ФГОС: условия и механизмы развития одаренности обучающихся Матина Г.О., доцент кафедры УЭО СПб АППО, к.психол.наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
Современные педагогические технологии для реализации ФГОС: Технология развития критического мышления учащихся Технология проектного обучения Технология.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Проектирование программы развития УУД Заместитель директора Мирзаянова Надежда Борисовна МБОУ « Очерская СОШ 3»
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
Творческая мастерская учителей начальных классов ФГОС НОО (Выполнила Кибиткина С.В., учитель СОШ 2 г. Ершова.
Методисты и специалисты Отдела образования администрации г. Сорочинска Модель деятельности муниципальной методической службы по сопровождению введения.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Транксрипт:

ФГОС: условия и механизмы развития одаренности обучающихся Матина Г.О., доцент кафедры УЭО СПб АППО, к.психол.наук

«Горизонты представляют собой заранее очерченные потенциальности». (Эдмунд Гуссерль)

Особенности ФГОС НОО (инновации в содержании образования) Основы компетентностного подхода на уровне освоения роли ученика и основ умения учиться Уровневая градация предметных результатов (Научится – получит возможность научиться) Выделение 3 групп результатов, УУД как механизм формирования метапредметных результатов Общественный договор Внеурочная деятельность Духовно-нравственное воспитание + ОРКСЭ Информационно-образовательная среда Образовательная программа нового типа

Пространство инноваций в условиях введения ФГОС ООО (уровень школы) Каким образом учесть и согласовать разнонаправленные потребности всех участников ОП? Переговорные площадки Какие модели организации ОП могут расширить поле возможностей для самореализации, обеспечить взаимодополнение предметных и метапредметных результатов при установке на развитие личности? Индивидуальный образовательный маршрут и новое качество образовательных результатов Как использовать, привлечь, оптимизировать, совершенствовать все виды ресурсов для того, чтобы школа из консервативной, замкнутой среды стала развивающейся организацией? Сетевое и социальное партнерство Как разработать модели оценки всех трех групп результатов и выбрать оптимальные инструменты оценивания на разных уровнях? Компетентностно ориентированное и рефлексивное оценивание Какой должна быть информационно-образовательная среда и каков путь от образовательной среды к образовательному пространству? Уклад школьной жизни и включенность в сетевые социально- педагогические проекты

Новизна смыслов На уровне идеологии: стандарт как опережающая актуальное развитие школы - система идей, рамочная основа для инновационного развития. На уровне методологии и технологий: системно- деятельностный подход, предполагающий преемственность идей личностно развивающего обучения и компетентностного подхода (дидактика, процесс образования), индивидуализацию ОП (организация образовательного процесса), метапредметность результатов (интеграция)

«…В деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д.Ушинский)

Технологии организации ОП Технологии индивидуализации образования - ИОМ (индивидуальный учебный план, индивидуальная учебная (или дополнительная образовательная) программа, сетевая дополнительная образовательная программа, модульная, дистанционное обучение и (или) дист.поддержка, в том числе на основе ЭОР, сценарный и метапредметный подходы к уроку, интеграция урочной и внеурочной деятельности, технологии сопровождения и др.

Индивидуальный образовательный маршрут как поле возможностей Уровневая градация результатов («Ученик научится…», «Ученик получит возможность научиться…») Предпрофильное обучение (уровни программ, элективы, социальные и профессиональные пробы) Проектная и исследовательская деятельность Дополнительное образование (в школе, дистанционно, в УДОД и учреждениях культуры) Внеурочная развивающая деятельность и профориентация

Внеурочная деятельность Дополнительные образовательные программы на уровне школы и УДОД (образовательные программы УДОД, метапредметные, надпредметные, развивающие, коррекционные, индивидуальные) Воспитательная работа на уровне класса и школы на основе различных организационных форм (кружки, студии, детские общественные объединения, клубы, детские общественные организации)

Модели внеурочной деятельности Оптимизационная (ресурсы ОУ) Модели использования ресурсов дополнительного образования, учреждений культуры Школа полного дня Новые Модели проектирования сетевых отношений для реализации внеурочной деятельности на уровне территории Модели организации внеурочной деятельности во время каникул

Метапредметность На уровне результатов: УУД (способность к обучению и саморазвитию, общеучебные умения) + межпредметные понятия + способность к переносу и аналогии как способность применять знания для решения практических задач = интеграция П и Л результатов, основная цель образования На уровне технологий: учебный предмет нового типа Новая образовательная форма Педагогические технологии формирования УУД

Формы интеграции Метапредметные компоненты содержания в учебных предметах (точки интеграции) Метапредметные (междисциплинарные) программы (курсы) «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом») + элективы, модули, спецкурсы Проектная и исследовательская деятельность Интеграция урочной и внеурочной деятельности

Качество образования От единых показателей – к многоаспектной оценке От формальной фиксации уровня знаний к оценке способности действовать и создавать индивидуальные продукты (проекты, тексты, модели) – компетентностно ориентированная оценка + рефлексивная оценка + экспертная оценка Интегральное понятие (нормы и ценности + удовлетворенность потребителей образовательных услуг + ценности профессионального сообщества + нормативный инвариант, обеспечивающий единство образовательного пространства)

Одаренные дети – разные дети ФГОС сориентирован на работу с разными категориями обучающихся и закладывает конкретные механизмы, выявляющие и развивающие одаренность детей «Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающейся в деятельности и деградирующий при ее отсутствии» (К.К.Платонов) «Способности развиваются в деятельности» (Б.М.Теплов)

Модель организации работы с одаренными учащимися в ГМР Опыт инновационной деятельности ОУ (программы работы с одаренными обучающимися, летние лагеря в школах, тьюторство) Система дополнительного образования, библиотеки, музеи и учреждения культуры Ресурсные центры (ресурсный центр «Статус» МБОУ СОШ 9) Сетевые проекты (модели сетевого и социального партнерства) Сетевые олимпиады и конкурсы Проектная и исследовательская деятельность

Опыт работы с одаренными

Сетевые проекты Академическая одаренность («Ступени к науке» Научное общество обучающихся ОУ ГМР, «Окно в науку», «Я могу. Сетевой проект по профориентации школьников», проект районного лагеря для работы с одаренными детьми) Социальная одаренность («Территория успеха: шаг за шагом», «Мечтай, двигайся, совершай!» социальный молодежный проект для сельского поселения) Творческая одаренность («Танцуют все!», «Шаги к успеху») Спортивная одаренность («Путь к Олимпу». Проект ДЮСШ по организации тестирования спортивной одаренности учащихся»)

" Новаторство - исключительно удел свободы. Новые идеи порождают люди, которые никому ничего не должны и отчитываются только перед самими собой". Уильям Эдвардс Деминг.

Управление инновационным развитием в условиях введения ФГОС второго поколения Инновационные площадки как механизм организации инновационной деятельности в условиях МОС Ресурсные центры по организации работы с одаренными обучающимися Проектные (пилотные) группы ФГОС (оценка результатов, организационные модели) Сетевые образовательные проекты

Актуальные задачи развития на уровне муниципальной образовательной системы Поиск инновационных организационно-методических решений при введении ФГОС ООО на уровне ОУ, группы ОУ, сетевых отношений ОУ, проектно-исследовательской работы – работа на опережение Формирование сети ресурсных центров в МОС как центров управления процессами концентрации и интеграции ресурсов Создание новых сетевых проектов по выявлению, развитию и сопровождению различных видов одаренности обучающихся при реализации ФГОС Привлечение социальных партнеров Согласованность и скоординированность управленческих решений и действий

М.Фуллан: Принципы проведения успешных изменений «Проведение изменений - это приключение, используемое для того, чтобы учиться приспосабливаться к непредвиденным ситуациям. …Не существует единого пути для планового проведения изменений, наоборот, есть много возможностей».

Благодарю за внимание и желаю успехов! С новым учебным годом!