Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Advertisements

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к составлению рабочей программы Подготовлена Куконковой С.А., учителем истории и обществознания МБОУ.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
«Рабочая учебная программа учителя – предметника» Сентябрь 2010 МОУ Сусанинская средняя общеобразовательная школа.
Рабочая программа коррекционного обучения. Малькова Надежд Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 3.
Содержание и структура рабочей программы педагога.
Рабочие программы учителя. 1.Титульный лист. 2.Пояснительная записка. 4.Учебно-тематический план. 5.Содержание курса 7.Критерии оценивания по предмету.
Требования к рабочим программам педагога. Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом.
ВИДЫ ПРОГРАММ: 1.Примерные программы; 2. Авторские программы 3. Рабочие программы.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Информационно – методический отдел Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам.
Содержание и структура рабочей программы педагога Подготовила Рогожина Э.Г год.
Содержание и структура рабочей программы педагога Подготовила Серяева Наталья Анатольевна 2010 год.
Рекомендации по составлению. Обоснование В соответствии с п.7 п.2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение РФ «Об образовании» образовательное.
Педагогический совет Рабочая программа – эффективный инструмент педагога в реализации современного качества образования 29 августа 2011 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Кудашов Анатолий Александрович учитель физкультуры МБОУ школа-интернат 2013 год.
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
Транксрипт:

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе», «Рабочая программа основного общего образования по биологии».

Требования к оформлению рабочих программ Текст рабочей программы педагога включает 9 основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Критерии оценивания учащихся. 7. Календарно-тематическое планирование. 8. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 9. Приложения к программе.

При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень их способностей; характер учебной мотивации; качество учебных достижений; образовательные потребности; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. Несоответствие примерным программам

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них. Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

1. Титульный лист -полное наименование образовательного учреждения, - гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты); - название учебного курса, для изучения которого написана программа; - указание параллели, на которой изучается программа; - фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких); - название города, населенного пункта; - год разработки программы.

Статус документа. Данная рабочая программа по (предмет, класс) составлена на основании следующих документов: - Законы РФ и РТ «Об образовании» - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. 1089), - Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года1312» - Примерной программы по географии (указать реквизиты, если есть) - Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года 3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования» (если вы работайте в 1-9 классах) - Приказа МО и Н РТ от ***августа 2011 года *** «Об утверждении базисного учебного плана на учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования» (если вы работайте в классах) - Учебного плана МБОУ –ПСОШ2 Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на 2011 – 2012 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол *, от** августа 2011 года)

Пояснительная записка поясняет актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач (практическое задания, самостоятельная работа, тренинги и т.д.), рекомендации по их проведению. Для составительских программ должны быть указаны выходные данные материалов (программ, учебных пособий и т.д.) которые были использованы при составлении программы. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объем курса, должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебно-тематическому плану, формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; - указание на место и роль курса в обучении; - цели,задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых); - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; - логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений учащихся; - инструментарий для оценивания результатов; - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

3. Учебно-тематический план перечень разделов, тем последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; - вид занятий (теоретические или практические, количество часов); Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы.

4. Содержание тем учебного курса -перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся; - региональный компонент. -перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся; - региональный компонент.

5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе В данном разделе прописываются требования к : - знаниям ; - умениям ; - компетенциям. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся В данном разделе прописываются требования к : - знаниям ; - умениям ; - компетенциям. Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно - тематическом плане.( Сведения о контрольных, лабораторных, практических работах и экскурсиях ).

8. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной) -методические и учебные пособия; - оборудование и приборы; - дидактический материал; - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример: Горский Д.., Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. М: Просвещение

9. Приложения к программе - основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры контрольных работ и т.п.; - методические рекомендации. - основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры контрольных работ и т.п.; - методические рекомендации.

Законом РФ « Об образовании » не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

И ещё несколько фактов, которые надо знать. Рабочая программа должна быть пронумерована; прошита; в двух экземплярах (один храниться у администрации школы, другим пользуется учитель); даты в календарно-тематическом плане должны быть проставлены ручкой или на компьютере до конца учебного года, а рядом должна быть дата фактическая, то есть день проведения урока.

Например некоторые ошибки, которые мы встретили : 1) технология: не хватало некоторых тем: «Электротехнические работы» и «Черчение и графика». : Черчение и графика (34 час), Электротехнические работы (6 час). Современное производство и профессиональное образование 2) В рабочих программах по физической культуре требовалась корректировка разделов «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно- оздоровительная деятельность», конкретно, вы должны включить в программу темы: «Плаванье», «туризм» и «История олимпийских игр» хотя бы теоретически, это не должно занимать целый урок, но в начале урока для разнообразия можно включать интересные факты олимпийских игр или элементы плаванья и т.д. вот выдержка и примерных программ « История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов ». Плавательные упражнения. Имитационные движения для освоения техники плавания способами кроль на груди и спине, брасс. Плавание «по разделениям» и в полной координации способами кроль на груди; кроль на спине; брасс. Старты и повороты при плавании кролем на груди и спине, брассом. Ныряние в длину. Проплывание тренировочных дистанций (одним из способов плавания). 3) по ОБЖ – отсутствует тема «Государственная система обеспеченности безопасности населения», где должны отражаться меры безопасности при терроризме.