необходимого техническое оборудования 6.Напомнить о процедуре проведения защиты и порядке выступления 7.Ознакомить учащихся с критериями и системой оценивания 8.Подготовить оппонентовПодготовить оппонентов 9.Выделить время для итогового обсуждения - рефлексии

Примерный сценарий защиты 1.Организационная часть, приветствие, уточнение порядка защиты (2 мин.) 2.Выступление по группам и оппонирование (5 мин. - выступление, 2 мин. – оппонирование) 3.Итоговое обсуждение: рефлексия, выставление оценок (5 мин.)

Подготовка оппонентов Черное оппонирование Перечислить слабые стороны защиты Назвать 2 момента требующих доработки Внести предложения по усовершенствованию работы Сделать итоговый вывод Выставить общий балл за выступление на основе оценочного листа Белое оппонирование Перечислить сильные стороны защиты Назвать 2 момента, которые могут стать образцом для подражания Найти положительные стороны выступления Сделать итоговый вывод Выставить общий балл за выступление на основе оценочного листа

Система оценивания В баллах соответственно разработанным критериям оценивания Рейтинговая, с последующим переводом в оценки Зачетная, с последующим переводом в оценки

Оценочный лист группы 1 Количество критериев Критерии оценивания работы группы на этапе планирования Оценка работы (по пятибалльной шкале) Гр. 2 Гр. 3 Гр. 4 Гр. 5 1 Оригинальность выбранной темы 2Актуальность исследуемой проблемы 3Четкость обоснования цели и задач 4Целесообразность выбранных методов 5Представлен развернутый план работы Оценка Как оценивать? Оценивать нечего – 0 баллов Плохо балла Слабо – 3 балла Хорошо – 4 балла Отлично – 5 баллов Как выставить оценку? От 21 до 25 баллов – оценка «5» От 16 до 20 баллов – оценка «4» От 10 до 15 баллов – оценка «3» Менее 10 баллов – оценка «2»

Оценочный лист группы 1 Количество критериев Критерии оценивания работы по теоретическому обоснованию на основе различных источников информации Оценка работы (по пятибалльной шкале) Гр. 2 Гр. 3 Гр. 4 Гр. 5 1Соответствие содержания выбранной теме 2Разнообразие источников информации 3Глубина знаний 4Качество выступления 5Умение отвечать на вопросы Оценка Как оценивать? Оценивать нечего – 0 баллов Плохо балла Слабо – 3 балла Хорошо – 4 балла Отлично – 5 баллов Как выставить оценку? От 21 до 25 баллов – оценка «5» От 16 до 20 баллов – оценка «4» От 10 до 15 баллов – оценка «3» Менее 10 баллов – оценка «2»

Оценочный лист группы 1 Количество критериев Критерии оценивания публичной защиты Оценка работы Гр. 2 Гр. 3 Гр. 4 1 Оригинальность, наглядность, целесообразность выбранной формы представления результата работы, соблюдение авторских прав 2 Соответствие содержания заявленным теме, целям и задачам исследовательской работы 3 Демонстрация глубоких знаний по теме исследования 4 Проделан большой объем работы 5 Выступление было последовательным, грамотным, вызвало большой интерес аудитории Оценка Как оценивать? Оценивать нечего – 0 баллов Плохо балла Слабо – 3 балла Хорошо – 4 балла Отлично – 5 баллов Как выставить оценку? От 21 до 25 баллов – оценка «5» От 16 до 20 баллов – оценка «4» От 10 до 15 баллов – оценка «3» Менее 10 баллов – оценка «2»

Как проверять уровень полученных знаний? 1.Срез знаний 2.Тестовая работа 3.Викторина 4.Работа по типу ЕГЭ 5.Контрольная работа 6.Зачет 7.Проверочные работы 8.Практическая работа 9.Итоговые домашние работы

Диагностика I путь – изучение креативности Тест Торренса (незавершенные фигуры) Тест-опросник Г.Девиса Методика В.И. Андреева «Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности» II путь – анализ работ учащихся, их личных достижений

Желаю Вам и Вашим ученикам новых знаний и новых открытий! Спасибо за внимание! Учитель географии МБОУ «Романовская СОШ» Т.М. Бескоровайная

Библиография Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников // Журнал География в школе с Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом//Журнал Воспитание школьников с Гозман Т.М. Технология компетентностно-ориентированного образования: рабочая тетрадь к курсу «Управление образовательным процессом в условиях смены парадигмы образования»- 2-е изд., перераб. и дополн. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, с. Громова Л.А. Научная этика в руководстве исследовательской деятельностью школьников // Журнал География в школе с Душина И.В., Летягин А.А., Беловолова Е.А. Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников // Журнал География в школе с Кендиван О.Д. Использование ситуационно-проблемного подхода при изучении географии // Журнал География в школе с Крылова Т.И., Гаврюшин В.П. Применение средств современных информационно-коммуникативных технологий при обучении географии // Журнал География в школе с Максаковский В.П. Как нам обустроить школьную географию// Журнал География в школе с Самохина А. Метод проектов в экономической подготовке школьников//Библиотечка журнала Экономика в школе. Москва: Издательский дом МПА-ПРЕСС, 2003 с Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология решения творческих задач// Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана –Графф, –с.9-85 Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая.-М.: Первое сентября, с. Урванцева С.Е. Педагогическая проблема: формирование компетентности старшеклассников в процессе экономической подготовки// журнал Экономика в школе с Чанова М.В. Возможности технологии метода проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования // Журнал География в школе ,7 с Шмачилина С.В. Исследовательская культура старшеклассников: формирование и диагностика //Журнал Воспитание школьников с Щенев В.А. Элементы исследовательского подхода на уроках географии VII классе // Журнал География в школе с , Ястребцева Е.Н., Бывховский Я.С. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 5-е изд. Испр. – М: Издательскщ-торговый дом «Русская редакция», с. +CD