Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения Наталья Вячеславовна Ступко – директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района – ресурсный центр по организации психолого- педагогической помощи детям.
Advertisements

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Психолого-медико-педагогический консилиум в организации образования.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
Нормативно-правовое обеспечение ПМП консилиума Каткова К.И.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Л.Д.Постоева,педагог-психолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Из опыта работы ГБОУ ЦО Создание системы психолого- медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Психолого- медико- педагогический консилиум в ДОУ педагог-психолог МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида 2 Л.М.Галина.
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми.
Транксрипт:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения Наталья Вячеславовна Ступко – директор ГОУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края 2011 год Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края

... Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: диагностика, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, трудовой адаптации и интеграции в общество.

Консилиум постоянно-действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий стратегию сопровождения; одна из организационных форм сопровождения в образовательном учреждении; совещание лиц, осуществляющих постановку психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах воздействия на детей.

Цель консилиума создание целостной системы психолого- педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно- психического здоровья.

Задачи консилиума выявление и ранняя диагностика (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) отклонений в развитии, их характера и причин, или других состояний; комплексное обследование детей, имеющих трудности в обучении и адаптации с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе; выявление резервных возможностей ребенка, в т.ч. одаренного, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы; составление оптимальной для развития ребенка индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения; организация здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов; подготовка и ведение документации, отражающей динамику актуального развития ребенка, программу образовательных и воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития; консультирование педагогов в решении сложных или конфликтных ситуаций; организация профессионального взаимодействия между специалистами учреждения и педагогическими коллективами других учреждений, в т.ч., направление ребенка, в случае необходимости, на районную, (городскую, краевую) психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК) при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации индивидуально-ориентированной программы коррекции выявленных недостатков

Принципы организации работы консилиума образовательного учреждения Комплексность изучения развития ребенка. Целостность изучения развития ребенка. Структурно-динамическое изучение соматических и психофизических особенностей ребенка. Уважение к личности ребенка и защите его интересов. Индивидуально-коллективное проведение обследования.

изучение и анализ ситуации развития и обучения ребенка; выявление причин отклонения в развитии, уровня развития познавательной деятельности, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи или структуры дефекта, личностных особенностей усвоения ребенком учебного материала; выявление потенциальных возможностей ребенка и необходимых медико-педагогических условий его оптимального развития; выбор адекватного для ребенка образовательного маршрута; разработка плана психолого-педагогического сопровождения ребенка; разработка алгоритмов общей и индивидуальной коррекции недостатков развития; профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок; организация сбора информации и своевременное выявление детей с низким уровнем готовности к обучению. организация психолого-медико-педагогического мониторинга с целью отслеживания состояния и результативности развития личности ребенка, его уровня достижений по компонентам содержания обучения и по классам обучения Компетенция ПМПк

Нормативно правовые документы, регламентирующие деятельность ПМП консилиумов Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» Приказ ДОН 939-а от г. «О разработке примерного (временного) положения о психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Приказ ДОН 2459 от г. «Об утверждении Примерного положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме» (ПМПк). Приказ ДОН 225 от г. «Во изменение Приказа ДОН от «Об утверждении Примерного Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме». Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме. Инструктивно-методическое письмо МО РФ 27/901-6 от г. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г /16 «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Утверждено постановлением Правительства РФ от Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997г. 288 Изменения и дополнения, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000г. 212 «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Приказ Минобразования РФ от Инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога».(Официальные документы в образовании 2002,5) Нормативно правовые документы, регламентирующие деятельность ПМП консилиумов

Инструкции и рекомендации по приему детей в специальные (коррекционные учреждения (классы, группы) Письмо Минобразования РФ от г. 63-М «О приведении в соответствие с законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями». Письмо Минобразования РФ от г «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии». Письмо Минобразования РФ от г. 29/ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». Нормативно правовые документы, регламентирующие деятельность ПМП консилиумов

Консилиум проводится В соответствии с планом работы школы; По запросу: - администрации -классного руководителя -учителя - педагога-психолога -социального педагога - медицинского работника - родителей школьников Виды консулиумов: Запланированный: - первичный - промежуточный - итоговый Внеплановый (срочный)

Задачи планового консилиума Определение путей психолого-медико- педагогического и социального сопровождения детей. Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка. Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы сопровождения.

Задачи внепланового консилиума Решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам. Направление на ПМПК для изменения ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.

Участники консилиума: Постоянные: заместители директора учреждения (председатель консилиума) по учебно- воспитательной и воспитательной работе педагог-психолог школьный медицинский работник социальный педагог Меняющиеся: Воспитатели, классные руководители (в начальной школе основные учителя) приглашенные учителя-предметники

Объекты обсуждения на консилиуме параллель классов отдельный класс (группа) группа детей отдельный ребенок

Сопровождение ребенка в рамках консилиума

Этапы консилиума подготовительный (диагностический) основной Реализации

Подготовительный этап определение участников сопровождения через проблемно-ориентированный анализ работы учреждения и контингента учреждения выявление возможностей администрации по сопровождению определение готовности педагогов к сопровождению распределение обязанностей среди участников консилиума приказ директора об организации консилиума внесение корректировки в План работы учреждения на год

Диагностический этап ЗАДАЧИ Изучение особенностей познавательной, личностной, эмоционально - волевой, социально-коммуникативной сфер ИТОГИ Подбор диагностического материала Получение каждым специалистом данных об актуальном уровне психического развития ученика, его социально – психологической адаптации, уровне сформированности ЗУН

Документация ПМП консилиумов Приказ о создании ПМП консилиума ОУ Положение о консилиуме в ОУ Договор о сотрудничестве (взаимодействии) консилиума учреждения с ГОУ «Центр диагностики и консультирования» КК План работы ПМП консилиума Журнал записи детей на ПМПк Журнал регистрации заседаний ПМПк; регистрации заключений и рекомендаций ПМПк Журнал учета детей состоящих на динамическом наблюдении Протоколы заседаний ПМПк Утвержденные формы документации специалистов Карта (папка) развития воспитанника Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМП консилиумов и службы ПМП сопровождения в целом Методические материалы по организации и содержанию деятельности ПМП консилиума

Утвержденные формы документации специалистов ПМПк (утверждаются приказом руководителя консилиума) График (расписание) проведения обследования ребенка специалистами ПМП консилиума Заключение (представление на ПМПк) педагога-психолога Заключение (представление на ПМПк) учителя-логопеда Заключение (представление на ПМПк) учителя-дефектолога Заключение (представление на ПМПк) социального педагога Представление учителя на ПМПк Форма протокола заседаний ПМПк Архив консилиума хранится в течение 10 лет. Выдача документов из архива регистрируется в специальном журнале.

Утвержденные формы документации специалистов школьного ПМПк (2) (утверждаются приказом руководителя консилиума) Формы направлений (представлений и запросов) во внешние организации: –Форма представления ребенка на ПМПК (выписка из протокола заседания ПМПк для представления на ПМПК; Психолого-педагогическое представление на ПМПК, Выписка из истории развития ребенка для направления на ПМПК); –Формы запроса на предоставление информации в учреждения здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов и т.д. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Индивидуальная коррекционно-развивающая программа) График (расписание) коррекционных занятий Дневник динамического наблюдения Форма учета детей, состоящих на динамическом наблюдении

Карта (папка) развития обучающегося ( рекомендации для руководителей и специалистов ПМПк) Сведения общего характера о ребенке Анамнестическая часть карты развития (Выписка из истории развития, педагогический и социальный анамнез и т.д.) Педагогическая характеристика (на момент направления ребенка на ПМПк) Заключения (представления) специалистов Протоколы заседаний ПМПк, непосредственно касающиеся ребенка (или выписки из протоколов) Коллегиальное заключение План индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Индивидуальная коррекционно-развивающая программа) График (расписание) коррекционных занятий Дневник динамического наблюдения

Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога. Вариант I. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе». Психологическое заключение

Вариант II. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). Психологическое заключение

Образец психологического заключения Фамилия и имя ребенка _________________________________ Код __________________________________________________ Возраст ребенка _______________________________________ Дата обследования ____________________________________ ФИО психолога ________________________________________ I. Общая характеристика возрастного развития –Физическое развитие- Психостеничность –Внешний вид- Произвольность –Крупная моторика- Регуляция –Мелкая моторика- Обучаемость –Общая деятельная активность- Реакция на обследование –Темп деятельности –Организация деятельности

II. Познавательное развитие –Восприятие –Мышление форма мыслительной деятельности (ФМД) словесно-логическое мышление моделирование классификация –Воображение –Память –Речь –Внимание Образец психологического заключения

III. Личностно-эмоциональное развитие –Личностная активность –Личностная направленность –Эмоциональная пластичность –Эмоциональный фон –Фактор эмоционального напряжения (ФЭН) Эмоциональная возбудимость Эмоциональная заторможенность Ситуативная реактивность –Самооценка –Уровень притязаний –Ценностные ориентации Образец психологического заключения

IV. Коммуникативное развитие –Ситуативное общение –Общение с родителями –Общение с другими членами семьи –Общение с воспитателями и педагогами –Общение со сверстниками –Социометрический статус в группе сверстников V. Особенности развития VI. Проблемы развития VII. Рекомендации VIII. Подпись психолога Образец психологического заключения

Коррекционная карта представляет собой развернутую « картину » психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются: исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка); исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза); тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции); средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д); сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле); рекомендации педагогам по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий; динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла; выпускающая характеристика с общими рекомендациями. Коррекционная карта

Карта развития Карта развития – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка в онтогенезе. В карту развития включаются: Анкетные данные; Сведения о составе семьи; Параметры физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах; Особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в учреждении; Характеристики его взаимодействий со сверстниками.

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно- эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом. Психологическая характеристика

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений). Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. В случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование, и административного лица образовательного учреждения. Выписка

Перечень документов предъявляемых для обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Свидетельство о рождении несовершеннолетнего или его паспорт (с 14-летнего возраста). Направление органов опеки и попечительства или образовательного учреждения с указанием цели обследования, статуса ребенка и доверенного лица (отдельно на каждого ребенка). Выписка лечебно-профилактического учреждения из истории развития ребенка, медицинская карта из поликлиники, медицинская карта (форма 26). Заключение психиатра, невропатолога, ортопеда, офтальмолога, сурдолога, фтизиатра и др. узких специалистов о нарушениях развития (если ребенок состоит на учете). Для детей с нарушением слуха аудиограмма из краевого детского диагностического центра. Характеристика из образовательного учреждения с результатами учебного труда (проверенные рабочие и контрольные тетради по русскому языку и математике, рисунки, дневник). Ксерокопия личного дела учащегося с табелем успеваемости и посещаемости занятий. Представление специалистов школьного ПМП консилиума. Для детей, находящихся на динамическом наблюдении с целью уточнения образовательного маршрута необходимо заключение специалистов школьного ПМП консилиума после диагностического обучения. Для изменения установленного образовательного маршрута предоставить заключение краевого детского психиатра, или выписку о лечении или обследовании в стационаре психиатрической больнице.

Для детей-инвалидов: - справка МСЭ об инвалидности; - индивидуальная программа реабилитационных мероприятий (ИПР), предложенных бюро МСЭ. Документы, определяющие социальный статус ребенка: Постановление органа местного самоуправления о форме устройства ребенка. Свидетельство о смерти родителей. Справка отдела ЗАГСа (форма 25, если отец записан со слов матери). Решение суда о лишении или ограничении родительских прав, или зарегистрированное в суде исковое заявление Приговор или справка исправительного учреждения (если родители отбывают наказание в местах лишения свободы). Справка из отдела милиции о месте нахождения родителей или решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, недееспособным. Медицинское заключение о состоянии здоровья родителей, подтверждающее, что они не могут по состоянию здоровья содержать ребенка и заниматься его воспитанием (с указанием необходимости изъятия из семьи). Акт правоохранительных органов на брошенного ребенка или акт об отобрании. Заявление родителей об отказе от ребенка. Перечень документов предъявляемых для обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наш адрес: , г. Краснодар, ул. Московская, 65, детский городок «Сказка», детский городок «Сказка», ГОУ « Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края Тел.: (861) Факс: (861)

Спасибо за внимание!