Элективный курс по русскому языку Учитель Климова Татьяна Геннадиевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Advertisements

Элективный курс «Лингвистический анализ текста» предполагает углубленную работу с разными видами текста, ориентированную на успешное овладение русским.
Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров. Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Учитель: Лисянских Г.М.
Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
Мамыковская средняя школа Программа элективного курса «Русское правописание. Трудные случаи пунктуации» Автор Фаткуллина Татьяна Николаевна, учитель русского.
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
Элективный курс Русский язык Коварные знаки препинания Авторы-составители Серёгина Л.М., Хорт О.А Издательство «Учитель», 2007 Разработчик: Серёдкина.
Сочинения разных жанров составитель: Рыбакова Т.В. – учитель русского языка и литературы.
Русский язык-это интересно. Ляшева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория. 1.Факультативный курс подготовки к ЕГЭ «Говорим.
Программа внеурочной деятельности в 5 –х классах Занимательно о русском языке.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Программа элективного курса для учащихся 9 класса Автор: Калинина Татьяна Васильевна (Словари и их роль в повышении общей и лингвистической культуры) 14.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
Транксрипт:

Элективный курс по русскому языку Учитель Климова Татьяна Геннадиевна

Пояснительная записка Углубление лингвистических знаний учащихся по русскому языку и повышение их речевой культуры продолжается на элективных курсах, реализуемых в школьном компоненте учебного плана. Учитывая коммуникативную направленность в преподавании русского языка, очень важно расширить возможности обучения. Элективный курс «Загадки текста» предполагает углубленную работу с разными видами текста, ориентированную на успешное овладение школьниками русским языком и подготовку их как к школьной аттестации, так и к поступлению в высшие учебные заведения. Опорной ключевой единицей курса русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды.

Цель элективного курса – комплексная проверка лингвистических и коммуникативных умений школьников; сопоставление языковых фактов; оценка выразительности речи и эстетической функции языка. Задачами данного курса является: создание условия для совершенствования чувства языка, языковой интуиции; углубление знаний учеников о тексте как единице речи; формирование навыков лингвистического анализа текста.

Художественный текст – это целостный организм, в котором единицы разных уровней связаны друг с другом тем единственным способом, который свойственен только данному тексту. Анализ текста во многом построен на выявлении этих связей. Чтобы увидеть отношения единиц разных уровней и понять их смысл, есть множество способов. Анализ текста старая и вечно новая проблема. Научиться анализировать художественный текст – значит научиться его понимать. Чем глубже анализ, тем глубже понимание. Пути анализа текста бесконечны и разнообразны. Не случайно терпят поражение общие схемы анализа – они неизбежно связываются с формальным, сухим, безжизненным подходом к одному из самых увлекательных занятий лингвистики. Содержание, характер и формы работы курса развивают у учащихся умение находить связи между разделами языка, грамотно и связно формулировать ответы, основанные на данных всестороннего анализа текста, расширяют представление о богатстве русского языка.

Курс «Загадки текста» позволяет: - обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста; - ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи. Курс имеет огромное воспитательное значение – воспитывает интерес и уважение к родному языку и его богатствам, желание пользоваться средствами его выразительности, потребность говорить красиво и образно.

Программа элективного курса рассчитана на 8 часов, включает в себя тщательно отобранные и самые необходимые для учащихся теоретические сведения по тексту и его анализу, предполагают практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера и творческие работы. Ученики, окончившие курс, получат необходимые знания по анализу текста. Завершается обучение зачетной работой по анализу текста.

Содержание программы. Тема 1. Текст. Ключевые понятия текста. Текст как речевое произведение. Обобщение и углубление изученного по структуре текста, её особенности. Тема 2. Анализ текста. Принципы анализа текста. Комплексная работа с текстом: анализ текста 87 «Пейзаж в творчестве Лермонтова» из книги Н. Шапиро «Учимся понимать и строить текст»; Написание диктанта с творческим заданием, анализ; Изложение, как вид текста, его проведение и анализ. Тема 3. Сочинения различных жанров как вид текста. Сочинение – это тоже текст. Почему? Редактирование текста, типичные ошибки в письменных работах по русскому языку; само- и взаиморецензирование. Тема 4. Исследование текста. Составление самостоятельных заданий по анализу текста – зачётная работа.

виды деятельности: прослушивание лекции составление тезисного плана составление памятки по анализу текста анализ текста под руководством учителя, написание диктанта с творческим заданием, его анализ; составление плана, подбор словарных материалов, определение типов текста и стилей речи, изложение с элементами сочинения, его проведение и анализ составление памятки к написанию сочинения, написание сочинения, его редактирование и обсуждение; само- и взаиморецензирование работа с научной и справочной литературой, со словарями; зачётная работа по составлению самостоятельных заданий по анализу

Газетная статья

подбор словарных материалов

изложение с элементами сочинения

Сочинения разных жанров

Диалоги о рыбалке. Кочетов М.

Список литературы, использованной при подготовке к занятиям курса: Словари. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И. Аванесова – М.: Русский язык, Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.: Дрофа; Русский язык, Научно-популярная литература. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, Вартаньянц А. Д., Якубовская М. Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М.: АО «Аспект Пресс», Васильева Е.В. Модульная организация предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по русскому языку. – Воронеж, – С. 23 Дудкова Т.Б. Комплексный анализ художественного лирического текста. – «Русский язык – приложение к «ПС», 29/2006. – С Изложение: Учебное пособие для 5-9-х классов/ сост. В.В. Ежов-Строителев: Под ред. И.О. Родина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», – С. 245 Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, – 160 с. Олимпиада. Русский язык: 9-11 классы. / Н.В. Лошкарёва, Е.А. Попова, Н.В. Юшкова. – Липецк: ЛИРО, – С Работа с текстом на уроках словесности классы / Н.А. Шапиро. – М.: Чистые пруды, – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык») (Текст 25) Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород, Торопчина Л.В. Лингвистический анализ текста. Программа элективного курса. – «Русский язык – приложение к «ПС», 2/2006. – С Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», – 160 с. (Текст 87)