Особенности федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования г. Москва Александр Кондаков 1 14/09/2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
Advertisements

Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Первостепенная задача современной образовательной системы – духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП основного общего образования Малышева И.Ю., к.ф.н., и.о. декана факультета обучения и воспитания КОИРО.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Среднее(полное) общее образование проект.
Модернизация школьного образования. Круг обсуждаемых вопросов 1. Основные положения системно- деятельного подхода в среднем образовании 2. Базовые технологии.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Котлярова В.Ф., заместитель директора по научно–методической работе гг.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Духовно-нравственное становление личности ребенка в современной системе образования Контакты: Южное территориальное представительство ИРО Свердловская.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Транксрипт:

Особенности федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования г. Москва Александр Кондаков 1 14/09/2010

22 Образование Важнейшая социальная деятельность общества Важнейшая социальная деятельность общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества 2

3 Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Социальное выравнивание общества Социальное выравнивание общества Формирование российской гражданской идентичности личности Формирование российской гражданской идентичности личности Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур Конкурентоспособность личности, общества и государства Конкурентоспособность личности, общества и государства

4 Основная цель российского образования Новая цель образованияя Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Наша новая школа Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

55 Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения 5

Социальные и моральные вызовы школьному образованию Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования Усиление миграционных процессов Усиление миграционных процессов Недостаточный уровень воспроизводства населения Недостаточный уровень воспроизводства населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения Снижение физического, социального и психического здоровья населения 6

7 Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан

8 Стратегия 2020 Новые задачи образования Образование должно обеспечить Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса Укрепление национальной безопасности Укрепление национальной безопасности 8

9 Человек ХХI века Ориентированность на знания и использование новых технологий Ориентированность на знания и использование новых технологий Активное стремление расширить жизненный горизонт Активное стремление расширить жизненный горизонт Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Активное финансовое поведение Активное финансовое поведение Здоровый и безопасный образ жизни Здоровый и безопасный образ жизни Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации

10 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Наша новая школа

Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем потребности личности, общества и государства в общем образовании образовании Изменилась структура стандарта (совокупность требований) Изменилась структура стандарта (совокупность требований) Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ результатам освоения основных образовательных программ Изменилось представление об образовательных результатах Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные) (личностные, метапредметные, предметные) ФГОС имеет методологическое основание (системно- ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход) деятельностный подход) Особенности ФГОС 11

Ориентиром при построении содержания образования стали Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России личности гражданина России Изменились методологические основы системы оценки достижения Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования требований к результатам образования Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса образовательного процесса Представлены широкие возможности реализации этнокультурной Представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС составляющей ФГОС Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность которого включена внеурочная деятельность Особенности ФГОС 12

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ключевые задачи формирования универсальных видов учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования система ведущих научных теорий, основных понятий и методов в областях знаний, представленных в общем образовании обобщенные требования к результатам запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментальное ядро содержания общего образования, системно-деятельностный подход Формирование содержания образования 13

Содержание среднего (полного) общего образования Направлено на обеспечение гражданского становления, социальной зрелости и функциональной грамотности обучающихся с учетом их потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов, ориентирует на дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования и (или) профессиональную деятельность, обеспечивает преемственность программ общего и профессионального образования Направлено на обеспечение гражданского становления, социальной зрелости и функциональной грамотности обучающихся с учетом их потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов, ориентирует на дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования и (или) профессиональную деятельность, обеспечивает преемственность программ общего и профессионального образования 14

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Требования к результатам освоения ООП Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций» 15

Личностные результаты среднее (полное) общее образование готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 16

Личностные результаты среднее (полное) общее образование сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной видах деятельности сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной видах деятельности 17

Личностные результаты среднее (полное) общее образование осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов 18

Метапредметные результаты среднее (полное) общее образование готовность к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов в различных сферах деятельности готовность к социальному самоопределению на основе постановки целей и построения жизненных планов в различных сферах деятельности 19

Метапредметные результаты среднее (полное) общее образование навыки исследовательской и проектной деятельности навыки исследовательской и проектной деятельности способность к творчеству и созиданию способность к творчеству и созиданию готовность к деловому лидерству, сформированность навыков продуктивного сотрудничества готовность к деловому лидерству, сформированность навыков продуктивного сотрудничества 20

Предметные результаты среднее (полное) общее образование Предметные результаты устанавливаются на трех уровнях: Предметные результаты устанавливаются на трех уровнях: интегрированном (общеобразовательном) интегрированном (общеобразовательном) базовом базовом профильном профильном 21

Интегрированный (общеобразовательный) уровень Предметные результаты должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных задач общего образования, а также задач социализации обучающихся Предметные результаты должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных задач общего образования, а также задач социализации обучающихся 22

Профильный уровень Предметные результаты должны быть ориентированы на более глубокое, чем предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности Предметные результаты должны быть ориентированы на более глубокое, чем предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности 23

Базовый уровень Предметные результаты должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности Предметные результаты должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности 24

Структура учебного плана среднего (полного) общего образования 2. Иностранный язык Иностранный язык Б.П. Второй иностранный язык Б. 1. Русский язык и литература. Родной язык и литература Русская словесность И. Русский язык Б.П. Литература Б.П. Родной язык Б.П. Родная литература Б.П. 3. Математика и информатика Математика и информатика И. Математика Б.П. Информатика Б.П. 4. Общественные науки История Б.П. Обществознание Б.П. География Б.П. Экономика П. Право П. 6. Курсы по выбору: Искусство, предмет по выбору школы или курс из предметных областей Естественные науки Естествознание И. Физика Б.П. Химия Б.П. Биология Б.П. Россия в мире ОБЖ, Физкультура Индивидуальный социальный проект 25

ПланируемыеРезультаты Программаформиро-ваниякультурыздоровогоибезопасногообразажизни УчебныйпланПрограммаразвитияУУДПрограммадуховно-нравственногоразвитияивоспитанияПрограммы отдельных отдельныхучебныхпредметов(курсов) Программаработы с обучающимися инвалидамииобучающимися С ОВЗ СистемаоценкиПрограмма подготовки к проффессио-нальномусамоопреде-лению Среднее (полное ) общее образование Программаучебно- исследова- исследова-тельской и проектной деятельности Требования к структуре ООП Пояснительнаязаписка Программасоциализацииобучающихся 26

Программа формирования готовности к профессиональному самоопределению должна обеспечить: должна обеспечить: формирование готовности к самостоятельному выбору образовательной и профессиональной траектории формирование готовности к самостоятельному выбору образовательной и профессиональной траектории формирование готовности анализировать и интерпретировать содержание общего образования в контексте проектируемого образовательно-профессионального маршрута формирование готовности анализировать и интерпретировать содержание общего образования в контексте проектируемого образовательно-профессионального маршрута 27

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности должна обеспечить: должна обеспечить: возможность получения научного и (или) практико-ориентированного результата применения обучающимися предметных знаний и опыта исследовательской и проектной деятельности, в том числе в рамках профильного обучения возможность получения научного и (или) практико-ориентированного результата применения обучающимися предметных знаний и опыта исследовательской и проектной деятельности, в том числе в рамках профильного обучения подготовку к осознанному выбору профессионального образования или профессиональной деятельности подготовку к осознанному выбору профессионального образования или профессиональной деятельности 28

Программа социализации обучающихся должна обеспечить: должна обеспечить: содействие обучающимся в решении вопросов жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора содействие обучающимся в решении вопросов жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора учет индивидуальных социальных инициатив обучающихся, связанных с профессиональным выбором учет индивидуальных социальных инициатив обучающихся, связанных с профессиональным выбором 29

Оценивание результатов образования Используются персонифицированные процедуры – в целях промежуточной и итоговой оценки и аттестации обучающихся Используются персонифицированные процедуры – в целях промежуточной и итоговой оценки и аттестации обучающихся неперсонифицированные процедуры – в целях оценки индивидуальных личностных достижений обучающихся неперсонифицированные процедуры – в целях оценки индивидуальных личностных достижений обучающихся 30

Итоговая оценка результатов включает: включает: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами результаты государственной (итоговой) аттестации, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП результаты государственной (итоговой) аттестации, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП 31

Государственная (итоговая) аттестация русский язык и математика - форма ЕГЭ русский язык и математика - форма ЕГЭ форма сдачи экзамена по остальным предметам (устная, письменная, ЕГЭ) выбирается обучающимся самостоятельно форма сдачи экзамена по остальным предметам (устная, письменная, ЕГЭ) выбирается обучающимся самостоятельно обязательная защита индивидуального проекта, выполненного в процессе обучения на предметной или межпредметной основе, или в рамках социальной деятельности обязательная защита индивидуального проекта, выполненного в процессе обучения на предметной или межпредметной основе, или в рамках социальной деятельности 32

Портрет выпускника школы Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни 33

Портрет выпускника школы Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата 34

35 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования

36 Новое содержание образования : Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации: Систему духовно-нравственных ценностей Систему духовно-нравственных ценностей Систему научных представлений о природе, обществе и человеке Систему научных представлений о природе, обществе и человеке Систему универсальных учебных действий Систему универсальных учебных действий

37 Новая образовательная среда Эффективность современного учебно- воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения Эффективность современного учебно- воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения

38 Педагогический потенциал инновационной образовательной среды Организация коллективной деятельности и работы в группах Индивидуализация учебного процесса Психолого- педагогическая поддержка учебного процесса Реализация системно- деятельностного подхода Разноуровневость содержания образовательного ресурса Создание ситуации успешности для учащихся Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ Интенсификация процесса обучения Социализация учащихся Мотивация к самообразованию

39 Что требуют от учителя новые технологии? профессиональный мониторинг стремительно растущей информационно-ресурсной базы профессиональный мониторинг стремительно растущей информационно-ресурсной базы использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных инновационных образовательных ресурсов использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных инновационных образовательных ресурсов владение педагогическими технологиями открытого, дистанционного образования владение педагогическими технологиями открытого, дистанционного образования активное участие в работе социальных образовательных сетей и образовательных сообществ активное участие в работе социальных образовательных сетей и образовательных сообществ освоение новой роли в педагогическом процессе освоение новой роли в педагогическом процессе

40 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

41 Российский Учитель Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций

42 Российский Учитель Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде Личность, владеющая основами психолого- педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями Личность, владеющая основами психолого- педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями

43 Новая роль педагогического образования в системе общего образования Российское гражданское общество Наша новая школа Стратегические цели и задачи развития общества и государства Стратегия 2020 Педагогическое образование Новый Учитель Новый школьный стандарт Гражданин России

44 Обсуждение вопросов по разработке и реализации стандарта на сайте standart.edu.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!