Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Advertisements

Интерпретация профилей первоклассников и рекомендации по использованию результатов в образовательном процессе.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
Особенности проведения стартовой диагностики у первоклассников Каттай Е.А. Учитель начальных классов.
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
Определение уровня готовности первоклассников к школе. Итоги первого этапа адаптационного периода Выступает: педагог-психолог, учитель 1-го класса Васьковская.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе. Педагог-психолог МАОУ «Гимназия им.Н.В. Пушкова» Максимова Е.А.
Результаты диагностики первоклассников 19 ноября 2010 г. Московский центр качества образования.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Арзамасцева Галина Юрьевна Директор ГУ ЧР ЦНОТ Иванов Вячеслав Морисович – методист ГУ ЧР ЦНОТ.
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
Московский центр качества образования учебный год ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
Транксрипт:

Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012 года) Интерпретация и использование результатов обследования первоклассников на готовность к обучению в школе Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО, к.пед.н.

Обсуждаемые вопросы Интерпретация и использование результатов обследования учащихся Интерпретация и использование результатов обследования класса Регламенты использования результатов Проведение консультаций

Интерпретация и использование результатов обследования учащихся Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка

Познавательная сфера 1.Тест «Рисунок человека» 2.Тест «Графический диктант» 3.Тест «Образец и правило» 4.Тест «Первая буква» 5.Общая успешность в 4-х тестах 6.Навыки чтения, письма, счёта

Индивидуально-личностные особенности ребёнка 7. Мотивация 8. Усвоение норм поведения в школе 9. Успешность функционирования в роли ученика 10. Взаимодействие со сверстниками 11. Эмоциональная стабильность (тревожность) 12. Эмоциональное благополучие

Семья как ресурс адаптации первоклассника 13. Подготовка к школе в семье 14. Установки родителей по отношению к школьному обучению 15. Условия ребёнка в семье для обучения 16. Помощь ребёнку в обучении

Интегрированные показатели 17. Цена адаптации ребёнка к школе 18. Индивидуальные особенности адаптационного потенциала ребёнка 19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка 20. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 21. Уровень готовности ребёнка к школе глазами родителя

Показатели состояние здоровья ребенка 22. Возрастное соответствие массы и роста 23. Физкультурная группа 24. Группа здоровья

Познавательная сфера 1. Тест «Рисунок человека» 5. Общая успешность в 4-х тестах 4. Тест «Первая буква» 6. Навыки чтения, письма, счёта 2. Тест «Графический диктант» 3. Тест «Образец и правило»

Индивидуально-личностные особенности ребенка 11. Эмоциональная стабильность (нетревожность) 10. Взаимодействие со сверстниками 12. Навыки чтения, письма, счёта Индивидуально- личностные особенности ребёнка 7. Мотивация 8. Усвоение норм поведения в школе 9. Успешность функционирования в роли ученика

Семья как ресурс адаптации первоклассника 13. Подготовка к школе в семье 14. Установка родителей по отношению к школьному обучению 16. Помощь ребёнку в обучении 15. Условия ребёнка в семье для обучения

Интегрированные показатели и показатели состояния здоровья 20. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 21. Уровень готовности ребёнка к школе глазами учителя 22. Возрастное соответствие массы тела и роста низкийсреднийвысокий низкийсреднийвысокий 18. Индивидуальные особенности здоровья 17. Цена адаптации ребёнка к школе 19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребёнка 23. Физкультурная группа Ниже нормы НормаВыше нормы ОсвобождёнВспомогательнаяОсновная 24. Группа здоровья 4321

Шкала «Навыки чтения, письма, счета» Номер вопросаСодержание вопроса 1 КП В09Имеет достаточный уровень подготовки по чтению 2 КП В10Имеет достаточный уровень подготовки по счету 3 КП В11Имеет достаточный уровень подготовки по письму 4 АР В12aРебенок умел: Узнавать большинство букв алфавита 5 АР В12bРебенок умел читать отдельные слова 6 АР В12cРебенок умел читать предложения 7 АР В12dРебенок умел писать буквы алфавита 8 АР В12eРебенок умел писать некоторые слова 9 АР В12fРебенок умел узнавать большинство цифр от 1 до 9 10 АР В12gРебенок умел считать от 1 до 10 и обратно 11 АР В12hРебенок умел складывать и вычитать числа до 10 Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В - вопрос

Шкала «Мотивация» Номер вопросаСодержание вопроса 1 КП В12 Хочет учиться 2 КП В32 Активен на уроке 3 КП В19 Ребенок хотел учиться, когда пошел в школу 4АР В20 В настоящее время ребенок, как правило, идет в школу: с охотой; без особого желания, но спокойно; капризничает, ворчит; просит оставить дома; наотрез отказывается идти в школу. Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В - вопрос

Шкала «Усвоение норм поведения в школе» Номер вопросаСодержание вопроса 1 КП В16На занятиях часто отвлекается, разговаривает 2 КП В18Ходит по классу во время урока 3 КП В19Пристает к одноклассникам 4 КП В20Спокойно сидит на уроке 5 КП В21 Всегда готов к уроку (приносит все рекомендованное на учебный день) 6 КП В24Не опаздывает на уроки 7 КП В25Имеет опрятный внешний вид 8 КП В26Участвует в драках Примечание: КП – карта первоклассника, В - вопрос

Шкала «Успешность функционирования в роли ученика» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В13Выполняет требования учителя 2 КП В14Понимает объяснения учителя на уроке 3 КП В22Не боится задать вопрос учителю 4 КП В23Понимает правила взаимодействия с учителем 5 КП В37Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом 6 КП В39Часто выполняет задание на уроке быстрее других 7 АР В11aУмение ребенка общаться со взрослыми 8 АР В11cУмение ребенка общаться с учителем 9 АР 11dУмение ребенка управлять своим поведением 10 АР 11eУмение ребенка осваиваться в новой обстановке 11АР 11f Умение ребенка организовывать дома учебную деятельность Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Взаимодействие со сверстниками» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В27 Производит впечатление ребенка, которого все обижают 2 КП В33 Сторонится ребят 3 КП В34 Его не выбирают при разбиении на пары 4КП В36 Производит впечатление ребенка, которому легко в коллективе 5 АР В11b Умение ребенка общаться со сверстниками 6АР В13e У ребенка не складываются пока дружеские отношения в школе 7 АР В13f Ребенка "задирают" в школе другие дети Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Эмоциональная стабильность (нетревожность)» Номер вопроса Содержание вопроса 1 КП В28 Очень огорчается, если не выходит задание 2 КП В38 При ответе теряется 3 АР В13b Ребенок часто тревожится 4 АР В13d Ребенок часто боится сделать ошибку Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Эмоциональное благополучие» Номер вопросаСодержание вопроса 1 КП В29 Может заплакать 2 КП В30 Говорит, что хочет домой или к маме 3 КП В31 Ходит грустный 4 КП В13g Ребенок плакал в школе Примечание: КП – карта первоклассника, В – вопрос

Шкала «Подготовка к школе в семье» Номер вопроса Содержание переменной 1 АР В10aЧитали ему книги 2 АР В10cПели ему песни 3АР В10d Играли с ним в игрушки с алфавитом (например, в кубики) 4АР В10e Играли с ним в игрушки со счетом (например, в палочки) 5 АР В10fУчили его, используя компьютер 6 АР В10gСмотрели учебные телепередачи, фильмы 7 АР В10hИграли в слова 8 АР В10iЧитали надписи на этикетках и вывесках 9 АР В10jСчитали сдачу (в магазине, кафе) 10 АР В10kРисовали 11 АР В10lЛепили (из пластилина, глины и др.) 12 АР В10mИграли в развивающие игры 13 АР В10nЗанимались с ним физической подготовкой 14 АР В10oРазговаривали о школе

Шкала «Установки родителей по отношению к школьному обучению» Номер вопроса Содержание вопроса 1 АР В05a Отношение к началу обучения: Считаем важным событием 2 АР В07 Вы говорили, что на игрушки уже не будет времени 3 АР В08a Подготовка к школе: не было 4АР В21a На какие оценки вы настраиваете ребенка? Примечание: АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Условия ребенка для обучения» Номер вопросаСодержание вопроса 1 АР В17 Стараетесь ли Вы придерживаться режима дня для ребенка? 2 АР В25 Есть ли у Вашего ребенка « уголок школьника » ? 3 АР В26 Сколько у Вас приблизительно детских книг дома?

Шкала «Помощь ребенку в обучении» Номер вопроса Содержание вопроса 1 АР В14 Кто из взрослых оказывает поддержку ребенку на этапе привыкания к школьной жизни? 2 АР В18 Кто в основном будет помогать в приготовлении уроков? Примечание: АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Цена адаптации ребенка к школе» Номер вопроса Содержание переменной 1АР В16a После школы выглядит утомленным, нуждается в дополнительном отдыхе 2АР В16b С трудом стал засыпать вечером 3АР В16c Сон стал беспокойным (крутится во сне или часто пробуждается) 4АР В16d Просыпается утром с трудом 5АР В16e Просыпается утром в плохом настроении 6АР В16f После уроков приходит и сразу ложится спать 7АР В16g Изменился аппетит (повышенный или отсутствие аппетита) 8АР В16h После школы перевозбужден 9АР В16i Вечером с трудом успокаивается 10АР В16j Стали заметны навязчивые движения: грызет ногти, крутит волосы, одежду, шмыгает носом и т.д. 11АР В16k Тревожится о школьных делах 12АР В16l Боится опоздать в школу и что-либо не сделать 13АР В16m Появились жалобы на здоровье (болит голова, живот) 14АР В16n Стал капризничать

Шкала «Индивидуальные особенности здоровья» Номер вопросаСодержание переменной 1 КП В05Наличие диагнозов невропатолога 2 КП В06Наличие диагнозов других специалистов 3 КП В07Наличие травм или операций 4 КП В15Правильная речь 5 КП В17На перемене очень возбужден, бегает, шумит 6 КП В35Жалуется на здоровье 7 АР В13cПлохо развита мелкая моторика рук 8АР В22 Пропускал занятия в школе по причине плохого самочувствия Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос

Шкала «Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка» Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка вычисляется как среднее арифметическое Т-баллов рассмотренных ранее шкал. Отдельные параметры (Группа здоровья, физкультурная группа, возрастное соответствие роста и веса), по которым не осуществлялся перевод в Т-баллы, исключаются из этого суммирования.

Шкала «Оценки уровня готовности ребенка к школе глазами учителя и родителя» При оценке уровня готовности предусмотрены 3 градации признака (низкий, средний, высокий) и ответ «затрудняюсь ответить» для учителя. Данные показатели позволяют сопоставить мнение учителя и родителя, проанализировать точки соприкосновения и зоны напряжения. В результате учитель может более разносторонне увидеть конкретного ребенка и общие тенденции по классу.

Шкала«Возрастное соответствие массы тела и роста» Соответствие данных показателей возрастным нормативам является важной составляющей здоровья. Значительное превышение массы тела или, напротив, выраженная недостаточность является фактором, затрудняющим нормальное функционирование организма. В настоящее время больше внимания уделяется рискам, возникающим при превышении массы тела.

Показатель «Физкультурная группа» приводится по медицинской карте первоклассника. Возможны 3 значения: освобожден, вспомогательная группа, основная группа). Освобождение от физкультуры на длительный срок с первых дней пребывания в школе, вспомогательная физкультурная группа являются показателями сниженного ресурса здоровья.

«Группа здоровья» Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка осуществляется в настоящее время в соответствии с Приказом Минздрава России от «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Эта оценка проводится с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья»: 1 группа - здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие; 2 группа - дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения; 3 группа - дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии; 4 группа - дети, страдающие заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями

Результаты обследования учащихся 1-го класса региона (пример 1)

Результаты обследования учащихся 1-го класса региона (пример 2)

Регламенты использования результатов Общие положения 1.1. Положение о проведении консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе» (далее - Положение) устанавливает единые требования к передаче в школы обработанной информации и реализации консультативной части проекта Практическое осуществление передачи в школы обработанной информации и реализации консультативной части проекта строится в соответствии с международными актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ и Департамента образования города Москвы, регламентирующими реализацию консультативной части проекта:

Проведение консультаций Основные функции консультаций специалистов школ в рамках проекта «Оценка готовности первоклассников к школе»: оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании индивидуальных данных каждого ребенка (в соответствии с принятым в настоящем Положении перечнем передаваемых в школы результатов ребенка – профилем показателей); оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании данных, характеризующих в целом по классу уровень выраженности каждой из характеристик профиля показателей. оказание поддержки учителям первых классов и родителям первоклассников в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку. оказание информационной поддержки администрации школы в части сравнения данных по первым классам школы со средними данными по региону. оказание информационной поддержки администрации школы и органам управления образованием в обеспечении регионального стандарта качества образования и удовлетворении потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов образовательного процесса. аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников; информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования обеспечение администрации школы и органов управления образованием информацией о развитии образования в школе.

Принципы проведения консультаций В основу проведения консультаций специалистов в рамках проекта положены следующие этические принципы (согласующиеся с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе): принцип конфиденциальности, компетентности, ответственности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды психологии, благополучия клиента, профессиональной кооперации, информирования клиента о целях и результатах обследования.

Что дополнительно дает участие в проведении обследования первоклассников информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования; формирование у всех участников проекта понимания сложности периода адаптации первоклассника к школе; разработка единой информационно-технологической базы системы оценки показателей, характеризующих адаптацию ребенка к школьному обучению; определение форматов собираемой информации и совершенствование технологии ее использования в качестве информационной основы для осуществления совместной работы учителя первого класса и родителей учащихся по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школьную жизнь; определение форматов собираемой информации и совершенствование технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений; информационная поддержка школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей учащихся и оказанию поддержки первоклассникам на этапе их вхождения в школьную жизнь..

Вопросы и комментарии Тел./факс: (499) cайт: centeroko.ru